Параграф 14 ГДЗ Тетради-тренажёра Котова Лискова 11 класс (Обществознание)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Котова, Лискова 11 класс, Просвещение:
§ 14. Политическое сознание
1. Выпишите из текста учебника определения понятий:
Политическое сознание – одна из форм общественного сознания; мысли и переживания участника политического процесса относительно этого процесса и собственной роли в нем.
Политическая идеология – совокупность преимущественно систематизированных представлений той или иной группы лиц, выраженная и призванная защищать их интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на неё.
Политическая психология – политические чувства, эмоции, настроения, мнения и другие психологические компоненты и стороны политической жизни общества.
2. Покажите на трёх-четырёх примерах влияние институтов гражданского общества на политическое сознание граждан.
• В семье формируется представление человека о политике (ребенок перенимает политические взгляды родителей или противопоставляет свои взгляды взглядам родителей)
• Политическая деятельность партий вызывает отклик у человека, формирует его политические взгляды
• Протестантская церковь стимулирует экономическую деятельность граждан, формирует представление о свободе личности (либеральная идеология)
3. Учёные выделяют функции политической идеологии, некоторые из которых приведены в таблице. Поясните каждую из них, заполнив таблицу.
Функция
Ориентационная
Мобилизационная
Интегративная
Выражение и защита интересов определенной социальной группы
Пояснение
Формирование положительных и отрицательных образов объектов в системе политических ценностей
Сподвигает граждан к определенным действиям в отношении политики
Объединение граждан для какой-либо деятельности с целью достижения целей (интеграция общества)
Идеология диктует, какие интересы должен преследовать гражданин, защищает эти интересы; даёт им положительную характеристику и оценку
4. Вспомните основные идеи наиболее известных политических идеологий. Заполните таблицу, при необходимости используя текст параграфа и справочную литературу.
(Начало таблицы.)
Критерии сравнения
Взгляды на государство, оптимальные пути и направления его развития
Взгляды на экономическое развитие общества
Взгляды на семью
Взгляды на положение личности в семье, обществе, государстве
либеральная
Демократическое государство
Развитие рыночной торговли, свобода рынка, развитие предпринимательства и бизнеса
Семья как соц. Институт формирует лишь характер человека, не его политические взгляды
Свобода личности
консервативная
Сильная государственная власть, правит соц. элита
Традиционный путь развития экономики
Семья – главный институт, в котором формируются взгляды и мнения человека (огромная роль семьи)
Социальное неравенство
социалистическая
Социалистическая революция, классовое равенство
Ликвидация частной собственности, организация общественного производства
«обобществление семьи». В семье диктуются взгляды. Всеобщие блага
Всеобщее равенство
социал-демократическая
Реформы капиталист. общества, демократический социализм
Регулирование рыночной экономики
В семье проповедуется личностное развитие, ценности социал. общества
Гарантии прав личности
фашизм
Сильная диктаторская власть, фюрерство, милитаризм
Регулирование рынка, протекция от продуктов, товаров других стран
Семья формирует у ребенка отрицательное отношение к представителям других рас и этносов, внушает идею соц. неравенства
Личностное начало вторично к расово-этническому
5. Объясните связь политического сознания с политическим участием граждан.
Граждане, обладающие высшим уровнем политического сознания, принимают активное участие в политической жизни общества, так как видят более четкую и полную картину политических процессов, происходящих в стране, и знают, как логично повлиять на политику страны, региона и др.
6. В 2012 г. в стране Z социологи спросили молодёжь, в каком митинге, демонстрации они готовы принять участие.
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
На основе данных опроса сделайте не менее двух выводов о чертах политического сознания молодёжи и кратко поясните каждый из них.
Большинство опрошенных не готовы принимать участие в митингах и демонстрациях.
Равное количество опрошенных (8%) готовы принимать участие в митингах против тяжелых условий жизни, против политической системы в стране, в демонстрациях в честь праздников.
7. Прочитайте высказывание и выполните задания.
«Идеология — это описание невидимой цели, которая, оправдывает видимые средства» (В. О. Пелевин (р. 1962), современный российский писатель).
Как вы понимаете смысл высказывания?
Пелевин считает, что идеология, созданная для того, чтобы с помощью возвышения идей и целей оправдать (создать положительный образ) текущую политику и деятельность государства.
С помощью каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой писателем проблемы?
Идеология, политические ценности, цели политики.
Составьте план, на основе которого вы будете раскрывать проблему, поднятую автором высказывания.
1. Понятие идеологии, её содержание
2. Идеология как способ контролирования мировоззрения, политического поведения граждан.
3. Идеология и мировой истории в истории России
4. Идеологии современности, их роль в жизни современного общества
Приведите примеры, иллюстрирующие основные идеи, нескольких пунктов плана.
3. Фашизм (идеология) во время Третьего рейха оправдывала идеи нескольких геноцида евреев, проповедовала превосходство арийской рас; во времена СССР идеология содвигала людей совершать производственные подвиги (перевыполнение плана), военные подвиги.
4. Идеологии современности часто теряют эффективность из-за распространения критического мышления (подвергается сомнению информация в СМИ о событиях на Украине, в Крыму).
Похожие решебники
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением