Параграф 9 ГДЗ Сивоглазов Плешаков 6 класс (Биология)

Изображение $9. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТАВспомните!Каково строение растительной клетки? Какие ткани образуют растение?Растительная клетка состоит из оболочки, цитоплазмы, с...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Плешаков 6 класс, Просвещение:
$9. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА
Вспомните!
Каково строение растительной клетки? Какие ткани образуют растение?
Растительная клетка состоит из оболочки, цитоплазмы, с расположенными в ней митохондриями, хлоропластами, вакуолями и другими органоидами, и ядра.
Растение образуют образовательная, основная, проводящая, механическая и покровная ткани.
ДУМАЙ, ДЕЛАЙ ВЫВОДЫ, ДЕЙСТВУЙ
Проверь свои знания
1. Каково внутреннее строение листа?
Листовую пластинку со всех сторон покрывает кожица, или эпидерма. На нижней стороне листа, а у плавающих листьев — на верхней располагаются устьица (отверстия, обеспечивающие газообмен и испарение воды). Под кожицей листа располагается основная ткань. Она образует мякоть листа. Мякоть листа пронизывают многочисленные жилки, сосудисто-волокнистые пучки, обеспечивающие передвижение веществ по листу.
2. Перечислите функции кожицы.
Основная функция кожицы — защитная. Она предохраняет лист от механических повреждений, высыхания, проникновения микроорганизмов. Иногда поверхность кожицы имеет различные выросты, волоски или покрыта воском. Эти приспособления усиливают защитные функции кожицы.
3. Какие ткани образуют лист?
Кожица образована покровной тканью, состоящей из слоя живых, плотно сомкнутых друг с другом клеток. Под кожицей листа располагается основная ткань. Основная ткань делится на столбчатую и губчатую. Столбчатая ткань образована тонкостенными удлиненными клетками с большим количеством хлоропластов. Она располагается в верхней части листа. Клетки губчатой ткани расположены рыхло, имеют неправильную форму, хлоропластов значительно меньше, хорошо развиты межклетники. Жилки образованы проводящими тканями — лубом и древесиной. В состав жилок также входят волокна механической ткани, а крупные жилки окружены ею со всех сторон.
4. По каким структурам осуществляется транспорт веществ в листе?
Транспорт веществ в листе осуществляется по жилкам. По ситовидным трубкам луба из листьев к другим органам растения поступают растворы органических веществ. По сосудам древесины от корня в лист поступает вода и растворённые в ней минеральные вещества.
5. Какие функции выполняют устьица?
Через устьица осуществляется газообмен и испарение воды.
Выполни задания
1. Сравните строение и функции столбчатой и губчатой тканей.
Столбчатая ткань образована тонкостенными удлиненными клетками с большим количеством хлоропластов. Она располагается в верхней части листа.
Клетки губчатой ткани расположены рыхло, имеют неправильную форму, хлоропластов значительно меньше, хорошо развиты межклетники.
Основная функция столбчатой и губчатой тканей — фотосинтез. По межклетникам столбчатой и губчатой тканей циркулирует воздух, сюда же выделяются продукты обмена. В межклетниках губчатой ткани накапливаются пары воды.
2. Объясните, как строение кожицы позволяет ей выполнять свои функции.
Основная функция кожицы — защита листа от механических повреждений, высыхания, проникновения микроорганизмов. Поэтому она образована покровной тканью и состоит одного слоя живых, плотно сомкнутых друг с другом клеток. Иногда поверхность кожицы имеет различные выросты, волоски или покрыта воском, что усиливает её защитные функции.
3. Объясните, как осуществляется транспорт веществ в листе.
Мякоть листа пронизывают многочисленные жилки, сосудисто-волокнистые пучки. Они образованы проводящими тканями — лубом и древесиной. По ситовидным трубкам луба из листьев к другим органам растения поступают растворы органических веществ. По сосудам древесины от корня в лист поступает вода и растворённые в ней минеральные вещества.
Обсуди с товарищами
Почему выполнение листом дополнительных функций приводит к его видоизменениям? Приведите примеры.
Выполнение листом дополнительных функций приводит к его видоизменениям, потому что, приспосабливаясь к изменчивым факторам окружающей среды, листу приходится брать на себя дополнительные функции, чтобы растение выжило в неблагоприятных ему условиях. Например, растения, обитающие во влажных, тёплых местах, имеют крупные листья с большим количеством устьиц (монстера). Им нужно избавляться от избытка воды.
Листья ряда растений засушливых мест обитания видоизменились в колючки (кактус). Такие листья, с одной стороны, почти не испаряют воду, с другой стороны, защищают растения от поедания животными.
Листья других растений засушливых мест обитания приспособились к недостатку влаги иным способом. Так у алоэ листья видоизменились в толстые и сочные образования, в которых запасается вода. А чтобы уменьшить испарение, такие листья покрыты восковым налетом, волосками, имеют меньше устьиц.
Из-за нехватки азота и других микроэлементов в местах своего обитания листья росянки видоизменены в своеобразные ловчие аппараты. Когда насекомое садится на лист растения росянки, то приклеивается к нему, т.к. лист покрыт волосками, выделяющими вязкую массу. После этого волоски и сам лист сворачиваются. Внутри образовавшейся полости насекомое переваривается за счет выделяемых листом ферментов. Из насекомого росянка усваивает богатые азотом органические вещества.
Реагируют листья и на условия освещённости. Так, листья светолюбивых растений, имеющие несколько слоёв столбчатой ткани, содержат больше хлорофилла, поэтому их окраска более тёмная. Листья теневыносливых растений в которых губчатой рыхлой ткани много, содержат меньше хлорофилла, потому их окраска более светлая.
Усики (горох, фасоль, чина) образуются из разных частей листа. Они служат для поддержания мягких стеблей растений в вертикальном положении.
Чешуйки (саксаул) способствуют уменьшению испарения воды. Сочные чешуйки лука запасают воду и питательные вещества. Наружные почечные чешуи выполняют защитную функцию.
Выскажи мнение
Можно ли определить, осуществляет ли видоизменённый лист фотосинтез?
Да, можно определить, осуществляет ли видоизменённый лист фотосинтез. Так как зеленый цвет листа может быть обусловлен не только наличием хлорофилла, но и другими пигментами, поэтому для определения способности листа к фотосинтезу лучше использовать эксперименты.
1) Поместите изучаемый лист под стеклянный колпак и оставьте на какое-то время под солнечными лучами. Во время фотосинтеза образуется кислород. Когда вы поместите под колпак горящую спичку, её пламя вспыхнет еще сильнее. Если же спичка гаснет, значит, лист не выделяет кислород, то есть, не осуществляет фотосинтез.
2) Погрузите видоизмененные листья в воду с добавлением гидрокарбоната натрия (пищевой соды). Гидрокарбонат натрия обогащает воду углекислым газом, который необходим для фотосинтеза. Через некоторое время вы увидите, что на поверхности листьев появляются небольшие пузырьки. Это и есть выделяемый кислород.
3) Кроме других органических веществ, в ходе фотосинтеза образуется крахмал, который можно обнаружить с помощью раствора йода. Выдержите растение в темноте в течение некоторого времени, а затем поместите его на свет, предварительно накрыв лист бумагой с вырезанными на ней отверстиями. Затем капните в отверстия йод. Так как крахмал образуется только на тех участках листа, на которые попадает солнечный свет, на листе будут фиолетовые фигуры на светлом фоне.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Выполни задания в рабочей тетради
1. Вставьте в слова пропущенные буквы: уст...ица, ст...лбчатая ткань, г...бчатая ткань. Составьте с этими словами повествовательные предложения.
Устьица, столбчатая ткань, губчатая ткань.
Через устьица происходит испарение воды и газообмен с окружающей средой.
Клетки столбчатой ткани имеют цилиндрическую форму, расположены вертикально, плотно прилегают друг к другу и могут размещаться в один или несколько рядов.
Губчатая ткань характеризуется неправильной формой клеток и крупными межклетниками.
2. Придумайте загадку о листе.
Весной из почки распустившись, всё лето за ветку держался, а осенью с ветки сорвался.
3. Составьте на иностранном языке, который вы изучаете, мини-рассказ «Значение листа».
РАБОТА С МОДЕЛЯМИ, СХЕМАМИ, ТАБЛИЦАМИ
1. Вылепите из цветного пластилина модель «Внутреннее строение листа».
2. С родителями составьте список видоизменённых листьев, которые в вашей семье используются в пищу. Какие комнатные растения с видоизменением листьев растут у вас дома?
В пищу мы употребляем видоизменённые листья таких растений, как капуста, лук, укроп.
Из комнатных растений, которые имеют видоизменённые листья, у нас дома растут кактус и алоэ.
ПРОВОДИМ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. Внутреннее строение листа
1. Возьмите лист традесканции или пеларгонии, осторожно пинцетом снимите кусочек кожицы листа.
2. Приготовьте препарат кожицы листа.
3. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите клетки кожицы, устьичные клетки, рассмотрите их, сделайте рисунок.
4. Изучите готовые препараты среза листа. Найдите клетки кожицы, устьица, сравните их со своим рисунком.
5. Рассмотрите клетки мякоти листа. Сделайте рисунок. В каких клетках больше хлоропластов?
В клетках столбчатой ткани больше хлоропластов.
6. Изучите строение жилок листа.
7. Зарисуйте поперечный срез листа и сделайте выводы.
Лист со всех сторон покрыт кожицей, на нижней кожице расположены устьица. Мякоть листа состоит из столбчатой и губчатой тканей. В губчатой ткани имеются межклетники. Мякоть листа пронизывают жилки.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением