Упр.25 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 25. 1) Прочитайте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и соотнесите их со схемами. Определите, что используется в придаточных частях — союзы или...
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 25. 1) Прочитайте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и соотнесите их со схемами. Определите, что используется в придаточных частях — союзы или...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
25. 1) Прочитайте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и соотнесите их со схемами. Определите, что используется в придаточных частях — союзы или союзные слова. Объясните, как вы это определили и как это отражено на схемах.
1. [Моя бабушка долго шла к мысли о том], (чтобы начать пользоваться Интернетом). 2. [Она не была уверена в том], (что ей это нужно). 3. Но [вскоре она сама убедилась], (насколько ей это необходимо). 4. [Я люблю], (когда бабушка общается с друзьями на своей страничке в социальной сети). 5. [Теперь для неё самой странно], (как она могла без этого так долго обходиться).
а) [... гл.]1, (когда ...)2.
б) [... гл.]1, (насколько ...)2.
в) [... прич. + в том]1, (что ...)2.
г) [... сущ. + о том]1, (чтобы ...)2.
д) [... кат. сост.]1, (как ...)2.
Ответ 1
1) – г)
2) – в)
3) – б)
4) – а)
5) – д)
В придаточных частях предложений 1 и 2 используются союзы (не являются членами предложения), предложений 3–5 – союзные слова (являются членами предложения).
Ответ 2
1. [Моя бабушка долго шла к мысли о том], (чтобы начать пользоваться Интернетом). г) [... сущ. + о том]1, (чтобы ...)2. (в придаточной части используется союз, так как союзы не являются членами предложения)
2. [Она не была уверена в том], (что ей это нужно). в) [... прич. + в том]1, (что ...)2. (в придаточной части используется союз, так как союзы не являются членами предложения)
3. Но [вскоре она сама убедилась], (насколько ей это необходимо). б) [... гл.]1, (насколько ...)2. (в придаточной части используется союзное слово)
4. [Я люблю], (когда бабушка общается с друзьями на своей страничке в социальной сети). а) [... гл.]1, (когда ...)2. (в придаточной части используется союзное слово)
5. [Теперь для неё самой странно], (как она могла без этого так долго обходиться). д) [... кат. сост.]1, (как ...)2. (в придаточной части используется союзное слово)
2) Изучите таблицу и расскажите, какие основные значения могут иметь опорные слова в главных частях СПП с придаточными изъяснительными и к каким частям речи они относятся. В какие строки таблицы можно поместить выделенные опорные слова из примеров 1-5? Можно ли утверждать, что в главных частях предложений с придаточными изъяснительными обязательно есть опорное слово?
Значение Опорные слова в главной части
речи говорить, отвечать, обещать, просить; предложение, рассказ, требование, разговор...
мысли думать, помнить, понимать, знать, решать, мечтать; память, мечта, подозрение; убеждён; согласен; известно, ясно, интересно...
чувства, эмоции радоваться, грустить, жалеть; радость, сожаление, жалость; рад, счастлив, горд; удивительно, жаль, грустно, приятно...
восприятия видеть, слышать, смотреть, воспринимать; чувство, предчувствие, ощущение; видно, слышно, заметно...
оценки хорошо, важно, верно, нельзя, нужно...
Ответ 1
Основные значения, которые могут иметь опорные слова в главных частях СПП с придаточными изъяснительными: речи, мысли, чувства, эмоции, восприятия, оценки. Эти слова относятся к глаголам, существительным, кратким прилагательным, словам категории состояния. Выделенные опорные слова из примеров 1–5 можно поместить в строки со значением мысли, чувства, восприятия, оценки. В главных частях предложений с придаточными изъяснительными обязательно есть опорное слово.
Ответ 2
Опорные слова в главных частях СПП могут иметь следующие основные значения: речи, мысли, чувства, эмоции, восприятия, оценки.
Выделенное опорное слово из предложения 1 (мысли о том) можно отнести в строку таблицы со значением «мысли».
Выделенное опорное слово из предложения 2 (уверена в том) можно отнести в строку таблицы со значением «мысли».
Выделенное опорное слово из предложения 3 (убедилась) можно отнести в строку таблицы со значением «мысли».
Выделенное опорное слово из предложения 4 (люблю) можно отнести в строку таблицы со значением «чувства, эмоции».
Выделенное опорное слово из предложения 5 (странно) можно отнести в строку таблицы со значением «мысли».
В главных частях предложений с придаточными изъяснительными обязательно должно быть опорное слово.
3) Задайте вопросы от выделенных в главных частях опорных слов к придаточным. Составьте вертикальные схемы всех предложений, указывая эти вопросы. На вопросы какого члена предложения отвечают придаточные во всех этих примерах?
Ответ 1
1) [Моя бабушка долго шла к мысли о том], (чтобы начать пользоваться Интернетом).
2) [Она не была уверена в том], (что ей это нужно).
3) Но [вскоре она сама убедилась], (насколько ей это необходимо).
4) [Я люблю], (когда бабушка общается с друзьями на своей страничке в социальной сети).
5) [Теперь для неё самой странно], (как она могла без этого так долго обходиться).
Придаточные во всех этих примерах отвечают на вопросы дополнения.
Ответ 2
1. [Моя бабушка долго шла к мысли о том], (о чём?) (чтобы начать пользоваться Интернетом).
1 сущ. + о том
о чём?
2 чтобы
2. [Она не была уверена в том], (в чём?) (что ей это нужно).
1 кр. прич. + в том
в чём?
2 что
3. Но [вскоре она сама убедилась], (в чём?) (насколько ей это необходимо).
Но 1 гл.
в чём?
2 насколько
4. [Я люблю], (что?) (когда бабушка общается с друзьями на своей страничке в социальной сети).
1 гл.
что?
2 когда
5. [Теперь для неё самой странно], (что?) (как она могла без этого так долго обходиться).
1 кат. сост.
что?
2 как
Придаточные во всех данных примерах отвечают на вопросы дополнения.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением