Параграф 13 ГДЗ Тетради-тренажёра Котова Лискова 11 класс (Обществознание)

Изображение §13. Общественное сознание1. Выпишите из учебника характерные черты общественного сознания.Относительный характер, взгляды людей отстают от общественного бытия,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Котова, Лискова 11 класс, Просвещение:
§13. Общественное сознание
1. Выпишите из учебника характерные черты общественного сознания.
Относительный характер, взгляды людей отстают от общественного бытия, общественное сознание обладает преемственностью, имеет активное влияние, а жизнь общества.
2. Заполните схему "Структура общественного сознания"
3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Источник (А) формирования как общественного, так и индивидуального сознания является бытие людей. Основой их проявления и функционирования выступают деятельность (Б) и язык. Однако это единство предполагает существенные различия (В). Во-первых, индивидуальное сознание имеет «границы» жизни, обусловленные жизнью конкретного человека. Общественное же сознание может охватывать жизнь множества поколений (Г). Во-вторых, индивидуальное сознание находится под воздействием личностных качеств индивида, а общественное сознание в каком-то смысле надличностно (Д). Оно может включать в себя то общее (Е), что характерно для индивидуального сознания людей, определённую сумму знаний и оценок, передающихся из поколения в поколение и изменяющихся в процессе общественного развития (Ж). Другими словами, общественное сознание свойственно обществу в целом или входящим в него различным социальные общности (З). И в это же время общественное сознание проявляется только через сознание отдельных индивидов (И)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск.
Список терминов:
1) надличностно
2) различия
3) источник
4) социальные общности
5) индивиды
6) деятельность
7) общественное развитие
8) общее
9) поколение
B данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Ответ: А – 3
Б – 6
В – 2
Г – 9
Д – 1
Е – 8
Ж – 7
З – 4
И – 5
4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественное мнение»?
Форма массового сознания, включающая мнение большинства, индивидов по вопросам, касающихся их интересов, потребностей.
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном мнении.
Общественное мнение – своеобразный общий «заменитель» мнений общества.
Общественное мнение способно оказывать влияние на СМИ и собственное мнение индивидов.
5. Общественное мнение выполняет ряд функций в жизни общества. Выскажите предположения о сущности каждой из приведённых в таблице функций, проиллюстрируйте их реализацию примерами общественной жизни. Заполните таблицу.
Функция
Оценочная
Управленческая, регулятивная
Целеполагающая
Познавательная
Консультативная
Сущность
Общественное мнение выражает отношение большинства к определенным явлениям и процессам в обществе
Общественное мнение формирует норму поведения в обществе влияет на человеческое мнение
Общественное мнение формирует цели и задачи общества
Общественное мнение является источником социального познания
Общественное мнение может помогать принимать решения, консультировать государство и индивидов по принятиям решений
Пример
Общество оценивает полезность реформ в государстве
Общество порицает распутное поведение
Государство может прислушиваться к мнению общества по вопросам, решать актуальные для общества проблемы
Социологическое исследование общества, проведя социологических опросов
Проведение опросов, влияющих на жизнь общества (социологические опросы)
6. Одним из важнейших источников формирования общественного мнения являются средства массовой информации (СМИ). Приведите не менее трёх примеров влияния СМИ на формирование общественного мнения.
• Политическая пропаганда или агитация н телевидении
• Навязчивая реклама продуктов, услуг; навязывание потребителю точки зрения производителя
• Идеологические статьи в журналах и на телевидении
В обществе наблюдается не только воздействие СМИ на общественное мнение, но и влияние общественного мнения на деятельность СМИ, содержание передаваемой ими информации. Проиллюстрируйте тремя примерами это влияние.
• Для повышения рейтингов телеканала в эфир выходят передачи, вызывающие наибольший отклик у масс
• Реклама зачастую подстраивается под мнение большинства (содержание рекламы изменяется)
• С помощью СМИ общество может привлечь внимание к насущным проблемам
7. Прочитайте текст и выполните задания, используя разноцветные ручки или маркеры.
«Общественное мнение, будучи состоянием массового сознания... далеко не всегда бывает прогрессивным, т. е. отражает идеалы справедливости и гуманизма. Массовое сознание — это сложное образование многоуровневой природы, в котором выделяется уровень идеологии и уровень обыденного сознания, где присутствуют и глубоко укоренившиеся классовые, групповые, этнические предрассудки, и привычные мыслительные стереотипы. На обыденное сознание людей оказывают влияние разнообразные слухи, недоразумения, недопонимания... Наконец, массовым сознанием часто успешно манипулируют с помощью специально разрабатываемых технологий подачи информации. В силу всех этих факторов общественное мнение имеет далеко не однозначное содержание. Особенно стремительно оно меняется и становится разнородным и плюралистичным в периоды социальных перемен. Так, в период перестройки и последовавшее за ней десятилетие в массовом сознании россиян произошла настоящая революция. Население получило неограниченный доступ к информации, долгие годы находившейся под официальным запретом; было издано множество книг, о выходе которых ранее невозможно было и помыслить; изменилось до противоположного направление официального идео-логического давления. Возникли новые социальные группы со своими ценностными ориентирами и представлениями. Однако в то же время значительно актуализировались таившиеся в коллективном бессознательном расовые и этнические предрассудки, повысился уровень агрессивности и настороженности по отношению к «чужаку», усилилось отчуждение между социальными группами и слоями по принципу «имущих» и «неимущих». Состояние общественного мнения в современном российском обществе красноречиво характеризует тот факт, что более 50 % опрошенных выступают за возвращение смертной казни как высшей меры наказания. Как мы уже отмечали выше, возрос и продолжает расти уровень правового нигилизма, «по отношению, к правовым и политическим проблемам, недоверия к государству и правоохранительным органам. Всё это говорит о сложности переживаемого современным российским обществом периода, которая отражается и на состоянии общественного мнения».
(В. Касьянов, В. Нечипуренко)
1) Найдите в тексте и подчеркните тезис, который обосновывают авторы.
2) Какие два уровня общественного сознания выделяют авторы?
8) Почему, по мнению авторов, общественное мнение имеет неоднозначное содержание?
4) В какие периоды общественное мнение стремительно меняется? Какой период истории России авторы привели в качестве примера?
5) Какие черты общественного мнения в России на современном этапе отметили авторы?
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Похожие решебники

*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением