Итоги Главы 1 ГДЗ Мединский Торкунов 10 класс (История)

Изображение Итоги главыСформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его 2-3 аргументами.Почему произошла Российская революция?•	Недовольство населения войной и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 10 класс, Просвещение:
Итоги главы
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его 2-3 аргументами.
Почему произошла Российская революция?
• Недовольство населения войной и усталость от войны
• Ухудшение уровня жизни
• Недовольство политикой и лично Николаем II
• Социально-экономический кризис
• Очереди и дефицит товаров
• Нерешенный земельный вопрос
Какие последствия она имела для страны и для мира?
• Распад Российской империи
• Установление республики в России
• Установление власти большевиков
• Появление новых республик (например, Белорусская)
• Начало Гражданской войны
1. Рассмотрите иллюстрации в начале главы. Какие исторические события символизируют эти картины? По каким признакам вы это определили?
Эти картины символизируют Октябрьскую революцию. На первой картине изображен Ленин на Втором Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов. Он провозглашает советскую власть после событий октября. На второй картине изображен крейсер Аврора, из которого был произведен выстрел по Зимнему дворцу в октябре 1917 г.
2. Составьте синхронистическую таблицу основных событий на разных фронтах Первой мировой войны. В работе используйте также материал из курса всеобщей истории.
3. Сформулируйте не менее трёх причин, приведших к росту влияния партии большевиков осенью 1917 г.
• Временное правительство не смогло решить насущные проблемы — прекращение войны, аграрный вопрос, улучшение экономического положения
• Большевики предлагали простые и понятные решения, которые были близки крестьянам, рабочим и солдатам
• Большевики использовали газеты, листовки и митинги, чтобы распространить свои идеи, и эффективно работали через Советы
4. Составьте таблицу, в которой отразите хронику основных событий в России и мире в 1917-1921 гг. Используйте материал из курса всеобщей истории.
5. Какие действия большевиков в 1917-1921 гг. вы считаете оправданными, а какие нет? Аргументируйте свою точку зрения.
Оправданные:
• Национализация земли: это дало крестьянам землю и позволило снизить социальное напряжение в аграрной сфере
• Подписание Брестского мира позволило большевикам сохранить власть и сосредоточиться на внутренних проблемах
Неоправданные:
• Политика "военного коммунизма": принудительное изъятие зерна и жёсткие меры привели к голоду и массовому недовольству среди крестьян
• Красный террор: чрезмерное применение насилия способствовало дальнейшему расколу общества
6. Расшифруйте аббревиатуры: РКП(б), ЦК, ВРК, ВЦИК, СНК, ВСНХ, ВЧК, РСФСР, РККА, Комуч, ГОЭЛРО.
• РКП(б) — Российская коммунистическая партия (большевиков)
• ЦК — Центральный комитет
• ВРК — Военно-революционный комитет
• ВЦИК — Всероссийский центральный исполнительный комитет
• СНК — Совет народных комиссаров
• ВСНХ — Высший совет народного хозяйства
• ВЧК — Всероссийская чрезвычайная комиссия
• РСФСР — Российская Советская Федеративная Социалисти-ческая Республика
• РККА — Рабоче-крестьянская Красная армия
• Комуч — Комитет членов Учредительного собрания
• ГОЭЛРО — Государственная комиссия по электрификации России
7. Охарактеризуйте отношение крестьянства к большевикам. Как оно изменялось на протяжении Гражданской войны? С чем это могло быть связано?
Сначала крестьяне поддерживали большевиков из-за их политики национализации земли и прекращения войны. Однако во время Гражданской войны отношение изменилось из-за продразвёрстки и "военного коммунизма", что привело к массовым восстаниям, например, Тамбовскому восстанию. Это изменение объясняется жёсткой экономической политикой, направленной против интересов крестьян.
8. Сравните революционный процесс в России в 1917 г. и Ноябрьскую революцию 1918 г. в Германии. Укажите, что было общим (не менее трёх общих характеристик), а что - различным (не менее трёх различий).
Общие характеристики
Обе революции произошли на фоне военных поражений.
В обоих случаях произошло свержение монархий.
Обе революции получили поддержку рабочих и солдат.
Различия
В России революция привела к диктатуре, в Германии — к парламентской республике.
В России революция привела к долгой гражданской войне, в Германии удалось избежать масштабных вооружённых конфликтов.
В России ключевую роль сыграла партия большевиков, в Германии — социал-демократы.
9*. Привлекая дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о книге «Россия во мгле» Г. Уэллса, посетившего Советскую Россию в 1920 г.
Герберт Уэллс, посетивший Советскую Россию в 1920 году, написал книгу «Россия во мгле», в которой описал свои впечатления от большевистской революции и её последствий. Уэллс отметил разрушенные города и кризис, но при этом обратил внимание на энтузиазм большевиков, стремящихся к созданию нового общества. В книге автор также выразил свои сомнения относительно перспектив большевистской политики, особенно в вопросах экономики и социальной справедливости.
10. Существует точка зрения, что Брестский мир был необходим большевикам. Опираясь на исторические факты, приведите 2-3 аргумента в поддержку данной точки зрения и столько же против неё. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Аргументы за:
• После Октябрьской революции власть большевиков была крайне нестабильной. Прекращение войны с Германией позволило им сосредоточиться на внутренних проблемах
• Армия была дезорганизована и не могла вести успешные боевые действия против Германии. Продолжение войны грозило тотальным военным поражением и потерей контроля над ситуацией в стране
• Большевики пришли к власти под лозунгом немедленного прекращения войны. Подписание Брестского мира соответствовало их обещаниям и удовлетворило запросы значительной части населения, особенно солдат и крестьян
Аргументы против:
• Брестский мир привёл к утрате значительных территорий
• Мирный договор с Германией ухудшил репутацию Советской России среди западных союзников. Они начали рассматривать Советское правительство как предателей Антанты, что стало одной из причин их вмешательства в Гражданскую войну
11. Ознакомьтесь с перечнем государственных и общественных деятелей, назовите, чем они прославились и с какими историческими событиями периода 1914-1922 гг. связаны: Николай II, Г. Львов, А. Керенский, В. Ленин, Н. Бухарин, А. Гучков, Ф. Дзержинский, Г. Зиновьев, М. Родзянко, Л. Каменев, Л. Корнилов, Н. Махно, П. Милюков, Л. Троцкий, В. Чернов.
Николай II — последний российский император, был свергнут в результате Февральской революции 1917 г. и расстрелян в 1918 г. вместе с семьёй.
Г. Львов — первый председатель Временного правительства после Февральской революции 1917 г.
А. Керенский — глава Временного правительства в 1917 г., пытался удержать власть, но был свергнут большевиками в Октябрьской революции.
В. Ленин — лидер большевиков, главный организатор Октябрьской революции, первый руководитель Советского государства.
Н. Бухарин — большевик, один из идеологов партии, активно участвовал в формировании политики "военного коммунизма".
А. Гучков — лидер Октябристской партии, один из организаторов заговора против Николая II, министр Временного правительства.
Ф. Дзержинский — основатель и глава ВЧК (предшественник КГБ), ответственен за проведение Красного террора.
Г. Зиновьев — видный большевик, близкий соратник Ленина, председатель Петроградского Совета.
М. Родзянко — председатель Государственной Думы, сыграл важную роль в свержении монархии в феврале 1917 г.
Л. Каменев — большевик, один из ближайших соратников Ленина, участвовал в Октябрьской революции.
Л. Корнилов — генерал русской армии, возглавил мятеж против Временного правительства с целью установления военной диктатуры.
Н. Махно — лидер анархистского движения на Украине, противостоял как белым, так и красным.
П. Милюков — лидер кадетов, один из главных деятелей Временного правительства.
Л. Троцкий — один из лидеров большевиков, организатор Красной Армии и руководитель её действий во время Гражданской войны.
В. Чернов — лидер эсеров, участвовал в Временном правительстве, позднее ушёл в оппозицию к большевикам.
12. Сравните социально-экономическую политику белых и красных в период Гражданской войны. Укажите, что было общим (не менее трёх положений), а что – различным (не менее трёх различий).
Общие положения:
• Обе стороны использовали принудительное изъятие продуктов у крестьян для обеспечения армии
• Война вынуждала обе стороны к ужесточению управления экономикой
• И белые, и красные боролись с крестьянскими восстаниями и мятежами
Различия:
• Красные национализировали землю и передали её крестьянам, в то время как белые стремились вернуть её прежним владельцам (помещикам)
• Красные проводили политику «военного коммунизма», включавшую национализацию промышленности, тогда как белые придерживались рыночной экономики, стараясь сохранить капиталистические отношения
• Красные обещали равенство и социальную справедливость, в то время как белые поддерживали восстановление прежних социальных структур
13*. Напишите эссе по цитате историка А. Сенявского: «Революция 1917 г. не была исторической случайностью, а реализовала наиболее вероятный потенциал развития российского общества со всеми его противоречиями, которые накопила Россия к началу ХХ века».
Историк А. Сенявский утверждает, что революция 1917 года не была случайностью, а результатом накопившихся противоречий в российском обществе. Эта точка зрения вполне оправдана, если рассматривать революцию как следствие многих факторов: отсталости экономики, аграрного кризиса, неспособности правительства Николая II справляться с проблемами, разросшегося рабочего движения и социальных неравенств.
Россия начала XX века была страной, где взаимодействовали архаические формы управления с новыми капиталистическими реалиями, создавая глубокие социальные противоречия. Рост рабочего движения, усиление классовых конфликтов между крестьянами и помещиками, а также недовольство войной и политикой царя привели к массовому протесту и революции. В этом смысле революция была неизбежной, потому что социальные и политические механизмы России к началу XX века были на грани коллапса.
14. Проведите дискуссию в классе по теме «Можно ли было избежать Гражданской войны в России?».
За то, что Гражданская война была неизбежна:
• Слишком глубокие социальные противоречия между крестьянами, рабочими, буржуазией и помещиками, которые невозможно было разрешить мирным путём
• Большевики и их оппоненты, как белые, так и социалисты-революционеры, имели непримиримые идеологические взгляды
• Внешнее вмешательство и стремление иностранных государств ослабить Россию также способствовали развязыванию войны
Против неизбежности войны:
• Если бы Временное правительство приняло более решительные меры по урегулированию аграрного и рабочего вопросов, конфликт можно было бы избежать
• Компромисс между большевиками и другими левыми партиями мог предотвратить вооружённое противостояние
• Окончание Первой мировой войны могло снизить социальное напряжение и дать время на реформы
15. Используя дополнительные источники информации (дневники, воспоминания), подготовьте сообщение (презента-цию) о повседневной жизни в 1914 – начале 1920-х гг. на примере вашего региона.
В период Первой мировой войны и Гражданской войны Урал стал важным стратегическим регионом для обеих сторон конфликта. Повседневная жизнь местных жителей была наполнена тяжелыми трудностями.
Урал стал крупным поставщиком военной продукции для русской армии, здесь активно развивалась металлургия, производились боеприпасы и вооружение. Однако война вызвала серьёзные экономические проблемы: дефицит продовольствия, инфляция и обнищание населения.
В период Гражданской войны Урал стал ареной ожесточённых сражений между белыми и красными. Регион контролировался белыми во главе с Колчаком, а затем был взят красными. Жители региона страдали от реквизиций, продразвёрстки и насилия со стороны обеих армий.
Экономические трудности затрудняли жизнь простых людей. Пищевые продукты и товары первой необходимости были в дефиците, а крестьянам приходилось сдавать часть урожая государству. В городах были введены продовольственные карточки.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы. Изложите его в форме небольшого сочинения-рассуждения.
Российская революция 1917 года была вызвана глубокими социально-экономическими и политическими причинами, которые накапливались в стране в течение многих десятилетий.
Россия оставалась страной с мощной крестьянской традицией, где большая часть населения владела малым количеством земли или не владела ей вовсе. Экономическая отсталость страны, её неспособность обеспечить достаточный уровень жизни для населения усугублялись Первой мировой войной. Самодержавие не справлялось с управлением страной.
Революция 1917 года привела к кардинальным изменениям в российском обществе и повлияла на мировую историю. Свержение монархии и приход к власти большевиков ознаменовали конец многовекового самодержавия. Россия превратилась в первое в мире социалистическое государство, где власть перешла в руки рабочего класса и крестьянства, что стало началом новой политической и экономической системы. Революция спровоцировала Гражданскую войну (1917-1922 гг.), в ходе которой страна была опустошена военными действиями, разрушена экономика, а миллионы людей погибли от голода, эпидемий и насилия.
Российская революция оказала огромное влияние на международную политическую арену. Возникновение социалистического государства способствовало росту коммунистических и социалистических движений в Европе и других частях мира. В странах, таких как Германия, Венгрия и Китай, начались революционные восстания, вдохновлённые примером России. Кроме того, появление СССР стало одной из причин глобального противостояния в XX веке между капиталистическим и коммунистическим блоками, что привело к началу холодной войны.
1. Русская армия в Первой мировой войне.
Русская армия в Первой мировой войне (1914-1918) сыграла значительную роль на Восточном фронте, противостоя мощным силам Германии и Австро-Венгрии
Главной из проблем была нехватка вооружений и оборудования. В первые годы войны русские солдаты часто не имели достаточного количества винтовок, а боеприпасы приходилось экономить. К 1916 году ситуация немного улучшилась, но оставалась трудной, особенно по сравнению с немецкими войсками, лучше обеспеченными техникой и оружием.
Несмотря на отдельные успехи, как, например, Брусиловский прорыв в 1916 году, русская армия не смогла добиться решающих побед. Стратегические ошибки командования, слабая организация и нехватка снабжения, усугубленные внутренними политическими кризисами, ослабили её возможности. Солдаты часто сталкивались с плохими условиями – голодом, холодом и болезнями.
К 1917 году боевой дух армии сильно упал. Февральская революция и приход Временного правительства привели к попыткам реформирования армии, но это лишь усилило дезертирство и массовую деморализацию. Октябрьская революция 1917 года и Брестский мир 1918 года ознаменовали фактический выход России из войны. Для многих солдат, особенно крестьян, это стало сигналом к возвращению домой, где их ждали собственные социальные и экономические проблемы.
2. Как воспринимались российскими людьми события 1914-1922 гг.? (По мемуарам современников, участников.)
События 1914-1922 годов — Первая мировая война, революции и Гражданская война — воспринимались российским обществом по-разному, в зависимости от социального положения, идеологических предпочтений и непосредственного участия в событиях.
Крестьяне и рабочие видели в этих годах время потрясений, насилия и нестабильности. Многие мемуары солдат и рабочих описывают Первую мировую войну как разрушительную и бессмысленную. Революции 1917 года воспринимались ими с надеждой на улучшение условий жизни, однако Гражданская война принесла ещё больше страданий, голода и репрессий. Люди сталкивались с хаосом и неопределённостью, что усиливало разочарование и усталость.
Интеллигенция переживала время революций с противоречивыми чувствами. Многие, такие как философы и писатели, поддерживали февральскую революцию как освобождение от царского самодержавия, но Октябрьская революция разделила их взгляды. В своих мемуарах представители интеллигенции описывали это время как драматическое столкновение старого и нового мировоззрений, где разрушение прежних порядков порождало страх перед будущим.
Аристократия и офицеры царской армии в своих воспоминаниях писали о трагедии падения империи и разрушении прежней социальной иерархии. Для них революции и Гражданская война стали символом разрушения "великой России". Многие представители старой элиты эмигрировали и оставили мемуары, описывая свои чувства утраты и горечи.
3. Русская интеллигенция и революция 1917-1922 гг.
Русская интеллигенция играла важную роль в политической и культурной жизни России на протяжении всей революции 1917-1922 годов. Её отношение к событиям было разнообразным и часто противоречивым.
Многие представители интеллигенции поддерживали Февральскую революцию 1917 года, видя в ней конец самодержавия и возможность для построения новой, демократической России. Это касалось как политиков, так и писателей, философов и учёных, которые видели в революции шанс на культурное обновление.
Однако Октябрьская революция, возглавленная большевиками, разделила интеллигенцию на два лагеря. Часть интеллигенции поддержала большевиков, видя в них силу, способную преобразовать общество в духе социалистических идеалов. Например, Максим Горький и Владимир Маяковский приветствовали новые идеи и работали над созданием новой пролетарской культуры.
В то же время другая часть интеллигенции была глубоко разочарована радикальными методами большевиков, массовым террором и насилием. Многие из них, такие как философы Николай Бердяев и Иван Ильин, а также писатели Иван Бунин и Александр Куприн, либо покинули страну, либо оказались в положении оппозиции к новому режиму.
4. Какое отражение получили события Гражданской войны в искусстве?
События Гражданской войны в России нашли яркое отражение в искусстве того времени. Это был период, когда художники, поэты и писатели пытались осмыслить хаос, насилие и социальные изменения, происходившие в стране.
Литература стала важным инструментом осмысления революционных событий. Писатели, такие как Алексей Толстой, Михаил Шолохов и Аркадий Гайдар, описывали ужасы войны, но также и героизм. Роман Михаила Шолохова "Тихий Дон" стал классикой, показывая жизнь и судьбу казаков во время Гражданской войны.
Изобразительное искусство тоже активно отражало события войны. Художники авангарда, такие как Казимир Малевич и Василий Кандинский, создавали произведения, проникнутые революцион-ными идеями, часто используя абстракцию и символизм для выражения драматических перемен. Плакаты и агитационные листовки того времени стали важным инструментом пропаганды, а такие художники, как Дмитрий Моор, создали знаменитые образы революции.
Кино стало ещё одним средством выражения событий Гражданской войны. Сергей Эйзенштейн снял свой эпический фильм «Броненосец Потёмкин», который стал символом революционного искусства и вдохновил поколения режиссёров.
5. Какой была жизнь моих предков в 1914-1920-х гг.
Жизнь предков в 1914-1920-х годах была полна испытаний и трудностей, связанных с войнами, революциями и изменениями. Первая мировая война затронула большинство семей, так как многие мужчины были призваны на фронт, а оставшиеся женщины и дети страдали от нехватки продовольствия и ухудшения экономической ситуации.
В годы революции 1917 года и последующей Гражданской войны повседневная жизнь стала ещё труднее. Постоянные мобилизации, насилие и репрессии затронули каждый дом. Семьи, жившие в деревнях, сталкивались с реквизициями зерна и продовольствия. Многие крестьяне поддерживали белых или красных, в зависимости от местных условий, и это часто вело к разделению даже внутри семей.
Городские жители, в свою очередь, столкнулись с голодом, инфляцией и экономическим коллапсом. Гражданская война привела к разрушению инфраструктуры, что усугубило положение людей. Трудовые повинности, голодные пайки, непрекращающиеся военные действия — всё это было частью жизни в те годы.
Но несмотря на эти трудности, люди находили способы выжить: они помогали друг другу, обменивались продуктами, организовывали подпольные школы и даже сохраняли культурные традиции.
1. Изучите статистические данные по странам – участницам Первой мировой войны и ответьте на вопросы.
На чьей стороне было численное превосходство?
Численное превосходство было на стороне Антанты. Больше всего солдат было мобилизовано в Российском империи.
Какая доля населения была мобилизована (сравните по странам)?
• Российская империя – 9%
• Франция и колонии – 11%
• Великобритания и колонии – 2%
• Италия – 16,5 %
• США – 5%
• Германская империя – 20%
• Австро-Венгрия – 17%
• Болгария – 15%
• Османская империя – 14%
Как это могло повлиять на общественные умонастроения?
Такая доля мобилизованных могла негативно повлиять на общественные умонастроения. Населения стран могли быть недовольны войной и мобилизацией, особенно в странах, где была мобилизована большая доля населения.
Соотнесите численность населения отдельных стран и их потери.
• Российская империя – 1,5%
• Франция и колонии – 2%
• Великобритания и колонии – 0,2%
• Италия – 1,5 %
• США – 0,1%
• Германская империя – 3%
• Австро-Венгрия – 4%
• Болгария – 4%
• Османская империя – 16%
Как эти потери влияли на отношение людей к войне?
Эти потери негативно влияли на отношение людей к войне, так как большое количество военных и мирных жителей погибали.
2. Прочитайте отрывок из воспоминаний П. Милюкова. Выберите верные суждения из приведённого списка. Объясните свой выбор.
1) Упоминаемые в отрывке события относятся к январю 1917 г.
Неверно. События, описанные в отрывке, относятся не к январю 1917 года, а к Февральской революции, которая произошла в феврале–марте 1917 года.
2) Октябрьским манифестом, упоминаемым в отрывке, в России учреждалась Государственная дума.
Верно. Октябрьский манифест 1905 года, о котором идёт речь, действительно провозгласил учреждение Государственной думы и другие реформы в России.
3) Описанные в отрывке события происходили в Петрограде.
Верно. Описанные события происходили в Петрограде (ныне Санкт-Петербург), который в то время был столицей Российской империи.
4) Родзянко впоследствии возглавил правительство.
Неверно. Родзянко не возглавлял правительство. Он был председателем Государственной думы и одним из лидеров Февральской революции, но правительство возглавил князь Георгий Львов.
5) В отрывке идёт речь об отречении царя в пользу брата.
Верно. В отрывке речь идёт об отречении Николая II в пользу своего брата Михаила, который, в свою очередь, отказался от престола.
6) Итогом описанных событий явился переход всей власти в руки Совета рабочих и солдатских депутатов.
Неверно. Итогом описанных событий стало образование Временного правительства, а не немедленный переход власти к Совету рабочих и солдатских депутатов. Советы усилили своё влияние, но власть они окончательно захватили только после Октябрьской революции в 1917 году.
Ответ: 2, 3, 5
3. Назовите два основных органа революционной власти, образовавшиеся в феврале-марте 1917 г.
Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов – орган, представлявший интересы рабочих и солдат.
Временное правительство – орган, сформированный Временным комитетом Государственной думы для управления страной после свержения монархии.
Приведите не менее трёх причин начала революционных событий в феврале 1917 г.
• Усиление экономических трудностей, вызванных Первой мировой войной, включая нехватку продовольствия, инфляцию и падение уровня жизни, способствовали росту недовольства среди населения
• Империалистическая политика Николая II, его неспособность проводить реформы и нерешительность в управлении страной усугубили политическую нестабильность и усилили социаль-ное напряжение.
• Длительная и кровопролитная Первая мировая война привела к значительным потерям и усталости в армии и обществе, что вызвало деморализацию солдат и рост антивоенных настроений
4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
1. Какие два этапа революции выделяет В. Ленин в указанном документе?
Первый этап — буржуазно-демократическая революция, в ходе которой власть перешла к буржуазии. Этот этап произошел в результате свержения монархии и установления Временного правительства.
Второй этап — социалистическая революция, цель которой — передать власть пролетариату и беднейшему крестьянству, установив диктатуру пролетариата.
В чём он видел своеобразие текущего момента?
Ленин видел своеобразие текущего момента в том, что произошел переход от первого буржуазного этапа революции ко второму, социалистическому, при котором власть должна быть передана рабочим и беднейшим слоям крестьянства.
2. Как Ленин характеризует Временное правительство?
Ленин характеризует Временное правительство как правительство капиталистов, которое представляет интересы буржуазии и является империалистским. Он называл обещания Временного правительства лживыми и осуждал его империалистическую политику, которая сохраняет аннексии и войну.
Какие основные последствия его деятельности он называет?
• Сохранение буржуазного господства
• Продолжение империалистической войны
Какая форма организации власти («тип государства»), по его мнению, должна была быть установлена в России в результате перехода власти к пролетариату и крестьянству?
Ленин считал, что власть должна быть передана Советам рабочих, батрацких и крестьянских депутатов, и тогда будет установлена республика Советов. Он предлагал устранить полицию, армию и чиновничество, заменив их выборными должностями.
3. Какие политические задачи ставил Ленин перед партией большевиков?
• Полное разоблачение Временного правительства и его политики
• Поддержка перехода власти к Советам рабочих, крестьянских и батрацких депутатов
• Конфискация помещичьих земель и национализация земли
• Слияние банков в один общенациональный банк и введение контроля Советов за экономикой
Выскажите предположение, в чём заключалась привлекательность политических и социально-экономических пунктов для рабочих, крестьян, солдат.
• Рабочим было привлекательно обещание власти Советов, где они могли бы управлять государством напрямую
• Крестьяне поддерживали идею конфискации земель и их справедливого распределения
• Солдаты, уставшие от войны, видели в политике большевиков надежду на прекращение войны и установление мира
5. Рассмотрите картину художника К. Юона «Перед вступлением в Кремль. Никольские ворота», прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Какому событию посвящена картина?
Картина К. Юона «Перед вступлением в Кремль. Никольские ворота» посвящена одному из важных эпизодов Октябрьской революции 1917 года — вступлению большевиков в Москву и захвату Кремля. Это событие является частью гражданской войны, когда советская власть устанавливала контроль над ключевыми городами страны.
Почему вы так решили?
Никольские ворота — это вход в Московский Кремль, символ государственной власти. В ходе Октябрьской революции большевики захватили Кремль, что стало важным этапом в установлении их контроля над Москвой.
Объясните, какие детали изображения позволили вам сделать именно такой вывод.
• На переднем плане видны солдаты и красноармейцы, что указывает на участие вооружённых сил большевиков. Они вступают в город, символизируя победу революции
• Военная форма и оружие участников подтверждают военный характер происходящего
• Мрачная атмосфера картины и архитектура Кремля создают ощущение напряжённого момента исторических перемен
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и приведёнными ниже краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие ему характеристики, обозначенные цифрами.
Ответ: А – 1, 2, 6
Б – 3, 4, 5
7 Рассмотрите приведённые ниже плакаты и выполните задания.
Каким событиям посвящён каждый из плакатов? Укажите детали, по которым вам удалось это установить. Какой из плакатов создан противниками большевиков, какой – их сторонниками?
Плакат А посвящен события Гражданской войны. Он изображает Льва Троцкого – одного из лидеров большевиков, в образе дьявола. Этот плакат создан противниками большевиков, так как он изображает большевиков в негативном свете.
Плакат Б также посвящен событиям Гражданской войны и Колчаку. Он принадлежит сторонникам большевиков, так как представляет белое движение в
8. Запишите любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в политических последствиях Первой российской революции 1905-1907 гг. и Российской революции 1917 г. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов).
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис: Политические последствия Первой российской революции 1905-1907 гг. и Российской революции 1917 г. значительно различались: первая привела к частичным политическим реформам, а вторая — к полной смене государственного строя.
Обоснования тезиса:
1) Первая революция (1905-1907 гг.) привела к ограниченным политическим изменениям. Был издан Манифест 17 октября 1905 года, который гарантировал гражданские свободы и создал Государственную думу как законосовещательный орган. Однако, власть императора сохранялась. В то же время, после революции 1917 года, произошёл радикальный переход от монархии к республиканской форме правления, а затем установление диктатуры пролетариата под руководством большевиков.
2) Первая революция не привела к ликвидации монархии. После событий 1905 года, Николай II остался на троне, сохраняя значительную власть, хотя и был вынужден учитывать решения Государственной думы. В 1917 году произошло свержение монархии: Николай II отрёкся от престола, и впоследствии Россия стала Советской республикой, полностью уничтожив монархический строй.
9. Рассмотрите герб РСФСР и объясните его символику.
На гербе РСФСР изображены серп и молот — символы союза рабочего класса (молот) и крестьянства (серп). Красное знамя с надписью "РСФСР" и лозунгом "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" отражает идеологию пролетарской революции и солидарность рабочего движения на международном уровне. Колосья вокруг герба символизируют плодородие и сельское хозяйство, являясь важной частью экономики социалистического государства.
10. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
1. В рамках какой социально-экономической политики России был принят данный декрет?
Данный декрет был принят в рамках политики военного коммунизма, которая проводилась в Советской России в период Гражданской войны (1918–1921 гг.). Военный коммунизм включал в себя жесткий государственный контроль над экономикой, введение трудовой повинности, принудительное распределение ресурсов и реквизиций, а также национализацию промышленности и отмену рыночных механизмов.
2. Каков итог реализации этой политики?
Чрезмерная мобилизация рабочей силы и ресурсы, распределяемые централизованно, привели к значительному снижению производительности, обострению кризиса в сельском хозяйстве и голоду.
Принудительные меры, такие как трудовая повинность и реквизиции у крестьян, вызывали сильное сопротивление среди крестьянства, что в итоге привело к многочисленным восстаниям.
11. Выберите один из фильмов о Гражданской войне и подготовьте его характеристику по приведённым ниже параметрам.
Для характеристики выберу фильм "Чапаев" (1934 г.), который является классикой советского кинематографа и посвящен событиям Гражданской войны.
1) Время создания фильма; какой из противоборствующих сторон симпатизируют его создатели.
Фильм был выпущен в 1934 году, режиссёры — братья Георгий и Сергей Васильевы.
Фильм являет собой произведение, явно симпатизирующее Красной армии. Создатели картины полностью поддерживают большевиков, их идеи и революцию, изображая их как героических защитников народа, борющихся против белогвардейцев, которые представлены как враги народа.
2) Кто главный герой фильма; на чьей стороне воевал и почему?
Главным героем фильма является Василий Иванович Чапаев, реальный исторический персонаж, командир Красной армии во время Гражданской войны.
Чапаев воевал на стороне Красной армии. Он изображен как народный герой, который борется за права трудящихся и против угнетателей, представленных белогвардейцами. Причиной его участия в Красной армии в фильме показано стремление бороться за светлое будущее и справедливость, а также его искреннюю преданность делу революции.
3) Какие реальные исторические личности присутствуют среди героев картины? Чем они знамениты?
Петька (Пётр Исаев) — верный адъютант и друг Чапаева. Хотя он вымышленный персонаж, его образ был основан на реальных боевых соратниках Чапаева.
Анка-пулемётчица (Анна Никулина) — один из наиболее известных персонажей фильма, воплощающий образ женщины, борющейся за свободу наравне с мужчинами. Этот персонаж вымышлен, однако символизирует активное участие женщин в революционной борьбе.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением