Упр.111 ГДЗ Ладыженская Баранов 6 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)

Решение #2 (Учебник 2023)

Решение #3 (Учебник 2020)

Решение #4 (Учебник 2020)

Решение #5 (Учебник 2015)

Решение #6 (Учебник 2015)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Ладыженская, Баранов, Тростенцова 6 класс, Просвещение:
Послушайте басню И. Крылова. Определите главную мысль басни. Какими средствами автор раскрывает главную мысль, на каком примере? Докажите, что этой басне как тексту присущи признаки
цельности и завершённости.
ЧИЖ И ГОЛУБЬ
Чижа захлопнула злодейка-западня;
Бедняжка в ней и рвался, и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.
Основную мысль автор выражает словами: «Вперёд чужой беде не смейся, Голубок».
Основная мысль раскрывается на примере Голубка, который смеялся над бедой Чижа, но сам попался в силок.
Прочитайте. Найдите многозначное слово. Кто из говорящих прав? Почему? Выпишите реплики Колечки, оформив их в виде предложений с прямой речью.
— А вот отчего, к примеру, журавля называют журавлём? — спрашивал круглолицый Колечка.
— Ну, это просто, — пренебрежительно отозвался Анатолий Иванович. — Нешто ты колодезь-журавль не видел? Коромысло на длинной ноге, как будто птица журавль стоит.
— А я так полагаю, что журавль прежде колодца был, — задумчиво заметил Петрак. —
Птица раньше объявилась...
— Факт, раньше! — воскликнул поражённый этой мыслью Колечка.
— Конечно раньше, какой разговор! — сказал Анатолий Иванович строго. —
Только была она без названия.
— Неужто без названия? — изумлённо воскликнул Колечка и покрутил круглой крепкой головой.
(Ю. Нагибин)
Многозначное слово – журавль:
1. Большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.
2. Длинный шест у колодца, употребляется как рычаг при подъёме воды.
Прав Анатолий Иванович, потому что современная форма слова «журавль» сменила общеславянскую жеравъ, которое обозначает птицу. В результате переосмысления по внешнему признаку образовалось второе значение — «устройство для подъема тяжестей». Такие устройства нередко строят на деревенских колодцах, а напоминают они длинную журавлиную шею.
Художника попросили сделать иллюстрации к данным предложениям.
1. Экскаваторщик высыпает грунт из ковша.
2. Рабочий положил башмак под колесо вагона.
Художник кое-что перепутал. Какие ошибки он допустил? Какие слова он имел в виду: общеупотребительные или профессиональные?
Вариант ответа 1
Слова ковш и башмак являются многозначными, одно из значений является общеупотребительным, а второе – профессиональным. Художник вместо профессионализмов нарисовал общеупотребительные значения этих слов.
Ковш* – 1. Широкий открытый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкостей. 2. (тех.) Приспособление в различных механизмах, производствах для зачерпывания, разливки и т. п.
Башмак* – 1. Разновидность лёгкой кожаной низкой обуви. 2. (тех.) Термин для обозначения разных приспособлений, применяемых в качестве опоры, колодки.
Вариант ответа 2
Художник имел в виду общеупотребительное значение слов «башмак» - ботинок или полуботинок, и «ковш» - округлый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости, сыпучего.
А нужно было иметь в виду эти слова как профессиональные: «башмак» - приспособление, служащее для торможения колёс; «ковш» - большой металлический сосуд в разных механизмах, производствах.
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением