Упр.17 Глава 4 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Решение #2
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
17. 1) Переделайте союзные сложные предложения в бессоюзные по образцу. Запишите составленные БСП, укажите их значение. Аргументируйте выбор знака препинания между частями предложения.
Образец. Когда Маша вернётся из Москвы, я позвоню.
Маша вернётся из Москвы — я позвоню.
(БСП со значением времени.)
1. Надежды на успех оставалось всё меньше, так что настроение у к...манды было мрачное. 2. Коли повер...т они тебе, пойдут за тобой и в огонь и в воду. 3. Мы его долго отг...варивали, но он сделал (по)своему. 4. Когда вид...шь (н...Справедливость, (н...)молчи, протестуй. 5. Когда брат старался уг...дить мач...хе, сестра изв...дила его насмешками. 6. Если ребёнка не избалуют1, буд...т из него толк.
7. Глаза его напрасно бегали по строкам, потому что он не пон...мал (н...)чего. 8. Когда не было телевиз...ра и радио, было больше общения. 9. Почему(то), родившись на море, Юра не плавал, то есть он д...ржался на воде, но пл...скался только у самого берега. 10. С большим трудом мы шли по улице, поскольку грязь была (н...)пролаз-ная. 11. Трен...р был (н...)многословен2 и (на)вид суров, так что я его (с)начал... порядком3 поба...вался. 12. Учитель прикинул р...змеры камня, угол наклона горы и сделал (не)которые ра...чёты в записной книжке, которую он всегда носил с собой.
2) Объясните написание слов со скобками и пропущенными буквами. Обозначьте орфограмму в словах с приставками, правописание конечной согласной в которых зависит от следующей буквы.
Ответ 1
1) Надежды на успех оставалось (осталось) всё меньше, так что настроение у команды (словарное слово) было мрачное. – Надежды на успех оставалось всё меньше – настроение у команды было мрачное. (БСП со значением следствия)
2) Коли поверят (глагол II спр.) они тебе, пойдут за тобой и в огонь и в воду. – Поверят они тебе – пойдут за тобой и в огонь и в воду. (БСП со значением условия)
3) Мы его долго отговаривали (говор), но он сделал по-своему (наречие, . – Мы его долго отговаривали, он сделал по-своему. (БСП с противительным значением)
4) Когда видишь (глагол II спр.) несправедливость (пристрастность), не молчи (глагол), протестуй. – Видишь несправедливость – не молчи, протестуй. (БСП со значением времени)
5) Когда брат старался угодить (угодник) мачехе, сестра изводила (изводит) его насмешками. – Брат старался угодить мачехе – сестра изводила его насмешками. (БСП со значением времени)
6) Если ребёнка будет (глагол I спр.) из него толк. – Ребёнка не избалуют1 – будет из него толк. (БСП со значением условия)
7) Глаза его напрасно (словарное слово) бегали по строкам, потому что он не понимал чередование я-им) ничего (отриц. мест., безударн. прист.). – Глаза его напрасно бегали по строкам: он не понимал ничего. (БСП со значением причины)
8) Когда не было телевизора (словарное слово) и радио, было больше общения. – Не было телевизора и радио – было больше общения. (БСП со значением времени)
9) Почему-то , родившись на море, Юра не плавал, то есть он держался (держится) на воде, но плескался (плещется) только у самого берега. – Почему-то, родившись на море, Юра не плавал: он держался на воде, но плескался только у самого берега. (БСП с пояснительным значением)
10) С большим трудом мы шли по улице, поскольку грязь была непролазная (не употр. без не). – С большим трудом мы шли по улице: грязь была непролазная. (БСП со значением причины)
11) Тренер был немногословен2 (молчалив) и на вид (сущ. с предлогом) суров, так что я его сначала (наречие, порядком3 побаивался . – Тренер был немногословен2 и на вид суров – я его сначала порядком3 побаивался. (БСП со значением следствия)
12) Учитель прикинул камня, угол наклона горы и сделал некоторые (неопр. мест.) в записной книжке, которую он всегда носил с собой. – Учитель прикинул размеры камня, угол наклона горы и сделал некоторые расчёты в записной книжке, её он всегда носил с собой. (БСП с присоединительным значением)
Избалуют1 [избалуй’ут] 4 слога
и – [и] – гласный, безударный
з – [з] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
б – [б] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
а – [а] – гласный, безударный
л – [л] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный
у – [у] – гласный, ударный
ю – [й’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный
\ [у] – гласный, безударный
т – [т] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
8 б., 9 зв.
1. Порядком3 – наречие.
2. Морфологические признаки:
– неизменяемое;
– знаменательное, меры и степени.
3. Обстоятельство.
Ответ 2
1. Надежды на успех оставалось (остаться) всё меньше, так что настроение у команды (запомнить) было мрачное.
Надежды на успех оставалось все меньше – настроение у команды было мрачное.
БСП со значением следствия.
2. Коли поверят (поверить; ІІ спр.) они тебе, пойдут за тобой и в огонь и в воду.
Поверят тебе – пойдут за тобой и в огонь и в воду.
БСП со значением условия.
3. Мы его долго отговаривали (говор), но он сделал по-своему.
Мы его долго отговаривали – он сделал по-своему.
БСП со значением противопоставления.
4. Когда видишь (исключение; ІІ спр.) несправедливость (=искаженность), не молчи (с глаголом раздельно), протестуй.
Видишь несправедливость – не молчи, протестуй.
БСП со значением времени.
5. Когда брат старался угодить (угодливый) мачехе (запомнить), сестра изводила (изводит) его насмешками.
Брат старался угодить мачехе – сестра изводила его насмешками.
БСП со значением времени.
6. Если ребёнка не избалуют, будет (быть; І спр.) из него толк.
Не избалуют ребенка – будет из него толк.
БСП со значением условия.
7. Глаза его напрасно (запомнить) бегали по строкам, потому что он не понимал (запомнить) ничего (без ударения).
Глаза его напрасно бегали по строкам: он не понимал ничего.
БСП со значением пояснения.
8. Когда не было телевизора (запомнить) и радио, было больше общения.
Не было телевизора и радио – было больше общения.
БСП со значением времени.
9. Почему-то, родившись на море, Юра не плавал, то есть он держался (держится) на воде, но плескался (плеск) только у самого берега.
Почему-то, родившись на море, Юра не плавал: он держался на воде, но плескался только у самого берега.
БСП со значением пояснения.
10. С большим трудом мы шли по улице, поскольку грязь была непролазная (не употребляется без НЕ).
С большим трудом мы шли по улице: грязь была непролазная.
БСП со значением причины.
11. Тренер (запомнить) был немногословен и на вид суров, так что я его сначала (наречие) порядком побаивался (побаиваюсь).
Тренер был немногословен и на вид суров: я его сначала порядком побаивался.
БСП со значением причины.
12. Учитель прикинул размеры камня, угол наклона горы и сделал некоторые (под ударением) расчёты в записной книжке, которую он всегда носил с собой.
Учитель прикинул размеры камня, угол наклона горы и сделал некоторые расчеты в записной книжке: он ее всегда носил с собой.
БСП со значением пояснения.
Дополнительные задания (разборы).
Немногословен….
І. (Как?) порядком – наречие.
ІІ. Знаменательное, меры и степени, неизменяемое.
ІІІ. Побаивался (как?) порядком – обстоятельство.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением