Упр.31 Глава 2 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 31. 1) Прочитайте и определите, в каких предложениях разделительные союзы указывают на чередующиеся события, а в каких речь идёт о несовместимых явлениях.1. Лишь...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
31. 1) Прочитайте и определите, в каких предложениях разделительные союзы указывают на чередующиеся события, а в каких речь идёт о несовместимых явлениях.
1. Лишь изредк... олень пугливый через пустыню проб...жит; или коней т...бун игривый м...лчанье дали в...змутит (М. Лермонтов).
2. То сним...т шапку ёлка, то берё...ка рукавом тр...хнёт (Н. Рыленков).
3. Я ответил, что кругом народ быва...т: либо стадо пасёт(?)ся1, либо картошку пропал...вают, либо мальчишки возле чуж...х огородов ок...лачивают(?)ся (А. Гайдар). 4. То ли солнечный свет был слишком ярок, то ли п...жар уже стих, но огня я не увид...л (А. Гайдар). 5. И царила на Земле сплошная (не)разбериха3: то холод, то жара, то засуха, то наводнение (М. Москвина).
Чередующиеся события: 2, 5.
Несовместимые явления: 1, 3, 4.
2) Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте орфограммы в окончаниях слов. Найдите части сложных предложений, связанные разделительными союзами, и подчеркните в них грамматические основы.
1) [Лишь изредка (наречие) олень пугливый через пустыню пробежит (бег)]; или [коней табун (словарное слово) игривый молчанье (молча) дола возмутит] (М. Лермонтов).
2) То [снимет (глагол I спр.) шапку ёлка], то [берёзка (берёза) рукавом тряхнёт (тряска)] (Н. Рыленков).
3) Я ответил, что кругом народ бывает (глагол I спр.): либо [стадо пасётся1 (что делает?)], либо [картошку пропалывают (пропалывать – пропалываю, чередования нет, значит], либо [мальчишки возле чужих (жи-ши) огородов околачиваются (словарное слово; что делают?)] (А. Гайдар).
4) То ли [солнечный свет был слишком ярок], то ли [пожар (словарное слово) уже стих], но огня я не увидел (увидеть) (А. Гайдар).
5) И царила на Земле сплошная неразбериха3 (не употр. без не): то холод, то жара, то засуха, то наводнение (водный) (М. Москвина).
3) Найдите сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Составьте его схему.
Я ответил, что кругом народ бывает: либо стадо пасётся, либо картошку пропалывают, либо мальчишки возле чужих огородов околачиваются.
Пасётся1 [пасоц:а] 3 слога
п – [п] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
а – [а] – гласный, безударный
с – [с] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный
ё – [о] – гласный, ударный
т – [ц:] – согласный, глухой, непарный, твёрдый, непарный, долгий
с – [–] – не образует звука в данном слове
я – [а] – гласный, безударный
7 б., 6 зв.
1. Неразбериха3 – существительное.
2. Н. ф. – неразбериха.
3. Постоянные признаки:
– нарицательное;
– неодушевлённое;
– ж. р.;
– 1 склонение.
4. Непостоянные признаки:
– только в ед. ч.;
– в И. п.
5. Подлежащее.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением