Параграф 3 ГДЗ Сивоглазов Плешаков 6 класс (Биология)

Изображение $3. КОРЕНЬ. КОРНЕВЫЕ СИСТЕМЫУчёные подсчитали, что общая длина всех корней одного растения ржи составляет приблизительно 600 км. Подумайте, на что указывает этот...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Плешаков 6 класс, Просвещение:
$3. КОРЕНЬ. КОРНЕВЫЕ СИСТЕМЫ
Учёные подсчитали, что общая длина всех корней одного растения ржи составляет приблизительно 600 км. Подумайте, на что указывает этот факт.
Тот факт, что общая длина всех корней одного растения ржи составляет приблизительно 600 км, указывает на то, что корни ржи хорошо разветвлены и уходят глубоко в почву, благодаря чему растение может поглощать влагу из небольшого объема почвы и эффективно усваивать полезные вещества. Таким образом рожь может произрастать и на легких песчаных почвах.
Вспомните!
Что такое симбиоз? Какая польза от этого явления растениям?
Симбиоз – это сожительство двух организмов разных видов, при котором оба организма или один из них извлекает пользу. Например, лишайники – это симбиоз водорослей и грибов. В лишайнике гифы гриба, оплетая клетки и нити водорослей, образуют специальные всасывающие отростки, проникающие в клетки. Через них гриб получает продукты фотосинтеза, образованные водорослями. Водоросль же из гиф гриба извлекает воду и минеральные соли.
ДУМАЙ, ДЕЛАЙ ВЫВОДЫ, ДЕЙСТВУЙ
Проверь свои знания
1. Каковы функции корня?
Корневая система удерживает надземную часть растения в почве, обеспечивает почвенное питание растения — получение воды и минеральных веществ. В корнях образуются некоторые важные для растения органические вещества.
2. Какие бывают корневые системы?
Различают два типа корневых систем. В стержневой корневой системе всегда можно различить главный корень. Он крупнее и длиннее остальных корней и сохраняется в течение всей жизни растения. Мочковатая корневая система представлена совокупностью придаточных корней. Главный корень в такой системе не выражен или рано отмирает.
3. Что такое видоизменённые корни?
Видоизменёнными называются корни, имеющие определённые особенности строения в связи с условиями окружающей среды и выполняющие дополнительные функции. Например, корни иван-чая, малины, сливы, сирени образуют корневую поросль (корневые отпрыски), которые дают начало новым растениям. Многие растения способны откладывать в корнях запасные питательные вещества, т.е. имеют запасающие корни (корнеплоды, корнеклубни). У тропических растений (орхидея), растущих на стволах деревьев, развиваются многочисленные придаточные корни, которые поглощают воду и минеральные вещества из воздуха. Это воздушные корни. Тропическое растение баньян имеет придаточные корни, отходящие от стволов и ветвей, которые служат для этого растения дополнительной опорой — это ходульные корни. У растений — обитателей мангровых зарослей развиваются дыхательные корни. Они обеспечивают растения дополнительным кислородом. У растений-паразитов (повилика) развиваются особые корни-присоски, которые способны проникать в тело растения-хозяина.
4. Корни каких растений человек использует в пищу?
Человек использует в пищу корнеплоды и корнеклубни таких растений, как батат, картофель, морковь, свёкла, редис, репа, редька.
Выполни задания
1. Объясните, почему корень является вегетативным органом.
Корни являются вегетативным органом, потому что они служат для закрепления растения в почве и питания.
2. Сравните стержневую и мочковатую корневые системы.
Стержневая корневая система образована главным корнем и боковыми. Главный корень хорошо выражен.
Мочковатая корневая система образована боковыми и придаточными корнями. Главный корень не выражен. Он либо слабо развит, либо быстро отмирает.
3. Объясните, как функции видоизменённых корней связаны с их строением.
Видоизменение корней связано с выполнением особых функций, в связи с чем меняется их строение. Например, при отложении запасных питательных веществ в главном корне он приобретает конусовидную, клубневидную, репчатую форму и называется корнеплодом (свекла, редька, морковь, репа и др.).
Обсуди с товарищами
С чем связывают видоизменения корней у растений? Приведите примеры.
Видоизменение корней у растений связывают с выполняемыми ими функциями. Корневые отпрыски дают начало новым растениям, запасание питательных веществ приводит к утолщению корня, развитие придаточных корней необходимо для поглощения воды и минеральных веществ из воздуха, а также для дополнительной опоры растения.
Выскажи мнение
Докажите, что корнеклубни — утолщение боковых и придаточных корней.
Придаточные корни – это корни, которые развиваются от стеблей и листьев, а боковые корни развиваются на главном и придаточных корнях. В придаточных и боковых корнях накапливаются питательные вещества. Таким образом, утолщение боковых и придаточных клубней приводит к формированию корневых клубней.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Выполни задания в рабочей тетради
1. Составьте план раздела «Видоизменения корней».
1) Функции корня.
2) Видоизменения корней.
3) Корневые отпрыски.
4) Запасающие корни.
5) Воздушные корни.
6) Ходульные корни.
7) Корни-присоски.
8) Корни, участвующие в симбиозе.
2. Вставьте в слова пропущенные буквы и составьте с ними повествовательное предложение: м…чк…ватая корн…вая с…стема.
Мочковатая корневая система.
Главный признак мочковатой корневой системы в том, что у неё нет главного корня.
3. Переведите на иностранный язык, который вы изучаете, слово корень и составьте с ним простое предложение.
Корень на английском – root.
The root is a very important and significant part of the plant. (Корень – очень важная и значимая часть растения.)
РАБОТА С МОДЕЛЯМИ, СХЕМАМИ, ТАБЛИЦАМИ
1. Вылепите из пластилина видоизменения корней: корнеплоды и корнеклубни.
2. Статью «Видоизменения корней» представьте в виде таблицы.
Видоизменения корней Функции Растения
Корнеплоды Запасание питательных веществ. Морковь, свёкла, редька, репа
Корнеклубни Запасание питательных веществ. Георгин, батат
Воздушные корни Поглощение воды и минеральных веществ из воздуха. Тропическая орхидея, растущая на стволах деревьев
Ходульные корни Дополнительная опора. Баньян
Дыхательные корни Обеспечение растения дополнительным кислородом. Растения мангровых зарослей
Корни-присоски Проникновение в тело растения-хозяина. Растения-паразиты, например, повилика
ПРОВОДИМ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. Строение корневых систем
1. Рассмотрите корневые системы ржи и фасоли.
2. Найдите в корневой системе ржи придаточные и боковые корни. Можно ли найти в ней главный корень?
Нет, у ржи главный корень не выражен.
3. Какая корневая система у ржи? Зарисуйте и подпишите её части.
У ржи мочковатая корневая система.
4. Найдите главный корень в корневой системе фасоли.
5. Зарисуйте корневую систему фасоли. Подпишите её части. Как называют такой тип корневой системы?
У фасоли стержневая корневая система.
6. Сделайте выводы об особенностях строения рассмотренных корневых систем.
В стержневой корневой системе выражен главный корень, а также имеются придаточные и боковые корни. Придаточные корни отходят от стебля, а боковые от главного корня и придаточных корней.
В мочковатой корневой системе нет главного корня, имеются только придаточные корни.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением