Упр.119 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 119. 1) Вспомните признаки научного стиля речи, назовите его отличительные характеристики.Ответ 1Признаки научного стиля речи: точность, логичность, строгость...
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 119. 1) Вспомните признаки научного стиля речи, назовите его отличительные характеристики.Ответ 1Признаки научного стиля речи: точность, логичность, строгость...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
119. 1) Вспомните признаки научного стиля речи, назовите его отличительные характеристики.
Ответ 1
Признаки научного стиля речи: точность, логичность, строгость изложения, употребление научных терминов, специальных слов. Отличительные характеристики: монологический характер речи, строгий отбор языковых средств, использование специфических терминов, включение сложных синтаксических конструкций для выстраивания упорядоченной связи.
Ответ 2
Признаки научного стиля:
- логичность
- точность
- абстрактность
- объективность
- наличие терминов и специальных слов
- отсутствие эмоционально-окрашенной лексики, разговорных и просторечных слов, художественно-выразительных средств
- наличие синтаксических конструкций, которые подчёркивают логическую связь и последовательность мыслей.
2) Прочитайте отрывок из учебника российского лингвиста Ирины Борисовны Голуб «Стилистика русского языка» и расскажите, о каких синтаксических признаках научного стиля речи в нём говорится.
В книжных функциональных стилях широко используются сложные синтаксические конструкции с различными видами сочинительной и подчинительной связи. «Чистые» сложносочинённые предложения в книжных стилях сравнительно редки, так как не выражают всего многообразия причинно-следственных, условных, временных и других связей, возникающих между предложениями в научном, публицистическом, официально-деловом текстах. Обращение к сложносочинённым предложениям оправдано при описании каких-либо фактов, наблюдений, констатации результатов исследований. Значительно богаче и многостороннее по своим стилистическим особенностям сложноподчинённые предложения, которые занимают достойное место в любом из книжных стилей.
Сложноподчинённые предложения как бы «приспособлены» для выражения сложных смысловых и грамматических отношений, которые особенно свойственны языку науки: они позволяют не только точно сформулировать тот или иной тезис, но и подкрепить его необходимой аргументацией, дать научное обоснование. Точность и убедительность конструкций сложноподчинённых предложений при этом во многом зависит от правильного использования средств связи частей в составе сложных предложений (союзов, союзных и соотносительных слов).
Стереотипы, которые часто принимаются людьми за знание, фактически содержат в себе лишь неполное и одностороннее описание какого-то факта действительности. ...Если измерять стереотипы критериями научной истины и строгой логики, то их придётся признать крайне несовершенными средствами мышления. И тем не менее стереотипы существуют и широко используются людьми, хотя они и не осознают этого.
В этом тексте союзы не только связывают части сложных предложений, но и устанавливают логические связи отдельных предложений в составе сложного синтаксического целого: союз и тем не менее указывает на противопоставление последнего предложения предыдущей части высказывания.
Можно указать и на особые черты стилей, получающие выражение в избирательности некоторых типов сложноподчинённых предложений. Так, научный стиль характеризуется преобладанием причинных и условных придаточных частей (вместе они составляют 22%) и минимальным количеством временных (2,2 %), а также придаточных места (0,4 %).
В научном стиле временные придаточные части нередко осложняются добавочным условным значением: Научная гипотеза оправдывает себя тогда, когда она является оптимальной, ср.: в том случае, если она... Совмещение условного и временного значений в ряде случаев приводит к большей отвлечённости и обобщённости выражаемого ими содержания, что соответствует обобщённо-отвлечённому характеру научной речи.
Ответ 1
Синтаксические признаки научного стиля речи: использование сложноподчинённых предложений, при этом их точность и убедительность во многом зависит от правильного использования средств связи (союзов, союзных и соотносительных слов). Преобладают СПП с причинными и условными придаточными частями, а временные придаточные части нередко осложняются добавочным условным значением.
Ответ 2
В данном отрывке речь идёт о таких синтаксических признаках научного стиля, как использование СПП с преобладанием причинных и условных придаточных предложений.
Иногда в научной речи используются придаточные времени, однако они нередко осложняются добавочным условным значением.
3) Найдите в этом тексте ключевые предложения, которые вы могли бы процитировать в сочинении на лингвистическую тему «Роль сложноподчинённых предложений в текстах научного стиля». Выпишите эти предложения.
Ответ 1
Сложноподчинённые предложения как бы «приспособлены» для выражения сложных смысловых и грамматических отношений, которые особенно свойственны языку науки: они позволяют не только точно сформулировать тот или иной тезис, но и подкрепить его необходимой аргументацией, дать научное обоснование.
Точность и убедительность конструкций сложноподчинённых предложений при этом во многом зависит от правильного использования средств связи частей в составе сложных предложений (союзов, союзных и соотносительных слов).
Совмещение условного и временного значений в ряде случаев приводит к большей отвлечённости и обобщённости выражаемого ими содержания, что соответствует обобщённо-отвлечённому характеру научной речи.
Ответ 2
В книжных функциональных стилях широко используются сложные синтаксические конструкции с различными видами сочинительной и подчинительной связи.
Сложноподчинённые предложения как бы «приспособлены» для выражения сложных смысловых и грамматических отношений, которые особенно свойственны языку науки: они позволяют не только точно сформулировать тот или иной тезис, но и подкрепить его необходимой аргументацией, дать научное обоснование.
Так, научный стиль характеризуется преобладанием причинных и условных придаточных частей (вместе они составляют 22%) и минимальным количеством временных (2,2%), а также придаточных места (0,4%).
В научном стиле временные придаточные части нередко осложняются добавочным условным значением.
Совмещение условного и временного значений в ряде случаев приводит к большей отвлечённости и обобщённости выражаемого ими содержания, что соответствует обобщённо-отвлечённому характеру научной речи.
4) Докажите, что данный текст обладает теми признаками научного стиля речи, которые в нём названы. Найдите в нём примеры использования СПП. Можно ли эти примеры использовать как иллюстрации к выписанным вами из текста цитатам?
Ответ 1
Данный текст обладает теми признаками научного стиля речи, которые в нём названы: в нём широко используются СПП, которые позволяют точно сформулировать тезис и подкрепить его необходимой аргументацией.
Примеры использования СПП: Стереотипы, которые часто принимаются людьми за знание, фактически содержат в себе лишь неполное и одностороннее описание какого-то факта действительности. ...Если измерять стереотипы критериями научной истины и строгой логики, то их придётся признать крайне несовершенными средствами мышления. И тем не менее стереотипы существуют и широко используются людьми, хотя они и не осознают этого.
Научная гипотеза оправдывает себя тогда, когда она является оптимальной, ср.: в том случае, если она...
Эти примеры можно использовать как иллюстрации к выписанным из текста цитатам.
Ответ 2
В данном тексте большое количество СПП с придаточными условными и причинными. Отсутствуют временные придаточные предложения.
Союзы в данном тексте не только связывают части сложных предложений, но и устанавливают логические связи отдельных предложений в составе сложного синтаксического целого.
Примеры использования СПП:
Стереотипы, которые часто принимаются людьми за знание, фактически содержат в себе лишь неполное и одностороннее описание какого-то факта действительности.
Если измерять стереотипы критериями научной истины и строгой логики, то их придётся признать крайне несовершенными средствами мышления.
И тем не менее стереотипы существуют и широко используются людьми, хотя они и не осознают этого.
Научная гипотеза оправдывает себя тогда, когда она является оптимальной.
Да, данные примеры можно использовать в качестве иллюстрации к выписанным нами цитатам из текста.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением