Готовимся к экзамену Глава 1 ГДЗ Боголюбов 8 класс (Обществознание)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 8 класс, Просвещение:
Готовимся к экзамену
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействия взаимосвязь общества и природы. Основные сферы жизни общества. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста Деятельность человека и её основные формы (игра учение, труд). Человек и его ближайшее окружение межличностные отношения, общение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение.
Различаем факты и мнения
1. §3 есть две рубрики, одна называется «Факты», другая - «Мнения». Проанализируйте содержащуюся в них информацию. Можно ли поспорить с приведенными суждениями, привести другие точки зрения по рассматриваемому вопросу? С учётом вашего ответа сформулируйте основное различие между фактом и мнением.
Другую точку зрения можно привести лишь на мнение писателя, так как это его мнение. Оспорить факт нельзя, так как это зафиксировано, было проведено исследование. Таким образом, ключевое отличие факта от мнения заключается в том, что факт оспорить нельзя, а мнение - можно.
2. В §4 приводятся две рубрики «Факты». Подумайте, какие мнения могут быть высказаны в связи с приведенными в них данными. Сформулируйте к каждой рубрике по два суждения-мнения.
Факты №1:
1. Развивается транспортная сеть и средства транспорта
2. Транспорт стал более популярный, люди стали больше пользоваться транспортом
Факты №2:
1. Люди могут болеть из-за отсутствия очистки сточных вод
2. Проблема отсутствия пресной воды будет расти в будущем
3. Какие из указанных ниже положений следует отнести к фактам, а какие к мнениям?
1) В последние столетия темпы роста населения на Земле возросли.
2) Человек является венцом творения.
3) Революции продвигают общество вперёд.
4) Сознание присуще всем живым существам.
Ответ:
факты - 1, 4
мнения - 2, 3
4. Прочитайте текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Детёныши животных от рождения наделены инстинктами.
(Б) Люди также рождаются, уже имея определённые инстинкты.
(В) Это говорит о том, что между людьми и животными больше общего, чем различий.
Определите, какое(ие) положение(я) текста:
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифру, обозначающую характер соответствующего положения.
Ответ:
А - 1
Б - 1
В - 2
Анализируем и оцениваем суждения
1. Прочитайте первый абзац рубрики «Вспоминаем изученное в 6 и 7 классах». Преобразуйте приведённое в ней положение в три самостоятельных суждения (предложения).
Личность осознает себя как индивида и как члена разных коллективов. Личность способна к осознанным и ответственным действиям. Личность способна к самооценке.
2. Перечитайте раздел «Природа и её значение в жизни человека». Обдумайте указанные ниже суждения. Выделите те, которые, на ваш взгляд, являются верными.
1) Общество является неотъемлемой частью природы и развивается по единым с ней законам.
2) Природа - неисчерпаемая кладовая ресурсов, способная обеспечивать производство всем необходимым.
3) В самом общем значении природа - это естественная среда обитания людей.
4) Естественной основой жизнедеятельности человека служит природа.
Ответ: 1, 3
3. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
A. Общество включает в себя природную среду.
Б. Природные условия влияют на особенности хозяйственной деятельности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3
4. Верны ли следующие суждения о личности?
A. Личность проявляется в деятельности и поведении человека.
Б. Личность формируется в общении с окружающими.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 3
Делаем правильный выбор из предложенных позиций
Прочитайте ещё раз параграф «Общество как форма жизнедеятельности людей». Выполните задания, приведённые ниже.
1. Выберите верное суждение.
1) В постиндустриальном обществе сельское хозяйство приходит в упадок.
2) На стадии индустриального развития главное внимание уделяется не количеству, а качеству произведённых товаров.
3) Индустриальное общество сохраняет свою сословную структуру.
4) Главной производственной ячейкой традиционного общества выступает семья.
Ответ: 4
2. Выберите верный ответ.
К основным сферам жизни общества относятся
1) духовная, политическая, экономическая, социальная сферы
2) материальная, духовная, политическая, социальная сферы
3) политическая, общественная, экономическая, социальная сферы
4) экономическая, моральная, правовая, политическая сферы
Ответ: 1
Прочитайте ещё раз параграф «Развитие общества». Выполните задания, приведённые ниже.
1. Выберите верные суждения.
1) Причиной глобализации является рост национального самосознания народов в современном мире.
2) Последствия глобализации противоречивы.
3) Наиболее полно глобализация проявляется в сфере политики.
4) Мир заговорил о глобальных проблемах в начале прошлого века.
5) Глобализация способствует развитию производства, научно-техническому прогрессу.
Ответ: 2, 4, 5
2. Укажите неверное суждение.
1) Общественные реформы предлагаются и разрабатываются властями.
2) Назревшие в обществе внутренние конфликты и противоречия могут стать причиной революции.
3) Революция - это совместные действия властей и населения по изменению существующего строя.
4) Своевременно проведённые реформы могут предотвратить революцию.
Ответ: 3
Конкретизируем положения примерами
1. Выберите из приведённого ниже перечня примеры, которые иллюстрируют проявления личностного начала в человека.
1) Василий вместе с одноклассниками посетил местный краеведческий музей и познакомился с его экспозицией.
2) Илья отказался играть за местную футбольную команду после исключения из неё его друга.
3) При обсуждении проступка одноклассника, Нина присоединилась к мнению большинства, хотя и не разделяла его.
4) Кира хорошо отдохнула этим летом у бабушки на даче.
5) Сергей честно признался учителю, что родители помогли ему выполнить сложное задание по математике.
Ответ: 2, 5
2. Выберите из приведённого ниже перечня примеры, которые могут служить иллюстрацией процесса социализации.
1) Из-за болезни учителя в школьное расписание были внесены изменения.
2) На уроках обществознания школьники знакомились с основами законодательства.
3) Родители наказали своего сына за то, что тот обидел малыша.
4) Школьников познакомили с уставом их образовательной организации.
5) По итогам учебного года в школе состоялось расширенное заседание педагогического совета.
Ответ: 2, 3, 4
3. Подберите примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие положения параграфа «Как стать личностью»:
1) индивидуальность отличает одного человека от других
2) личность несёт в себе качества, которые общество признает значимыми, необходимыми
3) процесс социализации человека продолжается всю жизнь
Ответ:
1) Маша не стала поддерживать модный среди молодежи тренд
2) Гражданин М. проявил добродушие и помог снять котенка с дерева. Это качество ценится в обществе
3) Человек ходит в садик, затем в школу, в институт, на работу. Везде человек постоянно общается с разными людьми и узнает разную информацию
4. В параграфе «Что делает человека человеком» в рубрике «Мнения» приведено высказывание Д. И. Писарева: «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практической жизни».
Ниже приведён ряд утверждений. Укажите те из них, в которых выделенные слова использовались неправильно. Подберите нужные слова.
1) “Стимулы людей общаться способствовали появлению языка” - написал ученик в своём реферате.
2) На сайте одного из интернет-изданий появилось сообщение: «Пожар на предприятии оказался сильным, но быстро был легализован».
3) В одной из публикаций утверждалось: «Осуществляя свои жизненные цели, человек самореализуется».
Ответ: 2.
Правильный вариант предложения: На сайте одного из интернет-изданий появилось сообщение: «Пожар на предприятии оказался сильным, но быстро был локализован».
Проводим сравнение и классификацию
1. Ученики 8 класса получили задание: «Прочитайте последний раздел §1 «Что делает человека человеком». Заполните таблицу, в которой наличие признака помечайте в соответствующей ячейке «галочкой». Один из учеников заполнил таблицу так, как показано ниже. Некоторые позиции вызвали у него затруднения (они выделены курсивом). Проверьте правильность заполнения таблицы. Если встретите ошибки, исправьте их. Заполните таблицу до конца.
2. В приведённом списке указаны черты сходства и различия между реформой и революцией. Выберите и запишите в таблицу порядковые номера черт сходства и черт различия.
1) ведёт к изменениям в жизни общества
2) может иметь отрицательные последствия
3) приводит к смене общественного строя
4) проводится, как правило, по инициативе власти
Ответ:
Черты сходства - 1, 2
Черты различия - 3, 4
3. Прочитайте содержащиеся в учебнике характеристики каждой из четырёх основных сфер общества. Продолжите перечень.
Экономическая сфера охватывает деятельность людей, возникающую в процессе:
- производства материальных благ;
- распределения материальных благ
- обмена материальных благ
- потребления материальных благ
К учреждениям культуры относятся:
- музеи;
- кинотеатры
- театры
- библиотеки
- выставочные комплексы
4. Установите соответствие между сферами общественной жизни и социальными явлениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Социальные явления
A) религиозные верования
Б) процесс обмена и распределения материальных благ
B) художественное творчество
Г) материальное производство
Д) производство услуг
Сферы общественной жизни
1) духовная
2) экономическая
Ответ:
А - 1
Б - 2
В - 1
Г - 2
Д - 2
5. В §1 «Что делает человека человеком» называются различные виды деятельности. Проиллюстрируйте каждый из них своим примером.
Игра: маленький ребенок играет с кубиками, изучает их форму и предметы, похожие на куб.
Учеба: студент готовится к экзамену по географии, узнает новое об окружающем мире, природе и планете.
Труд: гражданин Н. каждый день ходит на работу, он трудится.
6. Установите соответствие между примерами и видами деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Факты
A) концерт фольклорной группы
Б) участие в митинге
B) ремонт лифта
Г) создание архитектурного проекта
Виды деятельности
1) политическая
2) производственная
3) художественная
Запишите в таблицу выбранные цифры.
Ответ:
А - 3
Б - 1
В - 2
Г - 3
Анализируем статистический материал
1. В §3 «Общество как форма жизнедеятельности людей» в рубрике «Факты» приводятся данные об изменении с годами численности людей на Земле. Добавим к этим фактам ещё несколько.
В 1820 г. на Земле насчитывался 1 млрд жителей. Удвоение численности людей произошло в 1927 г. В 1960 г. население нашей планеты составляло 3 млрд, а в 1974 г. - 4 млрд. В 2018 г. этот показатель составил 7,6 млрд. При росте населения с 1900 по 2000 г. в четыре раза доход на душу населения возрос в пять раз.
Составьте график, отражающий рост численности населения Земли начиная с 1960 г. Используя обществоведческие, исторические, географические знания, укажите те факторы, которые оказали наибольшее влияние на изменение приведённых показателей.
Факторы, которые оказали наибольшее влияние на изменение приведённых показателей:
- усовершенствование медицины
- глобализация
- широкие масштабы миграции
- Первая мировая и Вторая мировая войны
2. Выберите из приведённых ниже выводов те, которые можно сделать на основе составленного вами графика и дополнительной информации.
1) За минувший век доход на душу население рос быстрее, чем численность землян.
2) Самые высокие темпы прироста населения наблюдались в XVIII в.
3) С 1980 г. население планеты удвоилось.
4) Темпы роста населения в ХX в. были выше, чем в XIX в.
5) До XVIII в. численность населения Земли была неизменной.
Ответ: 1, 4
3. Анализируя и обобщая данные об изменении численности населения на Земле, группа журналистов сделала ряд выводов и предположений. Какие из них непосредственно вытекают из приведённых фактов?
1) В настоящее время наблюдается замедление темпов роста населения на планете.
2) Человечество скоро столкнётся с нехваткой воды и продовольствия.
3) Традиционному обществу были присущи низкая рождаемость и высокая смертность.
4) Вступление человечества в индустриальную стадию развития привело к росту мировой экономики и, как следствие, к увеличению темпов прироста населения.
5) К 2020 г. население Земли достигнет 15 млрд человек.
Ответ: 1, 4
Составляем план текста
1. Восьмиклассники получили задание составить развёрнутый план раздела «Изменчивость и стабильность» в §4 учебника. Нужно было выделить не менее трёх пунктов и два из них конкретизировать в подпунктах. Рассмотрите получившиеся у учеников варианты. Какой из них более полно и логично отражает содержание раздела? Поясните свой ответ.
Вариант 1
1. Идея эволюционного развития общества:
- роль традиций;
- может ли общество вернуться в прошлое.
2. Теория социальной революции:
- причины революции;
- последствия революции.
3. Ускорение социального развития.
Вариант 2
1. Постепенность изменений в обществе:
- следование традициям;
- примеры регресса.
2. Социальные революции:
- свержение общественного строя;
- приход к власти передового класса.
3. Примеры революций из истории.
4. К чему ведут социальные революции.
Я думаю, наиболее полно и логично отражает содержание раздела план № 1, потому что он имеет более четкую формулировку пунктов, а их содержание раскрыто более корректно.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением