Упр.21 Глава 4 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 21. 1) Прочитайте отрывок из очерка В. М. Пескова. Определите, какие дополнительные средства связи, кроме интонации, используются в бессоюзных сложных предложениях. Для...
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 21. 1) Прочитайте отрывок из очерка В. М. Пескова. Определите, какие дополнительные средства связи, кроме интонации, используются в бессоюзных сложных предложениях. Для...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
21. 1) Прочитайте отрывок из очерка В. М. Пескова. Определите, какие дополнительные средства связи, кроме интонации, используются в бессоюзных сложных предложениях. Для этого можете прочитать текст рубрики «Лингвистическая кладовая».
(1) Мальчишкой я уже знал: грачи прилетели — весна; прилетела кукушка — конец охоты, дичь села на гнёзда; ласточки прилетели — можно купаться. (2) Эту азбуку в готовом виде я получил из копилки сельского опыта. (3) А ведь кто-то первым заметил всё это. (4) «Лини мечут икру, когда зацветает калина. (5) Перед дождём иволга кричит дикой кошкой. (6) Если цветок лилии опустился под воду, близится летний вечер». (7) Названия месяцев у славян крепко связаны с проявлениями природы: май — травень, июль — липец (время цветения липы), декабрь — студень... (8) В этой цепи увязок и наблюдений трудно увидеть начало. (9) Не будет у неё и конца. (10) Каждый любознательный человек может сделать своё открытие. (11) И есть наблюдатели за природой, талантливые и влюблённые. (12) Они прославили фенологию — самую поэтичную из наук.
(По В. Пескову)
Ответ 1
В БСП с равноправными частями, кроме интонации, дополнительными средствами связи частей могут быть сходство их строения (синтаксический параллелизм), неполнота одной из частей, наличие в них антонимов, слов одной тематической группы или лексических повторов.
В БСП с неравноправными частями, которые состоят только из двух частей с фиксированным порядком, смысловые отношения между ними помогают выразить различные морфологические и лексические средства связи: частицы и наречия со значением следствия; местоимения во второй части, замещающие содержание всей первой части или одного из её элементов; местоимения или слова в первой части, требующие пояснения или изъяснения во второй.
Ответ 2
В отрывке из очерка Пескова в БСП, кроме интонации, используются следующие дополнительные средства связи: соотношение видовременных форм, сходство строения частей, слова одной тематической группы.
2) Выпишите из текста бессоюзные сложные предложения, выполните их разбор по образцу.
Образец разбора бессоюзного сложного предложения
Одна рука корреспондента прижала к глазам бинокль, другая застыла с отточенным карандашом.
Предложение: 1) повествовательное; 2) невосклицательное; 3) сложное, из двух частей; 4) с бессоюзной связью, бессоюзное сложное; 5) с равноправными частями, с сопоставительно-противительным значением.
[_=]1; [—=]2.
Ответ 1
(1) Мальчишкой я уже знал: грачи прилетели – весна; прилетела кукушка – конец охоты, дичь села на гнёзда; ласточки прилетели – можно купаться.
Предложение: 1) повествовательное; 2) невосклицательное; 3) сложное, из восьми частей; 4) с бессоюзной связью, бессоюзное сложное; 5) с неравноправными частями, с изъяснительным значением и значением следствия.
(7) Названия месяцев у славян крепко связаны с проявлениями природы: май – травень, июль – липец (время цветения липы), декабрь – студень...
Предложение: 1) повествовательное; 2) невосклицательное; 3) сложное, из четырёх частей; 4) с бессоюзной связью, бессоюзное сложное; 5) с неравноправными частями с пояснительным значением и равноправными частями с перечислительным значением.
Ответ 2
Выпишите из текста бессоюзные сложные предложения, выполните их разбор по образцу.
(1) [Мальчишкой я уже знал]^1: [грачи прилетели]^2 – [весна]^3; [прилетела кукушка]^4 – [конец охоты]^5, [дичь села на гнезда]^6; [ласточки прилетели]^7 – [можно купаться]^8.
Предложение: 1) повествовательное; 2) невосклицательное; 3) сложное, из восьми частей; 4) с бессоюзной связью, бессоюзное сложное; 5) с неравноправными частями, с разъяснительным значением и значением следствия.
(7) [Названия месяцев у славян крепко связаны с проявлениями природы]^1: [май – травень]^2, [июль – липец (время цветения липы)]^3, [декабрь – студень]^4…
Предложение: 1) повествовательное; 2) невосклицательное; 3) сложное, из четырех частей; 4) с бессоюзной связью, бессоюзное сложное; 5) с равноправными частями, с перечислительным значением.
3) Составьте из предложений 2 и 3 ССП, а затем СПП.
Ответ 1
(2) Эту азбуку в готовом виде я получил из копилки сельского опыта. (3) А ведь кто-то первым заметил всё это. – Эту азбуку в готовом виде я получил из копилки сельского опыта, а ведь кто-то первым заметил всё это – ССП. Эту азбуку в готовом виде я получил из копилки сельского опыта, поскольку кто-то первым заметил всё это – СПП.
Ответ 2
ССП:
Эту азбуку в готовом виде я получил из копилки сельского опыта, а ведь кто-то первым заметил все это.
СПП:
А ведь кто-то первым заметил все это, поэтому эту азбуку в готовом виде я получил из копилки сельского опыта.
4) Предложения 4-6 перестройте в синонимичные БСП.
Ответ 1
(4) Лини мечут икру, когда зацветает калина. – Зацветает калина – лини мечут икру.
(5) Перед дождём иволга кричит дикой кошкой. – Иволга кричит дикой кошкой – будет дождь.
(6) Если цветок лилии опустился под воду, близится летний вечер. – Цветок лилии опустился под воду – близится летний вечер.
Ответ 2
(4) Зацветает калина – лини мечут икру.
(5) Иволга кричит дикой кошкой – дождь начинается.
(6) Близится летний вечер – цветок лилии опустился под воду.
5) Предложения 8 и 9 объедините в одно БСП, подчеркните в нём грамматические основы.
Ответ 1
В этой цепи увязок и наблюдений трудно увидеть начало – не будет у неё и конца.
Ответ 2
В этой цепи увязок и наблюдений трудно увидеть начало - не будет у нее и конца.
6) Предложения 10-12 объедините в одно сложное предложение с разными видами связи.
Ответ 1
Каждый любознательный человек может сделать своё открытие, есть наблюдатели за природой, талантливые и влюблённые, которые прославили фенологию – самую поэтичную из наук.
Ответ 2
Каждый любознательный человек может сделать свое открытие, так как есть наблюдатели за природой, талантливые и влюбленные; они прославили фенологию – самую поэтическую из наук.
7) Определите на основании прочитанного текста значение выделенного термина. По какой части в составе этого слова можно определить, что речь идёт о науке? Как это слово связано со словом феномен? Запишите своё определение.
Ответ 1
Фенология – наука о сезонных явлениях в живой природе, изучающая изменения в растительном и животном мире, обусловленные сменой времён года и погодными условиями.
Определите на основании прочитанного текста значение выделенного термина. Logos – учение.
Со словом феномен это слово связано первой частью: phaino – являю, phainomenon – являющееся.
Ответ 2
Фенология – это наука, которая изучает изменения природных объектов при сезонных явлений природы.
По второму корню слова можно понять, что речь идет о науке.
Слово «фенология» связано со словом «феномен» тем, что в том и другом слове ключевое значение «наблюдение», а также корнем фен-.
Феномен – это наблюдаемое явление.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением