Упр.246 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 246. Прочитайте отрывок из повести известного русского и киргизского писателя Ч.Т. Айтматова «Белый пароход».Старика Момуна, которого многомудрые люди прозвали...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 246. Прочитайте отрывок из повести известного русского и киргизского писателя Ч.Т. Айтматова «Белый пароход».Старика Момуна, которого многомудрые люди прозвали...

Решение #3

Изображение 246. Прочитайте отрывок из повести известного русского и киргизского писателя Ч.Т. Айтматова «Белый пароход».Старика Момуна, которого многомудрые люди прозвали...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #4

Изображение 246. Прочитайте отрывок из повести известного русского и киргизского писателя Ч.Т. Айтматова «Белый пароход».Старика Момуна, которого многомудрые люди прозвали...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
246. Прочитайте отрывок из повести известного русского и киргизского писателя Ч.Т. Айтматова «Белый пароход».
Старика Момуна, которого многомудрые люди прозвали Расторопным Момуном, знали все в округе, и он знал всех. Прозвище такое Момун заслужил неизменной приветливостью ко всем, кого он хоть мало-мальски знал, своей готовностью всегда что-то сделать для любого, любому услужить. И однако усердие его никем не ценилось, как не ценилось бы золото, если бы вдруг его стали раздавать бесплатно. Никто не относился к Момуну с тем уважением, каким пользуются люди его возраста. С ним обходились запросто. Ему поручали резать скот, встречать почётных гостей и помогать им сходить с седла, подавать чай, а то и дрова колоть, воду носить.
Сам виноват, что он Расторопный Момун.
Вот такой он был. Расторопный Момун!
И старый, и малый были с ним на «ты», над ним можно было подшутить — старик безобидный; с ним можно было и не считаться — старик безответный. Не зря, говорят, люди не прощают тому, кто не умеет заставить уважать себя. А он не умел.
Он многое умел в жизни. Плотничал, шорничал, скирдоправом был; когда был ещё помоложе, такие в колхозе скирды ставил, что жалко было их разбирать зимой; дождь стекал со скирды, как с гуся, а снег крышей двускатной ложился. В войну трудармейцем в Магнитогорске заводские стены клал, стахановцем величали. Вернулся, дома срубил на кордоне, лесом занимался. Хотя и числился подсобным рабочим, за лесом-то следил он, а Орозкул, зять его, большей частью по гостям разъезжал. Разве когда начальство нагрянет — тут уж Орозкул сам и лес покажет, и охоту устроит, тут уж он был хозяином. За скотом Момун ходил, и пасеку он держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе, в хлопотах прожил Момун, а заставить уважать себя не научился.
Да и наружность Момуна была вовсе не аксакальская. Ни степенности, ни важности, ни суровости. Добряк он был, и с первого взгляда разгадывалось в нём это неблагодарное свойство человеческое. Во все времена учат таких: «Не будь добрым, будь злым! Вот тебе, вот тебе! Будь злым», — а он, на беду свою, остаётся неисправимо добрым. Лицо его было улыбчивое и морщинистое-морщинистое, а глаза вечно вопрошали: «Что тебе? Ты хочешь, чтобы я сделал для тебя что-то? Так я сейчас, ты мне только скажи, в чём твоя нужда».
Нос мягкий, утиный, будто совсем без хряща. Да и ростом небольшой, шустренький, старичок, как подросток.
На что борода — и та не удалась. Посмешище одно. На голом подбородке две-три волосинки рыжеватые — вот и вся борода.
То ли дело — видишь: вдруг едет по дороге осанистый старик, а борода как сноп, в просторной шубе с широким мерлушковым отворотом, в дорогой шапке, да ещё при добром коне, и седло посеребрённое — чем не мудрец, чем не пророк, такому и поклониться не зазорно, такому почёт везде! А Момун уродился всего лишь Расторопным Момуном. Пожалуй, единственное преимущество его состояло в том, что он не боялся уронить себя в чьих-то глазах. (Не так сел, не то сказал, не так ответил, не так улыбнулся, не так, не так, не то...) В этом смысле Момун, сам того не подозревая, был на редкость счастливым человеком.
Многие люди умирают не столько от болезней, сколько от неуёмной, снедающей их вечной страсти — выдать себя за большее, чем они есть. (Кому не хочется слыть умным, достойным, красивым и к тому же грозным, справедливым, решительным?..)
А Момун был не таким.
Были у Момуна свои беды и горести, от которых он страдал, от которых он плакал по ночам. Посторонние об этом почти ничего не знали.

1. О чём этот текст? Какую проблему поднимает автор? Сформулируйте её.
Основная проблема, затронутая автором текста – человека судят по его внешнему виду. Однако зачастую внешний вид слишком обманчив. Человека, который готов любому оказать помощь, приветлив и добр ко всем, не ценят и не уважают всего лишь из-за того, что его внешность не соответствует людскому представлению о том, какой человек достоин уважения.

2. Какие лексические, морфологические, синтаксические средства языка подтверждают принадлежность этого текста к стилю «язык художественной литературы»?
Лексические особенности:
- слова в переносном значении (запросто, суровость, мягкий);
- фразеологизмы (как с гуся);
- жаргонная и разговорная лексика (шорничал, нагрянет, аксакальская, шустренький, кордон).
Морфологические особенности:
- большое количество глаголов в прошедшем времени (стекал, вопрошал, знали, умел);
- большое количество прилагательных (многомудрые, безобидный, неблагодарное, улыбчивое, утиный, рыжеватые);
- наличие деепричастных оборотов (сам того не подозревая)
Синтаксические особенности:
- эпитеты (рыжеватая, мягкий, утиный, грозным, справедливым);
- сравнительные обороты (как подросток, будто совсем без хряща);
- метафора (лесом занимался, неблагодарное свойство человеческое).

3. Какими выразительными средствами языка рисует портрет старика Момуна Ч.Т. Айтматов? Назовите их и приведите примеры из текста.
Для описания внешности старика, автор пользуется следующими выразительными средствами языка:
- эпитеты (мягкий, рыжеватые, улыбчивое, морщинистое-морщинистое);
- сравнения (утиный, как подросток);
- олицетворение (глаза вечно вопрошали);
- метафора (неблагодарное свойство человеческое).

4. Напишите отзыв об этом тексте, выскажите своё отношение и к герою повести, и к проблеме, поднятой автором.
Вариант ответа 1
Отрывок текста из повести Ч. Айтматова «Белый пароход» посвящён одному из героев - деду Момуну.
Через его описание автор повести затрагивает одну из наиболее важных социальных проблем - человек, заслуживающий уважения, получает только насмешки и считается странным. Проблема эта раскрывается посредством иллюстрации образа Момуну, а также через видение его другими жителями деревни.
Вся внешность Момуна - «нос мягкий, утиный, будто совсем без хряща. Да и ростом небольшой, шустренький, старичок, как подросток. На что борода – и та не удалась. Посмешище одно. На голом подбородке две-три волосинки рыжеватые – вот и вся борода» - выдаёт в нём человека непримечательного, и даже несколько странноватого. Однако характер героя совершенно противоречит его внешности. Он готов был всем прийти на помощь и при этом никогда ничего не просил взамен.
Казалось бы, такого человека деревня должна боготворить. Но на практике произошла совершенно обратная ситуация.
Получается, что уважение и призвание человек может получить только на основании своей внешности. Характер и поступки играют второстепенную роль для общества.
Вариант ответа 2
Текст рассказывает о старике Момуне, известном своей приветливостью и готовностью помочь всем, кого он знал. Однако его усердие и доброта не приносили ему уважения со стороны окружающих. Он не умел заставить уважать себя и не обладал внешней важностью и суровостью, которые часто ассоциируются с уважением. Момун был малорослым, улыбчивым, и его борода неудачна. Он не стремился представлять себя в лучшем свете и не боялся быть собой.
Герой Момун предстает перед нами как простой, скромный человек, не стремящийся к похвалам или притязаниям на большую значимость. Его доброта, работоспособность и отсутствие претензий делают его счастливым, несмотря на отсутствие общественного признания. Возникает вопрос о том, какое значение придаем мы внешнему успеху и признанию, и как часто стремимся выдать себя за большее, чем мы есть на самом деле.
Автор поднимает важную проблему несоответствия между нашим стремлением показать себя в лучшем свете и нашей истинной сущностью. Момун не пытается притворяться или изменить себя ради уважения окружающих. Его счастье заключается в принятии себя таким, какой он есть, и в том, что он не боится быть открытым и податливым.
В этой истории проблема, поднятая автором, заключается в том, что мы часто слишком сильно ценим внешние признаки успеха и уважения, оставляя в тени нашу истинную сущность. Момун, несмотря на свои трудности и незначительность в глазах других, является примером истинной счастливой личности, которая принимает себя и свои особенности без стремления к выгоде и признанию.
Эта история заставляет задуматься о том, как мы оцениваем себя и других людей, и призывает нас принять себя такими, какие мы есть, и стремиться к истинной счастливой жизни, основанной на внутренней гармонии и принятии, а не на внешних признаках и общественном признании.
Вариант ответа 3
Этот отрывок из повести описывает персонажа Момуна, который, несмотря на свою доброту и готовность помочь другим, не получает уважения и признания со стороны окружающих. Он всегда готов выполнить просьбу или услужить любому, кого он хоть немного знает. Однако его старания никем не ценятся, и он не умеет заставить уважать себя.
Момун был многосторонне талантливым и трудолюбивым человеком, который занимался различными работами и умел многое. Однако, его доброта и приветливость не помогли ему получить заслуженное уважение и признание. Даже его внешность и борода вызывали насмешки.
В повести поднимается проблема неуспеха и непонимания человека, который стремится быть полезным и добрым, но не может получить признание за свои усилия. Автор задает вопрос о том, почему люди не прощают тех, кто не умеет заставить уважать себя.
Герой Момун вызывает сочувствие, так как он страдает от несправедливости и непризнания. Он является символом тех людей, которые не всегда получают заслуженное признание за свои таланты и старания. Его история заставляет задуматься о том, как важно не только быть добрым и полезным, но и уметь заставить других уважать себя.
Проблема, поднятая автором, актуальна и сегодня. В обществе часто ценятся внешние признаки успеха и влияния, а не индивидуальные качества и усилия. Многие люди страдают от непризнания и недостатка уважения, несмотря на свои достижения и вклад в общее благо.
Однако, важно помнить, что истинная ценность и признание не должны зависеть от внешних факторов или мнения других людей. Человек должен стремиться быть самим собой, делать то, что считает правильным, и найти удовлетворение в своих действиях и внутреннем развитии.

5. Напишите сочинение на тему «Если бы все люди относились друг к другу с уважением».
Вариант ответа 1
«Если бы все люди относились друг к другу с уважением...». Тогда, вероятно, мир был бы прекрасен, а все люди - добрыми и понимающими. Исчезли бы вражда, зависть, ненависть.
Однако в реальном всё не так. Хотя, казалось бы, об уважении говорят всем с раннего детства. Сначала требуют уважения к родителям, потом к учителям, старшим, тем, кто выше тебя по должности... Но складывается впечатление, что уважение работает только в одну сторону: кто слабее, тот и должен уважать того, кто сильнее. А вот в обратную сторону уважения как будто и не должно быть. Ведь это действительно так: старшие требуют уважения к себе, а сами к тем, кто младше них, относятся зачастую с пренебрежением. Все же слышали фразу «вырастешь - поймёшь». Притом говорить ему могут не только подростку, но и взрослому человеку, который моложе (иногда ненамного) того, кто её говорит.
Уважение нельзя заслужить возрастом, так же, как и мудрость и ум. Уважение - это то, что заслуживает каждый человек. Ведь каждый человек - личность. Он индивидуален. Но почему-то в обществе принято не считаться с чужим мнением, считать, что только своё мнение правильное, а все остальные заблуждаются.
Уважения заслуживает любое мнение, вне зависимости от того, согласен ты с ним или нет, нравится оно тебе или нет.

Вариант ответа 2
Если бы все люди относились друг к другу с уважением
Представьте себе мир, где каждый человек обращается к другому с искренним уважением и добротой. Этот мир был бы наполнен гармонией, взаимопониманием и радостью. Если бы все люди относились друг к другу с уважением, множество проблем и конфликтов, с которыми мы сталкиваемся сегодня, могли бы быть исключены из нашей жизни.
Уважение – это базовое чувство, которое проявляется в отношении к другим людям. Оно включает в себя принятие и признание достоинств, прав и свобод каждого человека. Когда мы уважаем других, мы ценим их мнения, их чувства и их право на собственное мнение. Мы относимся к ним с терпимостью и пониманием, не допуская унижения, насилия или дискриминации.
В мире, где все люди относятся друг к другу с уважением, нет места для предрассудков и разделений. Мы видим и ценим разнообразие культур, вероисповеданий, рас и убеждений. Мы стремимся к сотрудничеству и взаимопомощи, а не к соперничеству и вражде. Уважение позволяет нам находить общий язык и решать проблемы путем диалога и мирного взаимодействия.
Когда все люди относятся друг к другу с уважением, возникает атмосфера доверия и поддержки. Мы чувствуем себя комфортно и безопасно, зная, что окружающие ценят нас и готовы помочь. Уважение позволяет строить глубокие и продуктивные отношения, основанные на взаимном уважении и равноправии. Мы учимся слушать друг друга, учитывать различные точки зрения и находить компромиссы, чтобы добиваться совместных целей.
В мире, где все люди относятся друг к другу с уважением, дети вырастают в здоровом и безопасном окружении. Они учатся быть толерантными и сострадательными, понимать ценность разнообразия и уважать права других людей. Они видят пример взаимоуважения и воспринимают его как норму поведения. Такое общество воспитывает граждан, готовых к сотрудничеству, справедливости и созиданию.
Однако, чтобы достичь такого мира, каждый из нас должен начать с самого себя. Мы должны осознать свою ответственность за создание атмосферы уважения и быть готовыми проявлять доброту и терпимость к окружающим. Мы должны бороться с предрассудками и стереотипами, открывать свое сердце и ум к новым идеям и опыту.
Если бы все люди относились друг к другу с уважением, мир стал бы более справедливым, гармоничным и благополучным местом для жизни. Уважение - это основа для развития и прогресса. Давайте стремиться к такому обществу, где каждый человек ценится и уважается, и где мы можем вместе достичь больших высот.

Вариант ответа 3
Тема: Если бы все люди относились друг к другу с уважением
В мире, где каждый человек относится к другому с искренним уважением, возникает гармония, солидарность и равноправие. Взаимное уважение является фундаментальным принципом, способным изменить общество к лучшему. Если бы все люди безусловно проявляли уважение друг к другу, наш мир стал бы местом, где царили бы доверие, терпимость и взаимопонимание.
Когда люди относятся друг к другу с уважением, они признают и ценят внутреннюю ценность каждого индивида. Уважение основано на признании права каждого человека на собственное мнение, убеждения и достоинство. В таком обществе неприемлемы дискриминация, притеснение или ущемление прав других людей. Все люди равны и имеют право на свободу выражения себя, принятия собственных решений и развития в полной мере своих способностей.
Отношения, основанные на уважении, способствуют эффективному взаимодействию и сотрудничеству. Люди открыты к идеям и мнениям других, их различия воспринимаются как источник обогащения и новых возможностей. Коллективные решения принимаются на основе конструктивного диалога, а не силой или доминированием одной стороны. Каждый человек в таком обществе имеет возможность развиваться и раскрыть свой потенциал, поскольку его идеи и усилия ценятся и уважаются.
Уважение к другим людям также способствует созданию мира, свободного от насилия и конфликтов. Когда мы уважаем других, мы стремимся к мирному разрешению разногласий, к поиску компромиссов и взаимовыгодных решений. Нет места для враждебности, мести или желания причинить вред. Вместо этого, мы стремимся к сотрудничеству, поддержке и взаимной помощи.
Если бы все люди относились друг к другу с уважением, наш мир стал бы более справедливым и равноправным. Неравенство, социальная и экономическая несправедливость уступили бы место возможностям для всех людей. В таком обществе не было бы места для предрассудков, стереотипов и дискриминации на основе расы, пола, вероисповедания или социального статуса.
Однако, чтобы достичь такого идеала, каждый из нас должен начать себя изменять. Нам нужно осознать и принять ценность уважения в нашей жизни и в отношениях с другими людьми. Нужно быть готовым слушать других, ставить себя на место другого человека и относиться к нему так, как мы бы хотели, чтобы относились к нам.
В заключение, уважение к другим людям является фундаментальным принципом, который может изменить мир к лучшему. Если бы все люди относились друг к другу с уважением, возникли бы солидарность, равноправие и доверие. Это взаимодействие могло бы привести к созданию гармоничного и справедливого общества, где каждый человек может раскрыть свой потенциал и жить в мире без насилия и дискриминации. И это возможно, если каждый из нас начнет себя изменять и построит свои отношения на основе уважения и взаимопонимания.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением