Готовимся к ЕГЭ Вариант 4 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение Вариант 4Прочитайте отрывок из статьи литературного критика и публициста Д.И. Писарева «Базаров» (о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети») и выполните задания к...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение Вариант 4Прочитайте отрывок из статьи литературного критика и публициста Д.И. Писарева «Базаров» (о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети») и выполните задания к...
Дополнительное изображение

Решение #3

Изображение Вариант 4Прочитайте отрывок из статьи литературного критика и публициста Д.И. Писарева «Базаров» (о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети») и выполните задания к...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
Вариант 4
Прочитайте отрывок из статьи литературного критика и публициста Д.И. Писарева «Базаров» (о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети») и выполните задания к тексту.
(1) Изучив характер Базарова, вдумавшись в его элементы и в условия развития, Тургенев видит, что для него нет ни деятельности, ни счастья. (2) Он живёт бобылём, и умрёт бобылём, и притом бесполезным бобылём, умрёт как богатырь, которому негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы, некого полюбить крепкою любовью. (3) А незачем ему жить, так надо посмотреть, как он будет умирать. (4) Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова. (5) Если бы он струсил, если бы он изменил себе, — весь характер его осветился бы иначе: явился бы пустой хвастун, от которого нельзя ожидать в случае цужды ни стойкости, ни решимости; весь роман оказался бы клеветою на молодое поколение, незаслуженным укором; этим романом Тургенев сказал бы: вот посмотрите, молодые люди, вот случай: умнейший из вас — и тот никуда не годится!
(6) Но у Тургенева, как у честного человека и искреннего художника, язык не повернулся произнести теперь такую печальную ложь. (7) Базаров не оплошал, и смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни. (8) Кто прочёл в романе Тургенева эту прекрасную мысль, тот не может не изъявить ему глубокой и горячей признательности как великому художнику и честному гражданину России.
1. Прочитайте словарную статью. Определите, в каком значении употреблено слово смысл в предложении 4.
СМЫСЛ, -а, м.
1. Содержание, сущность, суть, значение чего-либо. Понять смысл происходящего. Смысл слова, высказывания.
2. Цель, разумное основание чего-нибудь. В этом поступке нет смысла. Жизнь получила новый смысл.
3. В некоторых сочетаниях: разум, разумность. Здравый смысл. Действовать со смыслом. Нет смысла (не вижу смысла) в таком решении.
2. Укажите в тексте индивидуально-авторские черты языка Д.И. Писарева-публициста (обоснуйте ответ):
а) разностилевая лексика
б) полемическое преувеличение
в)сравнение
г) антитеза
д) элементы разговорного синтаксиса
3. Выпишите из предложения 1 слово, в котором букв на две больше, чем обозначаемых ими звуков. Выполните фонетический разбор этого слова.
4. Выпишите из предложения 3 слово с чередующимися гласными в корне. Обозначьте орфограмму.
5. Выполните морфемный разбор слова влияний.
6. Найдите в предложении 4 слово, в котором выделяются корень, приставка, суффикс, постфикс, окончание, и выполните его словообразовательный разбор.
7. В слове ложь пишется ь, так как это:
а) глагол в форме 2-го л. ед. ч., оканчивающийся на шипящий согласный
б) наречие, оканчивающееся на шипящий согласный
в) имя существительное ж. р., 3-го скл., оканчивающееся на шипящий согласный
г) имя существительное ж.р., 1-го скл.
д) имя существительное м.р. в форме ед.ч., им.п.
8. Выпишите из текста прилагательное в форме превосходной степени и выполните его морфологический разбор.
9. Найдите в предложениях 5-7 указательную частицу и выполните её морфологический разбор.
10. Выполните синтаксический разбор словосочетания осветился бы иначе.
11. Выпишите сказуемое из главного предложения в составе сложного предложения 7 и определите его тип.
12. Выпишите многочленное сложное предложение с ведущей сочинительной связью и составьте его схему (вертикальную, горизонтальную).
13. Определите средства связи предложения 6 с предложением 5:
а) лексический повтор
б) указательное местоимение
в) союз
г) синтаксический параллелизм
д) антонимы
е) притяжательное местоимение
ж) синонимическая замена
з) единство форм глаголов-сказуемых
14. Какое высказывание противоречит содержанию текста?
А. Этим романом Тургенев сказал: вот посмотрите, молодые люди, вот случай: умнейший из вас — и тот никуда не годится!
Б. Изучив характер Базарова, вдумавшись в его элементы и в условия развития, Тургенев видит, что для него нет ни деятельности, ни счастья.
В. Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова.
Г. Базаров не оплошал, и смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум.
Д. Кто прочёл в романе Тургенева эту прекрасную мысль, тот не может не изъявить ему глубокой и горячей признательности.
15. Выпишите номера предложений, которые входят в состав частей этого текста-рассуждения:
а) вступление
б) тезис
в) доказательства (аргументы)
г) вывод

16. В чём, по мнению автора, смысл романа И.С. Тургенева? Почему он считает смерть Базарова подвигом? С кем спорил в этой статье Д.И. Писарев, кому возражал? Согласны ли вы с авторской позицией? Аргументируйте своё мнение в небольшом сочинении.
Вариант ответа 1
Статья Д.И. Писарева, посвященная роману «Отцы и дети», была написана в 1862 году в журнале «Современник». Данная статья послужила отправной точкой споров о роли Базарова и его значении для общества конца 19 века.
До выхода данной статьи как среди критиков, так и среди читателей сложилось негативное отношение к Базарову. Его воспринимали как карикатуру на демократически настроенную молодежь (М. А Антонович), считали злым и отрицательным человеком, ругали Тургенева за слишком большое преувеличение его достоинств (М.Н. Катков).
Писарев же говорил о том, что Базаров - это типичный герой своего времени. Он отрицает всё, что «нельзя потрогать руками». Его привлекают только физические, материальные вещи. Он силён нравственно, но не морально.
Автор называет такое поведение «базаровщиной» и считает, что такие люди всегда появляются на сломе эпох. Их основная роль - расчистить почву для будущих новшеств и общественных преобразований. Писарев представляет Базарова как революционера.
В любви Базаров не может найти ответов на свои вопросы. Она не приносит ему счастья. Вероятно, так произошло потому, что Базаров в любви тоже ждёт подчинения, а это невозможно, поскольку полюбить он способен только равную себе женщину.
Писарев относит Базарова к т.н. «лишним людям». Однако, умирая, Базаров осознаёт, что физическая и научная составляющая жизни - далеко не вся её суть. Существуют вещи не менее сильные и необходимые в жизни. Как мне кажется, подвигом здесь предстаёт то, что Базаров сумел принять и увидеть иную жизнь, которую он до этого отрицал.
Однако признать смерть Базарова подвигом, согласно автору статьи Писареву, я считаю не совсем верным. Тургенев создал в романе образ революционера. Однако дальше не знал, что с ним делать. Именно поэтому Базаров и умирает, так и не приступив к осуществлению деятельности, направленной на преобразование общества.

Вариант ответа 2
Согласно автору текста, смысл романа И.С. Тургенева заключается в смерти главного героя Базарова. Автор видит в Базарове человека, лишенного смысла и счастья, живущего бобылём и умирающего бесполезным бобылём. Смерть Базарова рассматривается как подвиг, который подчеркивает его неподкупный ум и силу, а также предупреждает молодое поколение о крайностях в их увлечениях.
Д.И. Писарев был известным русским критиком и общественным деятелем, известным своими радикальными взглядами и критикой общественных институтов. Вероятно, он не соглашался с идеей о смерти Базарова как подвиге и возражал против авторской позиции.
Я согласен с авторской позицией в том, что смерть Базарова в романе "Отцы и дети" имеет глубокий смысл. Вот несколько аргументов, подтверждающих мою позицию:
1. Символика смерти: Смерть Базарова в романе представляет собой символическое событие, которое олицетворяет конец эпохи и идеологический разрыв. Базаров, как представитель молодого поколения и сторонник радикальных идей, умирает, не найдя своего места в мире. Это указывает на несостоятельность его идеалов и отсутствие путей для их реализации.
2. Предупреждение молодому поколению: Смерть Базарова служит предостережением молодому поколению от крайностей и отрыва от общества. Базаров, хотя и обладал умом и силой, не смог найти счастья и смысла в своих убеждениях. Тургенев предупреждает молодых людей о необходимости сохранять баланс между идеалами и реальностью, чтобы не потерять свою цель и смысл в жизни.
3. Раскрытие характера и идей: Смерть Базарова помогает раскрыть его характер и идеи более полно. Его конечный выбор и судьба подчеркивают его непримиримость, его отвержение компромиссов и его стремление к свободе и независимости. Это помогает читателю лучше понять и оценить его как героя романа и его роль в общественном контексте.
В целом, я согласен с авторской позицией, что смерть Базарова в романе И.С. Тургенева является важным событием и имеет глубокий смысл. Она служит символом и предупреждением, а также помогает раскрыть характер и идеи героя. Это важный момент, который помогает нам лучше понять и оценить темы и послания романа "Отцы и дети".

Вариант ответа 3
Смысл романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" заключается в исследовании и представлении идеологического конфликта между старым и новым поколениями, а смерть Базарова играет важную роль в этой истории. Для Тургенева смерть Базарова становится подвигом, потому что она символизирует погибель идеи революционного экстремизма, которая несет разрушение и отчуждение.
Тургенев видит Базарова как представителя молодежи своего времени, который отвергает традиционные ценности и идеалы. Базаров, хоть и обладает умом и силой, оказывается бесполезным и потерянным. Смерть Базарова, как указывает автор, не является просто личной трагедией, но имеет глубокий символический смысл. Она подчеркивает, что революционная идеология, представляемая Базаровым, не может привести к положительным изменениям и счастью для общества.
В своей статье Д.И. Писарев спорит с Тургеневым и возражает против его позиции. Писарев отстаивает идею революционного экстремизма и утверждает, что Базаров должен был продолжить свою борьбу и преобразование общества. Он видит в Базарове символ нового поколения, которое имеет потенциал изменить Россию и привести к прогрессу.
Я согласен с авторской позицией, выраженной в тексте, и с тем, что смерть Базарова является подвигом. Вот несколько аргументов, подтверждающих мою позицию:
1. Символическое значение: Смерть Базарова символизирует гибель революционного экстремизма и его негативных последствий. Тургенев, предупреждая о проблемах и ошибках нового поколения, предостерегает от экстремистских идей, которые могут привести к разрушению и краху.
2. Утопия революционной идеологии: Роман показывает, что идеи Базарова не могут быть реализованы в полной мере. Его убеждения, хоть и обладают силой и умом, оказываются неприменимыми на практике. Смерть Базарова подчеркивает, что безразличие и отчуждение, которые он исповедует, не могут принести настоящего счастья и прогресса.
3. Предостережение и поиск более сбалансированного подхода: Смерть Базарова является предостережением для молодежи и побуждает к поиску альтернативных путей преобразования общества. Тургенев показывает необходимость более сбалансированного подхода, который учитывает как интеллектуальные, так и эмоциональные аспекты человеческой жизни.
Таким образом, я согласен с автором текста и считаю, что смерть Базарова играет важную роль в романе "Отцы и дети". Она является подвигом, символизирующим погибель революционного экстремизма и несущим предостережение от ошибок нового поколения. Тургенев предлагает более сбалансированный подход к преобразованию общества, который учитывает ценности и эмоциональную составляющую человеческой жизни.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением