Упр.13 Глава 4 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 13. 1) Прочитайте текст, найдите в нём сложные предложения, части которых должны быть разделены указанными в рамке знаками. Насколько, по вашему мнению, необходимы знаки...
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 13. 1) Прочитайте текст, найдите в нём сложные предложения, части которых должны быть разделены указанными в рамке знаками. Насколько, по вашему мнению, необходимы знаки...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
13. 1) Прочитайте текст, найдите в нём сложные предложения, части которых должны быть разделены указанными в рамке знаками. Насколько, по вашему мнению, необходимы знаки препинания? Помогают ли они читающему? А пишущему?
(1) Весна наступила в этом году ранняя. (2) Побежали по деревенским улицам ручейки в лужах воды отразилось небо с облаками с крыш посыпались капли. (3) Воробьи кричали так громко что ничего нельзя было расслышать за их криком. (4) Везде чувствовалась тревога жизни.
(5) Снег сошёл. (6) Из-под него выглянула земля. (7) Над нивами вился парок наполнявший воздух запахом земли тем который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов. (8) Ночи стали теплее в их мраке чувствовалась работа природы...
Ответ 1
Пунктуация помогает пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. Знаки препинания отмечают начало и конец предложения, а также место в предложении, где нужно сделать паузу.
Ответ 2
Знаки препинания нужны пишущему для того, чтобы точно выразить свою мысль; а читающему – чтобы верно понять смысл написанного.
2) Запишите свой вариант текста, обоснуйте расстановку знаков препинания. Охарактеризуйте предложения по числу грамматических основ и по виду связи частей в сложных предложениях.
Ответ 1
(1) Весна наступила в этом году ранняя. (2) Побежали по деревенским улицам ручейки; в лужах воды отразилось небо с облаками; с крыш посыпались капли. – БСП с равноправными частями, состоит из 4 частей. (3) Воробьи кричали так громко, что ничего нельзя было расслышать за их криком. – СПП с придаточным меры и степени, состоит из 2 частей. (4) Везде чувствовалась тревога жизни.
(5) Снег сошёл. (6) Из-под него выглянула земля. (7) Над нивами вился парок, наполнявший воздух запахом земли, – тем, который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов. – СП с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из 3 частей. (8) Ночи стали теплее, в их мраке чувствовалась работа природы... – БСП с равноправными частями, состоит из 3 частей.
Ответ 2
(1) Весна наступила в этом году ранняя.
(2) Побежали по деревенским улицам ручейки; в лужах воды отразилось небо с облаками, с крыш посыпались капли.
БСП с равноправными частями и отношением перечисления.
(3) Воробьи кричали так громко, что ничего нельзя было расслышать за их криком.
СПП с придаточным изъяснительным.
(4) Везде чувствовалась тревога жизни.
(5) Снег сошёл.
(6) Из-под него выглянула земля.
(7) Над нивами вился парок, наполнявший воздух запахом земли: тем, который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов.
СПП с придаточным определительным.
(8) Ночи стали теплее, в их мраке чувствовалась работа природы...
БСП с равноправными частями и отношением перечисления.
3) Послушайте отрывок из повести А. И. Куприна. Объясните отличие авторского варианта от текста в задании 1. Назовите конструкции, осложняющие каждое предложение.
Ответ 1
Авторский вариант от текста в задании 1 отличается тем, что в нём предложения более распространены.
Конструкции, осложняющие предложения: (1) – однородные определения, вводное предложение; (2) – однородные определения, обособленные обстоятельства, сравнение; (3) – обособленное определение; (4) – однородные определения; (5) – обособленное обстоятельство; (6) – однородные и обособленные определения; (7) – обособленное определение, однородные определения.
Ответ 2
Авторский вариант (Куприн «Олеся») отличается добавлением осложняющих конструкций.
(1) Весна наступила в этом году ранняя, дружная и — как всегда на Полесье — неожиданная.
Обособленное одиночное определение и вводная конструкция.
(2) Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли.
Однородные определения, обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, сравнительные обороты.
(3) Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком.
Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
(4) Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.
Однородные определения.
(5) Снег сошел, оставшись еще кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках.
Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
(6) Из-под него выглянула обнаженная, мокрая, теплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства.
Однородные определения; обособленное определение выраженное причастным оборотом.
(7) Над черными нивами вился легкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли, — тем свежим, вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны, который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов.
Однородные определения, уточняющие члены.
(8) Ночи стали теплее; в их густом влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы...
Красочные определения.
4) Запишите БСП, вставив в них все пропущенные члены предложения. Укажите смысловые отношения между частями предложения 2.
Ответ 1
Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. – БСП с равноправными частями, с перечислительными отношениями между ними.
Ночи стали теплее; в их густом влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы...
Ответ 2
(2) Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли.
Равноправные части с отношением перечисления.
(7) Над черными нивами вился легкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли, — тем свежим, вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны, который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов.
(8) Ночи стали теплее; в их густом влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы...
5) Определите тему текста, основную мысль, тип речи в прослушанном отрывке и сокращённом его варианте. Можно ли утверждать, что художественный текст в сжатом изложении утрачивает свою выразительность? Можно ли сохранить особенности художественной речи при сжатии текста?
Ответ 1
Тема: Весна.
Основная мысль: Пробуждение природы.
Тип речи в прослушанном отрывке – описание, в сокращённом варианте – повествование.
Да, художественный текст в сжатом изложении утрачивает свою выразительность. Особенности художественной речи при сжатии текста сохранить сложно, т. к. теряется вся выразительность описания.
Ответ 2
Тема текста: весна в Полесье.
Основная мысль: пробуждение природы после долгого зимнего сна.
Тип речи: описание.
Художественный текст в сжатом изложении утрачивает свою выразительность. При таком типе передачи сохраняется смысл, но сохранить особенности художественной речи, как правило, не удается.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением