Параграф 11-12 ГДЗ Мединский Торкунов 10 класс (История)

Изображение § 11-12. Идеология и культура в годы Гражданской войны. Перемены в повседневной жизни и общественных настроенияхКак менялась духовная сфера жизни общества после...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Торкунов 10 класс, Просвещение:
§ 11-12. Идеология и культура в годы Гражданской войны. Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях
Как менялась духовная сфера жизни общества после утверждения у власти большевиков?
В годы Гражданской войны идеологические ориентиры партии большевиков трансформировались. Идею государства-коммуны сменила концепция государства диктатуры пролетариата во главе с коммунистической партией. Образование, наука и культура в новом обществе должны были решать не только социальные, но и политические задачи. Религия и церковь рассматривались как пережитки старого строя, подлежащие постепенной ликвидации. Основным содержанием повседневной жизни большинства населения страны в годы Гражданской войны стала необходимость выживания в необычайно тяжёлых условиях разрушения привычного жизненного уклада, потери близких, отсутствия или дефицита жилья и питания. В этой тяжёлой ситуации политика большевиков сочетала жёсткость, прагматизм и умение работать с основными группами населения. В результате, несмотря на все трудности, большая часть рабочих, крестьянства и интеллигенции встала на сторону большевиков.
1. Каковы были взгляды В. Ленина в 1917 г. на государственное устройство России?
Непосредственно накануне прихода к власти В. Ленин и его сторонники довольно идеалистично представляли себе будущее государственное устройство России. Они полагали, что на смену буржуазному государству придёт государство-коммуна в форме Советской республики. В ней будет уничтожен чиновничье-бюрократический аппарат, а функции управления будут осуществлять выборные руководители. На смену регулярной армии придёт всеобщее вооружение народа. В перспективе должно произойти полное «отмирание государства».
Однако после прихода к власти взгляды Ленина претерпели изменения. Стало очевидно, что мгновенный переход к новому обществу невозможен. Ленин заявил, что построение социализма является длительным постепенным процессом, который будет продолжаться в течение целой исторической эпохи. В условиях враждебного окружения формой государственного устройства становится диктатура пролетариата в союзе с беднейшим крестьянством, а вся полнота политической власти принадлежит коммунистической партии. Неотъемлемыми частями государствен-ного механизма становились кадровая армия, разветвлённый управленческий аппарат и органы государственной безопасности.
2. Как В. Ленин понимал диктатуру пролетариата?
По Ленину, это была власть рабочего класса, которая должна осуществляться через Советы (советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов).
1. Как решалась проблема ликвидации неграмотности?
Сразу после взятия большевиками власти была создана Государственная комиссия по просвещению, председателем которой был назначен А. Луначарский. В 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В его основе лежали передовые идеи русских и зарубежных педагогов: поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребёнка, внедрялись элементы самоуправления. Устанавливался принцип бесплатного обучения, для просвещения сельского населения открывались избы-читальни. При этом в борьбе с наследием старого гимназического образования были и перехлёсты: отменялись учебники, сидение за партами, домашние задания, отметки и экзамены.
Преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. При университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки).
2. Как вы считаете, какие перемены того времени в сфере образования и науки были позитивными, а какие имели негативные последствия? Почему?
Позитивные изменения
Установление принципа бесплатного образования
Преимущественное право поступления в вузы получили простые люди
Привлечение ученых из Царской России
Негативные изменения
Отменялись учебники, сидение за партами, домашние задания, отметки и экзамены
Преимущественное развитие науки в сфере экономики и обороны
К чему призывает и что пропагандирует этот плакат?
Данный плакат пропагандирует труд во благо экономики и развития страны. Этот плакат говорит о том, что каждый человек должен много трудиться, чтобы жить комфортно.
Почему в эпоху революции и Гражданской войны прида-валось большое значение наглядной агитации?
В эпоху революции и Гражданской войны придавалось большое значение наглядной агитации, потому что массой, которая поддерживала большевиков, были крестьяне и рабочие. Эти слои населения до действий Ленина по ликвидации неграмотности были не грамотными, потому им легче было воспринимать визуальную информацию.
Почему было так важно уничтожить старые памятники и заменить их на новые?
Серьёзное внимание уделялось монументальному искусству, которое новая власть также рассматривала как одну из форм пропаганды и агитации. В апреле 1918 г. Ленин подписал декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции». В результате были демонтированы многие памятники, предостав-лявшие историческую и художественную ценность.
1. Как создавалось искусство революционной эпохи?
Искусство переставало быть элитарным. Революция дала мощный импульс культурному развитию, создала возможность участия в культурной жизни самых широких слоёв населения.
В сфере культуры набирали силу новые тенденции и явления, их «разброс» отражал идейное многообразие первых революционных лет. Громко заявил о себе созданный в 1917 г. Пролеткульт – радикальная литературно-художественная и культурно-просвети-тельская организация. Проповедуя идею «чистой пролетарской культуры», её руководители призывали выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого. В поэзии соперничало несколько школ. Большую популярность приобрели произведения футуристов.
Какую роль в популяризации идей революции сыграли представители советского авангарда?
Представители советского авангарда сыграли важную роль в популяризации идей революции, используя искусство как мощное средство пропаганды и влияния на массовое сознание. Советские художники, архитекторы, скульпторы авангарда активно участвовали в создании визуальных образов и символов, которые поддерживали и развивали идеи революции, коммунизма и нового социалис-тического общества.
2. Как творческая интеллигенция реагировала на происходившие в стране перемены? Почему многие деятели науки и культуры оказались в эмиграции?
В расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию многие деятели культуры Серебряного века. Далеко не все они приняли советскую власть. Многие отбыли в эмиграцию за границу. К середине 1920-х гг. эмигрировало большое число писателей, поэтов, композиторов, певцов, музыкантов, художников: И. Бунин, А. Куприн, А. Глазунов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, Ф. Шаляпин, И. Репин, В. Кандинский, М. Шагал и др.
Критическую позицию по отношению к реалиям большевистской власти первоначально занимал и М. Горький, что нашло отражение в его цикле статей «Несвоевременные мысли». В 1921 г. он выехал за границу, обосновался в Италии, но не терял связь с Советской Россией.
Для целого ряда выдающихся деятелей культуры, таких как А. Ахматова, М. Волошин, М. Пришвин, М. Булгаков, отношения с новой властью складывались непросто. Тем не менее они остались на родине.
Каковы были мотивы тех из них, кто признал советскую власть и пошёл на сотрудничество с ней?
Мотивы тех, кто признал советскую власть и решил остаться, могут быть объяснены близостью советской идеологии для человека или стремлением сохранить свои позиции.
Почему большевики приняли данный декрет?
Церковь, особенно православная, была одной из сильных и влиятельных общественных институтов в дореволюционной России. Большевики видели в ней угрозу своему контролю над обществом, так как она могла выступить против новой власти. Отделение церкви от государства было способом ослабить её влияние и укрепить государственную монополию на управление обществом.
Можно ли сказать, что он позволял реализовать свободу вероисповедания? Свой ответ аргументируйте.
Несмотря на формальное провозглашение свободы вероиспове-дания, декрет значительно ограничивал влияние церкви на общественную жизнь и выражал стремление большевиков к построению атеистического общества.
1. Охарактеризуйте взаимоотношения Русской православной церкви и большевиков.
У большевиков и Русской православной церкви были тяжелые отношения. Декрет «Об отделении церкви от государства» послужил основанием для волны массового закрытия храмов и монастырей по всей территории РСФСР. Их имущество и предметы культа конфисковывались «для революционных нужд». Священно-служителей арестовывали, отправляли на принудительные работы. Они были лишены избирательных прав, облагались самыми высокими налогами, их дети лишались возможности получить специальное или высшее образование.
2. Почему в первые годы советской власти из всех религиозных организаций именно Русская православная церковь подвергалась наибольшим преследованиям?
Церковь, особенно православная, была одной из сильных и влиятельных общественных институтов в дореволюционной России. Большевики видели в ней угрозу своему контролю над обществом, так как она могла выступить против новой власти.
Опишите особенности повседневной жизни населения в городах и сельской местности в годы Гражданской войны.
Продовольствия катастрофически не хватало. Чтобы не умереть с голоду, люди занимались кустарными промыслами, торговали на чёрном рынке всем, что представляло хотя бы минимальную ценность, употребляли в пищу самые простые, нередко плохого качества, а то и вовсе испорченные продукты.
С начала 1918 г. большевики вынуждены были вернуться к карточной системе распределения продуктов. При этом население было разделено на трудовое и нетрудовое (к последнему относились «бывшие эксплуататоры» и лица свободных профессий).
Дома в городах не отапливались. Чтобы обогреть промёрзшие комнаты, применялись небольшие железные печки, которые из-за высокого расхода дров называли буржуйками. Поскольку дров не хватало, их зачастую топили мебелью и книгами из разрушенных усадеб и квартир прежних владельцев.
Как менялись отношения к большевикам у разных слоёв населения в 1917 – начале 1920-х гг.?
Крестьяне в результате революции смогли осуществить свои вековые чаяния о земле. Большинство крестьян были довольны сложившейся ситуацией, сторонились политической борьбы и пользовались возможностью нажиться на продовольственном кризисе. Однако чрезвычайные меры по сбору продовольствия и массовая мобилизация в Красную Армию волей-неволей втягивали крестьян в орбиту политической жизни. Советскую Россию захлестнула волна крестьянских волнений. Но эта эйфория обычно длилась недолго. Буквально через несколько месяцев крестьяне обращали свой гнев уже на белых. В 1919 г. в результате прагматичной политики большевиков разочарования действиями белых в сознании крестьянства происходит перелом. Большинство начинает поддерживать советскую власть.
Главной опорой большевиков стали рабочие крупных промышленных центров, прежде всего Петрограда и Москвы. Однако часть главным образом высококвалифицированных рабочих достаточно быстро стала разочаровываться в новой власти.
Исключительно чувствительной стала кампания саботажа государ-ственных чиновников в конце 1917 – начале 1918 г. На какое-то время работа госаппарата была парализована, что подтолкнуло большевиков к созданию новых органов власти и государственных учреждений. Однако уже непродолжительное время спустя многие бывшие чиновники и офицеры, представители интеллигенции активно пошли на службу новой власти
С 1918 г. в интеллигентской среде начала усиливаться тенденция на сотрудничество с новой властью
1. Объясните название и смысл картины, приведённой в начале параграфа.
Картина Константина Юона «Новая планета» символизирует революционные перемены в России 1917 года. Огромная красная планета, появляющаяся на небе, символизирует приход новой эпохи, которую несёт с собой революция. Это мощный образ изменений, который выражает радикальный разрыв с прошлым.
2. Какие мероприятия большевиков в области культуры можно назвать революционными? Назовите не менее трёх таких мероприятий.
• Создание Пролеткульта
• Борьба с неграмотностью
• Введение бесплатного и доступного для всех начального образования
3. Что такое пролетарская культура? Решением каких задач занимался Пролеткульт?
Пролетарская культура (Пролеткульт) была направлена на создание новой, революционной культуры, которая соответствовала идеалам рабочего класса. Основная задача Пролеткульта заключалась в том, чтобы ликвидировать культурное господство буржуазии и создать самостоятельное пролетарское искусство. Это включало создание произведений, отражающих идеи социализма и коллективизма, воспитание нового поколения творцов из числа рабочих.
4. В чём, на ваш взгляд, заключались противоречия культурной политики большевиков в послереволюционный период? Сформулируйте не менее трёх противоречий.
• С одной стороны, большевики стремились сделать культуру доступной для масс, с другой стороны, это часто приводило к снижению уровня произведений искусства
• Пропагандировалось создание новых, революционных форм искусства, но одновременно сохранялись старые формы, например, классическая литература и музыка
• Большевики стремились к культурной свободе, но с приходом советской власти был введён жёсткий контроль над творчеством
5*. Используя дополнительные источники информации, изучите деятельность Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности. Какие цели преследовали большевики, борясь с неграмотностью?
Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (1919 г.) была создана для борьбы с высокой неграмотностью среди населения, особенно в сельских районах. Большевики понимали, что для построения социалистического общества необходимо просвещённое население, которое сможет активно участвовать в общественной жизни и понимать политическую программу партии. Программы обучения были ориентированы на ликвидацию неграмотности как среди взрослых, так и среди детей.
6*. Подготовьте небольшое сообщение о судьбе и творчестве одного из деятелей культуры в период революции и Гражданской войны (по своему выбору).
Одним из ярких представителей революционной культуры был Владимир Маяковский. Маяковский не только писал стихи, но и активно участвовал в агитационно-пропагандистской деятельности. Он создавал лозунги и плакаты для большевиков, поддерживал идеалы революции, создавая произведения, которые вдохновляли массы на борьбу за новую жизнь. Его творчество сочетало энергию авангарда с социалистической идеологией, делая его одним из символов революционной культуры.
7. В чём проявлялось влияние идеологии на искусство в годы Гражданской войны? В каких областях искусства оно было наиболее сильным? Приведите примеры такого влияния.
Идеология оказала мощное влияние на искусство, что проявилось в поддержке большевиками авангардных направлений, таких как конструктивизм и футуризм. Например, произведения Маяковского и плакаты Льва Троцкого стали важными инструментами агитации и пропаганды. Самыми сильными были эти тенденции в области визуального искусства и литературы, где активно использовались новые формы для выражения революционных идей.
8*. Сделайте группой (распределите роли самостоятельно) презентацию о развитии науки в России в 1917 – начале 1920-х гг.
(Ссылка на презентацию ниже.)
9. Как развитие культуры России в период революции и Гражданской войны было связано с развитием европейской культуры в то же время? Приведите 2-3 факта.
В 1910-е годы в Европе также происходили культурные революции, например появление дадаизма в Германии и Швейцарии, что созвучно русскому авангарду.
Разрушение традиционных форм искусства и создание новых методов выражения, как в России, так и в Европе, было реакцией на политические потрясения, включая Первую мировую войну и революции.
10. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию) о повседневной жизни в условиях революции и Гражданской войны на территории вашего региона.
В годы революции и Гражданской войны на Урале жизнь местного населения претерпела серьёзные изменения. Этот регион был одним из ключевых театров военных действий и столкновений между белыми и красными. Урал, как промышленный и стратегически важный регион, имел особое значение для обеих сторон.
Экономика региона оказалась разрушенной. Промышленные предприятия, которые ранее поддерживали армию и обеспечивали регион, были частично разрушены или остановлены. На фоне разрухи возникли перебои с поставками продовольствия. Большинство жителей столкнулось с постоянной нехваткой еды и предметов первой необходимости. Рабочие заводов часто не получали заработную плату, либо получали её в виде натурального обмена. Продовольственные пайки стали основной формой поддержки.
На Урале проводились массовые мобилизации в ряды Красной армии, а в тылу проводились реквизиции продовольствия для снабжения армии. Это особенно тяжело отразилось на крестьянах, которые не только теряли свои урожаи, но и были вынуждены скрывать свои запасы, чтобы избежать конфискации. Многие мужчины были отправлены на фронт, оставляя семьи без поддержки.
Идеологическая борьба также затрагивала все аспекты повседневной жизни. На Урале, как и во многих других регионах, большевики активно распространяли свою пропаганду, создавали новые органы управления и строили новую систему образования. С другой стороны, сопротивление белого движения также было сильным, и многие жители региона поддерживали белых, видя в них защитников старого порядка. Это приводило к глубоким социальным расколам даже внутри семей.
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) издание декрета СНК «О ликвидации безграмотности» – 1919 г
2) создание А. Эйнштейном общей теории относительности – 1916 г
3) издание декрета СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» – январь 1918 г
4) опубликование модернистского романа Д. Джойса «Улисс» – 1922 г
5) первая конференция Пролеткульта – сентябрь 1918 г
Ответ: 2, 3, 5, 1, 4
Раскройте смысл понятия «ликбез».
Ликбез (сокращение от «ликвидация безграмотности») — это государственная программа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, запущенная в Советской России в 1920-е годы.
Приведите два исторических факта, конкретизирующих данное понятие применительно к истории России. Приведённые факты не должны содержаться в данном вами определении понятия.
26 декабря 1919 года Совнарком РСФСР издал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», который обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном языке.
В 1920 году была организована специальная комиссия для координации работы по ликвидации безграмотности. Она занималась организацией массового обучения, созданием учебных материалов и подготовкой учителей для программы ликбеза.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 2-3 аргументами.
В годы Гражданской войны идеологические ориентиры партии большевиков трансформировались. Идею государства-коммуны сменила концепция государства диктатуры пролетариата во главе с коммунистической партией. Образование, наука и культура в новом обществе должны были решать не только социальные, но и политические задачи. Религия и церковь рассматривались как пережитки старого строя, подлежащие постепенной ликвидации. Основным содержанием повседневной жизни большинства населения страны в годы Гражданской войны стала необходимость выживания в необычайно тяжёлых условиях разрушения привычного жизненного уклада, потери близких, отсутствия или дефицита жилья и питания. В этой тяжёлой ситуации политика большевиков сочетала жёсткость, прагматизм и умение работать с основными группами населения. В результате, несмотря на все трудности, большая часть рабочих, крестьянства и интеллигенции встала на сторону большевиков.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением