Упр.28 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Решение #2
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
28. 1) Работа в паре. Прочитайте предложения вслух, найдите среди них то, в котором используется союзное слово, а не союз. Выпишите это предложение, задайте вопрос от главной части к придаточной и определите её значение. Подчеркните члены предложения в каждой части.
1. Разумеет(?)ся, что эта счастливая мысль пр...шла сперва в голову молодому человеку и что она весьма понравилась3 романическому воображению Марьи Гавриловны. 2. Дрожащим голосом об...явила1 она, что ей уж...нать не хочет(?)ся, и стала прощат(?)ся с отцом и матерью. 3. Мысль, что уже в последний раз провожает она день посреди своего семейства, ст...сняла её сердце. 4. Он уговорил Владимира остат(?)ся у него отобедать и уверил его, что за другими двумя свидетелями2 дело не стан...т. 5. Владимир с уж...сом увид..л, что он заехал в незнакомый лес. 6. Она совет...валась со своим мужем, с некоторыми соседями, и наконец единогласно2 все решили, что видно такова была судьба Марьи Гавриловны, что суже(н/нн)ого конём не об...едешь, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное. 7. Память его казалась свяще(н/нн)ою для Маши; по крайней мере она б...регла всё, что могло его напомнить: книги, им некогда прочита(н/нн)ые, его рисунки, ноты и стихи, им переписа(н/нн)ые для неё.
(А. Пушкин)
Ответ 1
7) Память его казалась священною для Маши; по крайней мере она берегла (бережно) всё, что могло его напомнить: книги, им некогда прочитанные (полное страд. прич.), его рисунки, ноты и стихи, им переписанные (полное страд. прич.) для неё. – придаточное местоименно-определительное.
Ответ 2
Определим, в каких предложениях используются союзы, а в каком - союзное слово.
1. Разумеется, что эта счастливая мысль пришла сперва в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романтическому воображению Марии Гавриловны. (в придаточной части используется союз; не является членом предложения, можно опустить без потери смысла предложения)
2. Дрожащим голосом объявила она, что ей ужинать не хочется, и стала прощаться с отцом и матерью. (в придаточной части используется союз; не является членом предложения, можно опустить без потери смысла предложения)
3. Мысль, что уже в последний раз провожает она день посреди своего семейства, стесняла её сердце. (в придаточной части используется союз; не является членом предложения, можно опустить без потери смысла предложения)
4. Он уговорил Владимира остаться у него отобедать и уверил его, что за другими двумя свидетелями дело не станет. (в придаточной части используется союз; не является членом предложения, можно опустить без потери смысла предложения)
5. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. (в придаточной части используется союз; не является членом предложения, можно опустить без потери смысла предложения)
6. Она советовалась со своим мужем, с некоторыми соседями, и наконец единогласно все решили, что видно такова была судьба Марьи Гавриловны, что суженного конём не объедешь, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное. (в придаточной части используется союз; не является членом предложения, можно опустить без потери смысла предложения)
7. [Память его казалась священною для Маши]1; [по крайней мере она берегла всё, (что могло его напомнить)2: книги, им некогда прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для неё]3. (в придаточной части используется союзное слово; является членом предложения, нельзя опустить без потери смысла предложения)
(1-я часть: (что?) память; память (что делала?) казалась священною; память (чья?) его; казалось священною (для кого?) для Маши;
2-я часть: (кто?) она; она (что делала?) берегла; берегла (в какой степени?) по крайней мере; берегла (что?) всё: книги, рисунки, ноты и стихи; книги (какие?) им некогда прочитанные; стихи (какие?) им переписанные для неё;
3-я часть: (что?) что; что (что делало?) могло напомнить; могло напомнить (кого?) его).
(...берегла всё (что?) что могло его напомнить...) - придаточное изъяснительное.
2) Выпишите предложения, соответствующие данным схемам, определите их тип. Подумайте, в каких условиях придаточные изъяснительные обязательно выделяются запятыми с двух сторон, когда между несколькими придаточными ставятся запятые, а когда — нет.
Ответ 1
3) Мысль, что уже в последний раз провожает (глагол I спр.) она день посреди своего семейства, стесняла (тесно) её сердце. – СПП с придаточным изъяснительным
1) Разумеется (что делает?), что эта счастливая мысль пришла (значение приставки – приближение) сперва в голову молодому человеку и что она весьма понравилась3 романическому воображению (словарное слово) Марьи Гавриловны. – СПП с придаточными изъяснительными
6) Она советовалась (советоваться – советуюсь, чередование со своим мужем, с некоторыми соседями, и наконец единогласно2 (единый) все решили, что видно такова была судьба Марьи Гавриловны, что суженого (жених, предназначенный судьбой) конём не объедешь (разделит. ъ), что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное. – Сложное предложение с разными видами связи, вторая часть – СПП с придаточными изъяснительными
Между однородными придаточными частями СПП, не связанными союзами, ставится запятая. Между однородными придаточными частями СПП, связанными неповторяющимися союзами (соединительными или разделительными), запятая не ставится.
Ответ 2
а)
3. [Мысль, (что уже в последний раз провожает она день посреди своего семейства)2, стесняла её сердце]1. (СПП с придаточным изъяснительным)
б)
1. [Разумеется]1, (что эта счастливая мысль пришла сперва в голову молодому человеку)2 и (что она весьма понравилась романтическому воображению Марии Гавриловны)3. (СПП с однородными придаточными изъяснительными)
в)
6. [Она советовалась со своим мужем, с некоторыми соседями]1, и [наконец единогласно все решили]2, (что видно такова была судьба Марьи Гавриловны)3, (что суженного конём не объедешь)4, (что бедность не порок)5, (что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное)6. (СПП с разными видами связи)
Если придаточное изъяснительное стоит в середине главной части, то оно с двух сторон выделяется запятыми.
Если в сложноподчинённом предложении есть два однородных придаточных изъяснительных части, соединённых меду собой соединительным союзом, то между ними запятая не ставится.
3) Выпишите оставшиеся три предложения, составьте их вертикальные схемы, определите тип придаточных. Объясните написание слов со скобками и пропущенными буквами.
Ответ 1
2) Дрожащим голосом объявила1 (словарное слово) она, что ей ужинать (жи-ши) не хочется (что делает?), и стала прощаться (что делать?) с отцом и матерью. – СПП с придаточным изъяснительным
4) Он уговорил Вла¬димира остаться (что сделать?) у него отобедать и уверил его, что за другими двумя свидетелями2 (словарное слово) дело не станет (глагол I спр.). – СПП с придаточным изъяснительным
5) Владимир с ужасом (ужасный) увидел (увидеть), что он заехал в незнакомый лес. – СПП с придаточным изъяснительным
Ответ 2
2. Дрожащим голосом объявила она, что ей ужинать не хочется, и стала прощаться с отцом и матерью. (СПП с придаточным изъяснительным)
4. Он уговорил Владимира остаться у него отобедать и уверил его, что за другими двумя свидетелями дело не станет. (СПП с придаточным изъяснительным)
5. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. (СПП с придаточным изъяснительным)
Объясним правописание слов со скобками и пропущенными буквами:
1. Разумеется, (что делает?) что эта счастливая мысль пришла (приставка при- имеет значение «приближение»))сперва в голову молодому человеку и что она весьма понравилась романтическому воображению (словарное слово) Марьи Гавриловны.
2. Дрожащим голосом объявила (разделительный твёрдый знак после приставки на согласный перед гласной я) она, что ей ужинать (словарное слово) не хочется, (ей (что делает?) не хочется) и стала прощаться (она стала (что делать?) прощаться) с отцом и матерью.
3. Мысль, что уже в последний раз провожает (провожать, 1 спряжение) она день посреди своего семейства, стесняла (проверочное слово: тесный) её сердце.
4. Он уговорил Владимира остаться (уговорил (что сделать?) остаться) у него отобедать и уверил его, что за другими двумя свидетелями (словарное слово) дело не станет. (стать, 1 спряжение)
5. Владимир с ужасом (проверочное слово: ужасный, после шипящих пишется гласная а) увидел, (перед суффикс -л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве: увидеть) что он заехал в незнакомый лес.
6. Она советовалась (советуюсь, в форме 1-го лица единственного числа происходит чередование -ова-/-ую; суффикс -ова- после твёрдого согласного) со своим мужем, с некоторыми соседями, и наконец единогласно (проверочное слово: единый) все решили, что видно такова была судьба Марьи Гавриловны, что суженого (словарное слово) конём не объедешь, (разделительный твёрдый знак после приставки на согласный перед гласной е) что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное.
7. Память его казалась священною (в суффиксе -енн- всегда пишется удвоенная нн) для Маши; по крайней мере она берегла (словарное слово) всё, что могло его напомнить: книги, им некогда прочитанные, (в суффиксах страдательных причастий всегда пишется удвоенная нн) его рисунки, ноты и стихи, им переписанные (в суффиксе страдательных причастий всегда пишется удвоенная нн) для неё.
4) Укажите предложение, в котором выразительным средством являются фразеологизмы. Объясните цель их использования.
Ответ 1
6) Она советовалась со своим мужем, с некоторыми соседями, и наконец единогласно все решили, что видно такова была судьба Марьи Гавриловны, что суженого конём не объедешь, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное.
Далее Пушкин даёт оценку этим словам: «Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание». Эти выражения являются ярким средством речевой характеристики героев, автор помогает читателю понять их сущность.
Ответ 2
6. Она советовалась со своим мужем, с некоторыми соседями, и наконец единогласно все решили, что видно такова была судьба Марьи Гавриловны, что суженного конём не объедешь, что бедность не порок, что жить не с богатством, а с человеком, и тому подобное.
Фразеологизмы: конём не объедешь; бедность не порок; жить не с богатством, а с человеком.
Автор использует в этом предложении фразеологизмы, для того чтобы сделать героев живыми, близкими к народу и народным верованиям и традициям.
5) Оцените выделенные слова сточки зрения активного/пассивного запаса: являются ли устаревшими сами слова, их формы или значения. Для устаревших слов подберите современные синонимы или варианты формы.
Ответ 1
Сперва – разговорное, активный запас.
Романический – то же, что романтический; устаревшее, пассивный запас.
Посреди (семейства) – среди; в данном варианте устаревшее, пассивный запас.
Семейство – то же, что семья; устаревшее, пассивный запас.
Стесняла (сердце) – вызывала ощущение тяжести, душевной подавленности; устаревшее, пассивный запас.
Уверить – заставить поверить, убедить; устаревшее, пассивный запас.
Священный – дорогой, заветный; устаревшее, пассивный запас.
Ответ 2
Сперва - относится к пассивному словарному запасу, устаревшее. Синоним: сначала.
Романическому - относится к пассивному словарному запасу, устаревшее. Синоним: романтический.
Посреди семейства - относится к пассивному словарному запасу, устаревшее. Синоним: в семье
Стесняла - относится к пассивному словарному запасу, устаревшее. Синоним: волновать.
Уверил - относится к пассивному словарному запасу, устаревшее. Синоним: убедить.
Священною - относится к пассивному словарному запасу, устаревшая форма слова. Современная форма: священной.
6) Выберите название произведения, из которого взяты эти примеры. Запишите ответ, используя конструкцию СПП с придаточным изъяснительным.
«Капитанская дочка»; «Барышня-крестьянка»; «Метель»; «Дубровский»
Ответ 1
Имена героев указывают на то, что данные примеры взяты из повести А. С. Пушкина «Метель».
Ответ 2
Я думаю, что данные предложения взяты из повести А.С. Пушкина «Метель».
Ответ 1
Объявила1 [абйиэвила] 4 слога
о – [а] – гласный, безударный
б – [б] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
ъ – [–] – не образует звука
я – [й’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный
\ [иэ] – гласный, безударный
в – [в] – согласный, звонкий, парный, мягкий, парный
и – [и] – гласный, ударный
л – [л] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный
а – [а] – гласный, безударный
8 б., 8 зв.
1. Понравилась3 – глагол.
2. Н. ф. – понравиться.
3. Постоянные признаки:
– возвратный;
– сов. вид;
– II спр.;
– переходный.
4. Непостоянные признаки:
– в изъявит. накл.;
– в прош. вр.;
– в ж. р.;
– в ед. ч.
5. Сказуемое.
Ответ 2
Морфологический разбор слова:
Понравилась
1. Понравилась - глагол (обозначает действие и отвечает на вопрос что сделала?).
2. Инфинитив: понравиться.
3. Постоянные признаки:
- 2-е спряжение
- непереходный
- совершенный вид
- возвратный
4. Непостоянные признаки:
- изъявительное наклонение
- прошедшее время
- единственное число
- женский род
5. В предложении является сказуемым (она (что сделала?) понравилась).
Фонетический разбор слова:
Объявила
1. Объявила - объ-я-ви-ла (4 слога; 3-й слог ударный).
2. Объявила - [абй’иэв’ила].
3. В слове 8 букв: 4 гласных, 3 согласных и 1 буква, не обозначающая звука.
4. Звукобуквенный анализ:
о - [а]: гласный, безударный
б - [б]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный
ъ - не обозначает звука
я - [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[иэ]: гласный, безударный
в - [в’]: согласный, звонкий парный, мягкий парный
и - [и]: гласный, ударный
л - [л]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
а - [а]: гласный, безударный
5. В слове 8 звуков: 4 гласных и 4 согласных.
Буква ъ не обозначает звука.
Гласная буква я после твёрдого знака образует два звука.
Морфемный разбор слова:
Свидетелями
1. Свидетелями (-ю, -ем) - имя существительное.
2. свидетелями - непроизводное слово.
3. свидетелями
Единогласно
1. Единогласно - наречие.
2. единогласно < единогласный
3. единогласный < единый голос
4. единогласно
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением