Упр.38 Глава 2 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 38. 1) Рассмотрите схему и расскажите о видах сложных предложений, о синтаксической связи между их частями. Приведите примеры. Вы можете использовать данные ниже...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
38. 1) Рассмотрите схему и расскажите о видах сложных предложений, о синтаксической связи между их частями. Приведите примеры. Вы можете использовать данные ниже предложения, выбирая из них только части, связанные соответствующими союзами.
Сложные предложения
Союзные
Бессоюзные
ССП
СПП
с соединительными союзами
с противительными союзами
с разделительными союзами
с пояснительными и присоединительными союзами
1. Хорош твой Печорин, мы заранее знали, что он на тебе не женится, да и мать не позволит ему жениться! 2. Да-с, и к свисту пули можно привыкнуть, то есть привыкнуть скрывать невольное биение сердца. 3. То и другое утомительно, когда нет положительной причины грустить или радоваться, и притом грусть в обществе смешна, а слишком большая весёлость неприлична.
(М. Лермонтов)
В зависимости от вида связи между частями сложные предложения подразделяются на союзные и бессоюзные. Союзные предложения разделяются на два вида: сложносочинённые и сложноподчинённые.
В сложносочинённом предложении части связаны сочинительными союзами и интонацией.
В зависимости от характера союза сложносочинённые предложения делятся на:
– ССП с соединительными союзами: День угасал, и в лесу начинало быстро темнеть;
– ССП с противительными союзами: Неожиданная встреча обрадовала Петра, однако он не показал этого;
– ССП с разделительными союзами: Не то раздавалось пение соловья, не то слышались звуки флейты;
– ССП с пояснительными и присоединительными союзами: Его выгнали из гимназии, то есть свершилось самое для него неприятное; Ты мне нового ничего не скажешь, да и я тебе не скажу.

2) Устно выполните морфологический разбор выделенных союзов. Определите, в каком из предложений используется только сочинительная связь.
1. Что3 – союз, связывает части предложения.
2. Подчинительный, изъяснительный.
3. Простой.

1. Да и3 – союз, связывает части предложения.
2. Сочинительный, присоединительный.
3. Составной.

1. То есть3 – союз, связывает части предложения.
2. Сочинительный, пояснительный.
3. Составной.

1. Когда3 – союз, связывает части предложения.
2. Подчинительный, условный.
3. Простой.

1. И притом3 – союз, связывает части предложения.
2. Сочинительный, присоединительный.
3. Составной.

1. А3 – союз, связывает части предложения.
2. Сочинительный, противительный.
3. Простой.
Только сочинительная связь используется во втором предложении.

3) Определите особенности употребления подчёркнутых слов. Как они характеризуют речь персонажей романа «Герой нашего времени»?
Говоря «да-с», собеседник подразумевал, что произносит «да, сударыня/сударь». Буква «с» – это результат сокращения. Применялась такая форма разговора лишь в определённых ситуациях. В начале XIX века таким образом проявляли знак почтения к собеседнику, т. е. Максим Максимыч в разговоре выражал уважение к рассказчику. Кстати, к концу XIX века такое произношение стало восприниматься как самоунижение, например, в процессе заискивания или в ситуации, когда говорящий был ниже собеседника по статусу.
Под «обществом» Печорин подразумевает круг людей, принадлежащих к дворянству и, в частности, составляющих водяное общество в Пятигорске. Характеризует Печорина как человека, знающего законы этого общества и относящегося к нему с иронией, если не с сарказмом.

4) Найдите предложения, которым соответствуют данные схемы, спишите их, подчеркните грамматические основы. Почему эти сложные предложения нельзя назвать сложносочинёнными? Какие виды связи в них сочетаются? Как это отражено на схемах?
То и другое утомительно, когда нет положительной причины грустить или радоваться, и притом грусть в обществе смешна, а слишком большая весёлость неприлична.
Хорош твой Печорин, мы заранее знали, что он на тебе не женится, да и мать не позволит ему жениться!
Эти сложные предложения нельзя назвать сложносочинёнными, т. к. в них сочетаются разные виды связи: сочинительная и подчинительная.

5) Прочитайте предложение и составьте его схему. Можно ли назвать его сложносочинённым? Аргументируйте свой ответ.
Утомительно грустить или радоваться без положительной причины, и притом грусть в обществе смешна, а слишком большая весёлость неприлична.
Утомительно грустить или радоваться без положительной причины, и притом грусть в обществе смешна, а слишком большая весёлость неприлична.
Это сложносочинённое предложение, т. к. его части которого соединяются сочинительными союзами и интонацией.

6) Сделайте вывод о том, возможно ли использование сочинительных союзов разных групп в одном сложносочинённом предложении. Аргументируя свой ответ, приведите примеры.
В одном сложносочинённом предложении возможно использование сочинительных союзов разных групп:
Начало июля, но уже созрели сливы, и можно варить варенье.
То ли дождей мало, и ягода осыпалась, то ли есть другая причина.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением