Упр.16 Глава 4 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 16. 1) Прочитайте пословицы и поговорки вслух, передавая интонацией смысловые отношения между частями. Какие пословицы вам кажется полезным запомнить? Объясните...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 16. 1) Прочитайте пословицы и поговорки вслух, передавая интонацией смысловые отношения между частями. Какие пословицы вам кажется полезным запомнить? Объясните...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
16. 1) Прочитайте пословицы и поговорки вслух, передавая интонацией смысловые отношения между частями. Какие пословицы вам кажется полезным запомнить? Объясните почему.
Русские. 1. В сиротстве жить — слёзы лить. 2. Взялся за гуж5, не говори, что не дюж. 3. Гром не грян...т, мужик не перекрест...тся.
4. Ед..шь1 на день, хлеба бери на неделю.
Бурятские. 1. Глупа птица, оторвавшаяся* 2 от стаи, беспомощен3 козлёнок, потерявший свою мать. 2. Людям услугу окаж...шь — тебе же польза буд...т. 3. Поспешишь — в пути замёрзн...шь.
Дагестанские. 1. Наказ старшего послуша...шь — больше в жизни увид...шь. 2. Старшим место уступи, младшим помощь ок...жи.
3. Хорошую лошадь видать5 по жеребёнку, хорошего человека — по ребёнку.
Чеченские. 1. Летом лень — зимой мука5. 2. Выйдет из дома зло, извне добро не придёт. 3. Не буд...т сына — не буд...т и крова. 4. Не сдерж...шь слова, не сдерж...шь и клятву.
Латинские. 1. Хоч...шь мира — готовься к войне. 2. Поэтами рождается, ораторами станов...тся. 3. Человек предполагает, бог располагает. 4. Чужие пороки у нас на глазах, свои за спиной.
Ответ 2
Пословицы – это вековая мудрость народа, их нужно, по возможности, знать, как можно больше. Я считаю, что полезно запоминать высказывания своего народа: они всем понятны и общеупотребительны.
2) Работа в паре. Докажите, что все предложения являются бессоюзными сложными: выделите части, подчеркните в них грамматические основы. Спишите пословицы, распределяя их по группам в зависимости от значения бессоюзного предложения. Сравните результаты вашей работы, определите причины различий, если они будут.
Ответ 1
БСП с равноправными частями:
[Глупа птица, оторвавшаяся2 от стаи], [беспомощен3 козлёнок, потерявший свою мать].
[Старшим место уступи], [младшим помощь окажи (окажет)].
[Хорошую лошадь видать5 по жеребёнку], [хорошего человека – по ребёнку].
[Поэтами рождаются (несов. в., I спр., изъявит. накл., наст. вр., мн. ч., 3 л.)], [ораторами становятся (несов. в., II спр., изъявит. накл., наст. вр., мн. ч., 3 л.)].
[Человек предполагает (несов. в., I спр., изъявит. накл., наст. вр., ед. ч., 3 л.)], [бог располагает (несов. в., I спр., изъявит. накл., наст. вр., ед. ч., 3 л.)].
[Чужие пороки у нас на глазах], [свои за спиной].
БСП со значением следствия:
[В сиротстве жить] – [слёзы лить].
[Летом лень] – [зимой мука5].
[Не будет (сов. в., I спр., изъявит. накл., буд. вр., ед. ч., 3 л.) сына] – [не будет (сов. в., I спр., изъявит. накл., буд. вр., ед. ч., 3 л.) и крова].
БСП со значением условия:
[Взялся за гуж5], [не говори], (что не дюж).
[Людям услугу окажешь (сов. в., I спр., изъявит. накл., буд. вр., ед. ч., 2 л.)] – [тебе же польза будет (сов. в., I спр., изъявит. накл., буд. вр., ед. ч., 3 л.)].
[Поспешишь] – [в пути замёрзнешь (сов. в., I спр., изъявит. накл., буд. вр., ед. ч., 2 л.)].
[Наказ старшего послушаешь (сов. в., I спр., изъявит. накл., буд. вр., ед. ч., 2 л.)] – [больше в жизни увидишь (сов. в., II спр., изъявит. накл., буд. вр., ед. ч., 2 л.)].
[Выйдет из дома зло], [извне добро не придёт].
[Не сдержишь (сов. в., II спр., изъявит. накл., буд. вр., ед. ч., 2 л.) слова], [не сдержишь (сов. в., II спр., изъявит. накл., буд. вр., ед. ч., 2 л.) и клятву].
[Хочешь (несов. в., I спр., изъявит. накл., наст. вр., ед. ч., 2 л.) мира] – [готовься к войне].
БСП со значением времени:
[Гром не грянет (сов. в., I спр., изъявит. накл., буд. вр., ед. ч., 3 л.)], [мужик не перекрестится (сов. в., II спр., изъявит. накл., буд. вр., ед. ч., 3 л.)].
[Едешь1 (несов. в., I спр., изъявит. накл., наст. вр., ед. ч., 2 л.) на день], [хлеба бери на неделю].
Ответ 2
БСП со значением следствия.
[В сиротстве жить] – [слезы лить].
[Летом лень] – [зимой мука].
[Не будет сына] – [не будет и крова].
БСП со значением времени.
[Гром не грянет], [мужик не перекрестится].
[Едешь на день], [хлеба бери на неделю].
БСП со значением условия.
[Взялся за гуж], [не говори], (что не дюж).
[Людям услугу окажешь] – [тебе же польза будет].
[Поспешишь] – [в пути замерзнешь].
[Наказ старшего послушаешь] – [больше в жизни увидишь].
[Выйдет из дома зло], [извне добро не придет].
[Не сдержишь слова], [не сдержишь и клятву].
[Хочешь мира] – [готовься к войне].
БСП с равноправными частями.
[Глупа птица, оторвавшаяся от стаи]; [беспомощен козленок, потерявший свою мать]. Синтаксический параллелизм.
[Старшим место уступи], [младшим помощь окажи]. Антонимы, синтаксический параллелизм.
[Хорошую лошадь видать по жеребенку], [хорошего человека – по ребенку]. Неполнота второй части.
[Поэтами рождаются], [ораторами становятся]. Синтаксический параллелизм.
[Человек предполагает], [бог располагает]. Синтаксический параллелизм.
[Чужие пороки у нас на глазах], [свои за спиной]. Неполнота 1-й и 2-й части.
3) Определите вид, спряжение и форму глаголов с пропущенными буквами, обозначьте в них окончания.
Ответ 2
Не грянет (сов. вид; І спр; 2-е лицо; ед. число; будущее время); не перекрестится (сов. вид; ІІ спр; 3-е лицо; ед. число; будущее время); едешь (несов. вид; І спр; 2-е лицо; ед. число; настоящее время); окажешь (сов. вид; І спр; 2-е лицо; ед. число; будущее время); будет (сов. вид; І спр; 3-е лицо; ед. число; будущее время); замерзнешь (сов. вид; І спр; 2-е лицо; ед. число; будущее время); послушаешь (сов. вид; І спр; 2-е лицо; ед. число; будущее время); увидишь (сов. вид; ІІ спр; 2-е лицо; ед. число; будущее время); не сдержишь (сов. вид; ІІ спр; 2-е лицо; ед. число; будущее время); хочешь (сов. вид; разноспрягаемое; 2-е лицо; ед. число; настоящее время); рождаются (несов. вид; І спр; 3-е лицо; мн. число; настоящее время); становятся (несов. вид; ІІ спр; 3-е лицо; мн. число; настоящее время); предполагает (несов. вид; І спр; 3-е лицо; ед. число; настоящее время); располагает (несов. вид; І спр; 3-е лицо; ед. число; настоящее время).
4) Дополнительные задания (разборы).
Ответ 1
Едешь1 [й’эд’иш] 2 слога
е – [й’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный
\ [э] – гласный, ударный
д – [д’] – согласный, звонкий, парный, мягкий, парный
е – [и] – гласный, безударный
ш – [ш] – согласный, глухой, парный, твёрдый, непарный
ь – [–] – не образует звука
5 б., 5 зв.
1. Беспомощен3 – прилагательное.
2. Н. ф. – беспомощный.
3. Постоянные признаки:
– качественное.
4. Непостоянные признаки:
– в краткой форме;
– в ед. ч.;
– в м. р.
5. Сказуемое.
1) Гуж5 – кожаная петля у хомута, служащая для скрепления оглобель и дуги;
2) многозначное, имеет 2 значения;
3) употреблено в прямом значении;
4) синонимов нет;
5) антонимов нет;
6) омонимов и паронимов нет;
7) исконное;
8) из пассивного словарного запаса, специальное;
9) не входит в состав фразеологизмов.
1) Видать5 – то же, что видеть;
2) многозначное, имеет 2 значения;
3) употреблено в прямом значении;
4) синонимы: видеть, рассмотреть;
5) антонимы: не видать;
6) омонимов и паронимов нет;
7) исконное;
8) из пассивного словарного запаса, просторечное;
9) фразеологизмы: ни зги не видать, от земли не видать.
1) Мука5 – сильное физическое или нравственное страдание;
2) однозначное;
3) употреблено в прямом значении;
4) синонимы: мучение, страдание;
5) антонимы: удовольствие, блаженство;
6) омонимов и паронимов нет;
7) исконное;
8) из активного словарного запаса, общеупотребительное;
9) фразеологизмы: хождение по мукам, муки творчества.
Ответ 2
Оторвавшаяся.
І. (Каков?) беспомощен – прилагательное.
ІІ. Начальная форма: беспомощный.
Постоянные признаки: качественное.
Непостоянные признаки: краткое, единственное число, мужской род.
ІІІ. Козленок (каков?) беспомощен – сказуемое.
Гуж – 1) петля в хомуте, скрепляющая одну оглоблю с другой; 2) живая тяга.
1. Многозначное, употреблено в переносном значении.
2. Синоним: дело.
Антонимы: нет.
3. Исконное.
4. Пассивный словарный запас.
5. Устаревшее.
Видать – 1) то же, что видеть; 2) неоднократно, много раз видеть.
1. Многозначное, употреблено в прямом значении.
2. Синонимы: смотреть, видеть.
Антоним: не видать.
3. Исконное.
4. Пассивный словарный запас.
5. Общеупотребительное, устаревшее.
6. Фразеологизм: ни зги не видать.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением