Упр.37 Глава 2 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 37. 1) Восстановите стихотворные строки, добавив союзы из рамки. Определите разряд каждого союза, группу по составу и по значению.1. На небе туч лиловый груз,По саду...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
37. 1) Восстановите стихотворные строки, добавив союзы из рамки. Определите разряд каждого союза, группу по составу и по значению.
1. На небе туч лиловый груз,
По саду дробный шелест градин, —
(...) хрустко взрезанный арбуз,
(...) иней розовый, прохладен3.
(...) же молнии косой
(...) быстрый трепет2 громом ахнет,
(...) арбузный сок грозой,
(...) гроза арбузом пахнет.
(Л. Алексеева)
2. Пора зимы покойна (...) легка1;
Неспешный день не проливает пота,
Чернеют гордо башни кизяка4 5,
(...) льнёт к огню домашняя работа.
В прозрачности, похожей на весну,
(...) горьковатым вдруг потянет дымом,
(...) чей-то зов пронижет тишину,
(...) горный склон в сияньи нестерпимом.
(С. Шервинский)
2) Послушайте отрывки, проверьте свои предположения и запишите стихотворения. Выделите квадратными скобками части сложных предложений. Найдите предложения с разделительными союзами и подчеркните в них грамматические основы. Определите, что соединяют эти союзы — части предложений или однородные члены предложения.
Союзы: а – сочинительный, противительный, простой; и – сочинительный, соединительный, простой; когда – подчинительный, временной, простой; не то… не то, то… то – сочинительный, разделительный, повторяющийся; как – подчинительный, сравнительный, простой.
1) [На небе туч лиловый груз],
[По саду дробный шелест градин], –
А [хрустко взрезанный арбуз,
Как иней розовый, прохладен3].
(Когда же молнии косой
И быстрый трепет2 громом ахнет),
Не то [арбузный сок грозой],
Не то [гроза арбузом пахнет].
(Л. Алексеева)
2) [Пора зимы покойна и легка1];
[Неспешный день не проливает пота],
[Чернеют гордо башни кизяка5],
И [льнёт к огню домашняя работа].
[В прозрачности, похожей на весну,
То горьковатым вдруг потянет дымом],
То [чей-то зов пронижет тишину],
А [горный склон в сияньи нестерпимом].
(С. Шервинский)
Разделительные союзы соединяют части предложений.
3) Из первого отрывка выпишите страдательное причастие, обозначьте в нём все морфемы и объясните написание приставки и суффиксов.
Врезанный – приставка оканчивается на з перед звонким согласным; суффикс -а- – причастие образовано от глагола взрезать; суффикс -нн- – полное страдательное причастие.
4) Прочитайте названия тропов и фигур речи, вспомните их определения. Какие из данных выразительных средств использованы в этих стихотворениях?
метафоры, эпитеты, олицетворения, антитеза, сравнение, лексический повтор, гипербола
В этих стихотворениях использованы следующие выразительные средства: метафоры (например, груз туч, башни кизяка), эпитеты (например, быстрый трепет, в сияньи нестерпимом), олицетворения (например, трепет громом ахнет, льнёт к огню домашняя работа), сравнение (например, как иней розовый).
5) Рассмотрите репродукцию картины Мартироса Сарьяна. Какое из стихотворений можно процитировать при описании этой картины? По каким признакам можно определить, что в стихотворении идёт речь о юге? Напишите эссе по мотивам картины и стихотворения. Как вы озаглавите его? Используйте не менее пяти сочинительных союзов разных смысловых групп в сложных предложениях.
На картине «Южная зима» М. Сарьян изобразил зиму в Армении. На первом плане – снег, деревья с тёмными стволами и ветками с сухими листьями, две играющие собаки и мужчина с вёдрами на коромысле. Дальше – дорога, за ней – оранжево-жёлтые одноэтажные дома и разноцветные фигурки людей. На дальнем плане, на холме, на фоне бледно-сиреневого неба, – дома, тоже сиреневые, но чуть темнее по тону. Художник изображает южную зиму, т. е. использует не холодные цвета, а тёплые: бежево-жёлтые, с лёгкой прозеленью, кроны деревьев, жёлтые и оранжевые дома, тёплый тон снега. С этой картиной очень перекликается стихотворение С. Шервинского:
Пора зимы покойна и легка;
Неспешный день не проливает пота,
Чернеют гордо башни кизяка,
И льнёт к огню домашняя работа.
В прозрачности, похожей на весну,
То горьковатым вдруг потянет дымом,
То чей-то зов пронижет тишину,
А горный склон в сияньи нестерпимом.
Легка1 [л’ихка] 2 слога
л – [л] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный
е – [и] – гласный, безударный
г – [х] – согласный, глухой, непарный, твёрдый, парный
к – [к] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
а – [а] – гласный, ударный
5 б., 5 зв.
1. Прохладен3 – прилагательное.
2. Н. ф. – прохладный.
3. Постоянные признаки:
– качественное.
4. Непостоянные признаки:
– в краткой форме;
– в ед. ч.;
– в м. р.
5. Сказуемое.
1) Кизяк5 – высушенный в форме кирпичей навоз, употребляемый как топливо (в степных районах на юге и востоке страны);
2) однозначное;
3) употреблено в прямом значении;
4) синонимы: навоз;
5) антонимов нет;
6) омонимов нет;
7) заимствованное из тюркского языка;
8) активного словарного запаса, диалектное;
9) фразеологизмов нет.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением