Практикум Глава 1 ГДЗ Боголюбов 8 класс (Обществознание)

Изображение Практикум1. Найдите определения слов «личность» и «общество» в двух-трех словарях. Сравните их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуйте их...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 8 класс, Просвещение:
Практикум
1. Найдите определения слов «личность» и «общество» в двух-трех словарях. Сравните их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуйте их объяснить.
Личность - 1) одно из центральных понятий философии и психологии, человек, рассматриваемый преимущественно как автономный носитель и субъект культуры, исторически сложившихся форм мироотношения, которые он реализует в своей деятельности; 2) человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.
Данные определения имеют сходства и различия. Оба определения выделяют влияние истории на развитие личности. первое определение определяет человека как носителя культуры, а второе - как продукт общественного развития, труда.
Общество - 1) различные формы совместной жизнедеятельности индивидов, объединённых общими условиями существования, интересами, нормами, ценностями, стремлениями, представлениями о мире и единой идентичностью; 2) совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества.
Данные определения имеют сходства и различия. Первое определение рассматривает общество более детально, использует определение общественных отношений.
2. Из пройденной части курса истории выделите событие, которое вас особенно заинтересовало. Используя знания, полученные в данной главе учебника, сформулируйте вопросы, направленные на анализ исторического события (например: «Каким было общество до указанного события?» и т. п.). В учебнике истории постарайтесь найти ответ на них. В случае затруднения обратитесь к учителю.
Событие: отмена крепостного права в России в 1861 году
Каким было общество до указанного события?
Общество было крепостным, некоторые крестьяне были несвободными. Уклад общества был феодальным, сословные различия были ярко выражены.
Как изменился общественный уклад?
Общественный уклад фактически не изменился. Феодальный строй и сословные привилегии сохранялись. Все крестьяне становились свободными, получали личную свободу.
3. Прочитайте образные определения общества, данные мыслителями разных времен и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируйте.
Ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе, является определение № 2. Оно подчеркивает, что в обществе все тесно взаимосвязано и влияет друг на друга.
4. Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств (можно заполнить в тетради таблицу из двух колонок: «Положительные качества», «Отрицательные качества»). Обсудите вопрос в классе.
Положительные качества Отрицательные качества
доброта, честность, милосердие, доброжелательность, добродушие, бескорыстность, оптимистичность, искренность, жизнерадостность, нежность, пунктуальность, верность, ответственность, тактичность алчность, агрессивность, пессимистичность, гнев, ложь, обжорство, жадность, холодность, равнодушие, безответственность, холодность
5. Л. Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло».
Как вы понимаете слова «безнравственное общество»? Если учесть, что слова Толстого были произнесены более 100 лет тому назад, подтвердились ли они в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируйте, привлекая конкретные примеры.
Безнравственное общество - это общество, в котором люди преследуют не благие цели, имеют отрицательные качества характера. Если учесть, что слова Толстого были произнесены более 100 лет тому назад, в развитии общества за прошедший век они подтвердились. Например, некоторые страны получили технологию ядерного, биологического и химического оружия. Эти изобретения не преследовали благую цель, поэтому их можно назвать злом.
6. В коллективном труде российских философов присущие людям черты представлены в следующем контексте: «В какой бы район земного шара мы ни попали, мы встретим там человеческих существ, о которых правомерно утверждать, по крайней мере, следующее:
- они умеют изготовлять орудия при помощи орудий и использовать их как средства производства материальных благ;
- они знают простейшие нравственные запреты и безусловную противоположность добра и зла;
- они обладают потребностями, чувственными восприятиями и умственными навыками, развивавшимися исторически;
- они не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;
- признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть общественные определения, которые отвечают тому или иному типу объективных отношений;
- их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности».
Найдите в изученной главе учебника и процитируйте те положения, которые характеризуют каждое из названных в приведённом отрывке свойств, присущих человеку.
- Человек - существо биосоциальное. Он отличается от других живых существ тем, что способен производить и использовать орудия труда, обладает развитым мышлением и членораздельной речью, способен к целенаправленной творческой деятельности.
- На сохранение целостности общества и регулирование отношений между людьми направлены социальные нормы, среди которых особое место занимают нормы нравственные и правовые.
- С изменениями общества менялось и положение человека в нём. Люди хотят жить в справедливом обществе, которое защитило бы их от бедности и болезней, создало бы возможность всем трудоспособным иметь хороший заработок, а детям, инвалидам и престарелым обеспечило бы достойные условия существования.
- Человек не может жить вне общества, так как человек - социальное существо. Человек самореализуется и развивается в обществе.
Есть ли среди названных свойств такие, которые вы встретили в этом тексте впервые?
Среди названных свойств есть такие, которые я вижу впервые. Таковыми являются 2 последних положения. О них не упоминалось в главе.
Какое из перечисленных свойств вы считаете самым важным и почему?
Самым важным я считаю свойства, связанные с осознанием ответственности, норм морали и нравственности, а также сознательно-волевой характер деятельности человека. Именно эти качества говорят о личности как о сознательном человеке.
Как вы понимаете слова «фундамент человечности»?
Фундамент человечности - это те качества, на которых базируется человечность, особые личностные характеристики.
Какие ещё человеческие качества вы бы построили на этом фундаменте?
На этом фундаменте я был еще построила такие качества, как милосердие, добродушность, честность.
Если какой-либо из названных признаков вам не совсем понятен, попросите учителя разъяснить его.
7. Раскройте смысл арабской пословицы «Люди больше похожи на своё время, чем на своих отцов». Подумайте, чем отличается жизнь общества в наше время от той, какой она была в ту пору, когда ваши родители заканчивали школу. Обсудите эти вопросы с родителями. Вместе с ними определите, чем отличалось поколение родителей, находившихся в вашем возрасте, от вашего поколения. Обсудите в классе новые черты молодежи наших дней.
Данная арабская пословица означает, что на людей в первую очередь влияет общество, которое их окружает. В разные периоды времени общество отличается, что вызывает разногласия и непонимание среди разных поколений. Жизнь общества в наше время от той, какой она была в ту пору, когда ваши родители заканчивали школу, отличается более высокой степенью компьютеризации, глобализации.
8. Посоветовавшись с учителями, соберите сведения о выпускниках вашей школы, избравших различные профессии. Найдите наиболее успешных из них. Подготовьте стенд с материалами об их трудовой деятельности.
*выполняется учениками самостоятельно
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением