Параграф 23 ГДЗ Пасечник 11 класс (Биология)

Изображение § 23. Экологическая сукцессия. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы1. Что называют трофической структурой сообщества?Трофическая структура – схема...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 11 класс, Просвещение:
§ 23. Экологическая сукцессия. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы
1. Что называют трофической структурой сообщества?
Трофическая структура – схема всех пищевых взаимосвязей между видами сообщества.
2. Какие экологические факторы вам известны?
Экологические факторы делятся на абиотические, биотические и антропогенные. К абиотическим относятся климатические (свет, температура, влажность, ветер, атмосферное давление, осадки) и эдафические (механический состав почвы, её плотность, структура, влагоёмкость, воздухопроницаемость, теплоёмкость, теплопро-водность, водопроницаемость, кислотность). Биотические факторы — это влияние на организмы других живых существ. Антропогенные факторы — это воздействие человека.
3. Какое тело на нашей планете называют биокосным?
Биокосное тело — это термин, используемый в экологии для обозначения экосистемы. Это целостная система, включающая в себя живые организмы (био) и неживую среду их обитания (косное). Все экосистемы, от небольших, таких как пруд или луг, до глобальных, таких как биосфера, являются биокосными телами.
Что характерно для искусственно созданных экосистем и с какими трудностями приходится сталкиваться человеку для поддержания целостности таких сообществ?
Они создаются и поддерживаются человеком для определенных целей, таких как производство пищи, рекреация или борьба с загрязнением. Они часто имеют упрощенную структуру, поскольку включают в себя ограниченное количество видов и уменьшенное биоразнообразие. Они требуют активного управления и вмешательства человека для поддержания их функционирования и целостности.
В искусственных экосистемах часто возникает необходимость контролировать численность определенных видов, чтобы предотвратить их перенаселение или исчезновение. Это может включать борьбу с вредителями, болезнями и инвазивными видами. В агроэкосистемах, например, часто требуется внесение удобрений для поддержания плодородия почвы и обеспечения растений необходимыми питательными веществами. Искусственные эко-системы могут быть особенно уязвимы к изменению климата, включая повышение температуры, изменение осадков и экстремальные погодные явления. Это может потребовать внедрения мер по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий.
1. Что такое сукцессия?
Сукцессия (от лат. successio – наследие, смена поколений, последовательность) – это закономерное изменение структуры сообщества во времени.
2. Возможно ли равновесие в сообществе, где общее дыхание организмов не равно по величине валовой продукции?
Если общее дыхание будет меньше суммарной продукции автотрофов, то это показатель того, что в экосистеме происходит накопление органического вещества, а если больше – его уменьшение. И то и другое будет приводить к изменениям сообщества. При избытке ресурса всегда найдутся виды, которые смогут его освоить, при недостатке – часть видов вымрет.
Такие изменения и составляют сущность экологической сукцессии. Главная особенность этого процесса состоит в том, что изменения сообщества всегда происходят по направлению к достижению равновесного состояния.
3. Какие виды сукцессий вы знаете?
• Первичные сукцессии
• Вторичные сукцессии
4. В чём различия между первичной и вторичной сукцессией? Приведите примеры.
Первичные сукцессии возникают на субстратах, не затронутых почвообразованием. Они связаны с формированием не только фитоценоза, но и почвы. Примером первичной сукцессии может являться поселение накипных и листовых лишайников на камнях.
Вторичные сукцессии развиваются на месте сформировавшихся биоценозов после их нарушения, например в результате засухи, пожара, вырубки леса, сельскохозяйственных работ и т. п. Примером вторичной сукцессии может служить зарастание небольшого озера с последующим появлением на его месте болота, а затем леса.
5. Какими факторами определяется продолжительность сукцессии?
Продолжительность сукцессии во многом определяется структурой экосистемы. При первичной сукцессии для развития устойчивого сообщества требуются многие сотни лет. Вторичные сукцессии протекают значительно быстрее.
6. В чём разница между молодым и зрелым сообществами?
Зрелые стадии сукцессии являются более устойчивыми, чем ранние.
Зрелое, т. е. достигшее состояния равновесия, сообщество отличается от молодого высокой насыщенностью организмами, их разнообразием, а также более развитой трофической структурой и уравновешенностью между энергией, получаемой извне, и энергией, используемой для поддержания жизни.
В то же время в зрелом сообществе почти вся энергия, доступная организмам, тратится на поддержание их жизнедеятельности.
Молодые сообщества, наоборот, более уязвимы по отношению к внешним воздействиям. Однако молодое сообщество способно продуцировать новую биомассу в больших количествах, чем зрелое.
Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение на тему «Влияние деятельности человека на экосистему моего города (края)». Представьте сообщение в виде презентации.
(Ссылка на презентацию ниже.)
Выполните лабораторную работу № 6 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах (на примере аквариума)» на с. 267.
Ход работы:
1. Определите, какие организмы живут в аквариуме.
Растения:
• Водоросли (например, элодея)
• Плавающие растения (например, ряска)
• Декоративные растения (например, анубиас)
Животные:
• Рыбы (например, гуппи, неоны, сомики)
• Моллюски (например, улитки ампулярии)
• Ракообразные (например, креветки)
• Бактерии (деятельность которых невидима невооружённым глазом)
2. Определите, какие экологические факторы и ресурсы характерны для данной искусственной экосистемы. Проанализируйте, насколько они соответствуют требованиям, необходимым для нормальной жизни обитателей аквариума.
Экологические факторы:
• Свет обеспечивает фотосинтез у растений.
• Температура должна быть в пределах 22-28°C для большинства тропических рыб.
• Кислород, растворённый в воде, необходим для дыхания рыб и других животных.
• Оптимальный диапазон ph для большинства обитателей 6.5-7.5.
Ресурсы:
• Корм для рыб, остатки пищи для улиток и креветок.
• Растения и декорации для укрытия мелких рыб и креветок.
3. Составьте схемы всех возможных пищевых цепей в аквариумной экосистеме.
Водоросли > Растительноядные рыбы (например, гуппи) > Хищные рыбы (например, скалярии)
Остатки пищи и детрит > Декоративные улитки > Креветки
4. Выясните, какие из этих пищевых цепей имеют место в вашем аквариуме.
Водоросли > Гуппи > Скалярии
Остатки пищи и детрит > Улитки > Креветки
5. Сравните аквариум с естественным водоёмом. В чём заключается сходство этих экосистем? Чем обусловлены их различия?
Сходства:
• Оба типа экосистем содержат водные растения и животных.
• В обеих экосистемах происходят процессы фотосинтеза и дыхания.
• Пищевая цепь начинается с растений и заканчивается хищниками.
Различия:
• Аквариум — ограниченное пространство, естественный водоём — гораздо больше и открыт.
• В аквариуме человек контролирует условия (температура, pH, освещение), в природном водоёме условия регулируются естественным образом.
• Естественный водоём имеет более высокое разнообразие видов и сложные взаимодействия между ними.
6. По результатам работы сделайте вывод.
Аквариум представляет собой модель искусственной экосистемы с упрощёнными пищевыми цепями и контролируемыми условиями среды.
Экологические факторы в аквариуме (свет, температура, кислород, pH) должны быть поддержаны на уровне, оптимальном для жизни обитателей.
Пищевая цепь в аквариуме включает растения, растительноядных и хищных рыб, а также детритофагов.
Аквариумные экосистемы имеют сходство с естественными водоёмами в процессах фотосинтеза и пищевых взаимодействиях, но отличаются размером, регулированием условий и биологическим разнообразием.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением