Параграф 7 ГДЗ Сивоглазов Плешаков 6 класс (Биология)

Изображение $7. СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯДУМАЙ, ДЕЛАЙ ВЫВОДЫ, ДЕЙСТВУЙПроверь свои знания1. Каковы функции стебля?Стебель растения выполняет следующие важные функции:1) является...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Плешаков 6 класс, Просвещение:
$7. СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ
ДУМАЙ, ДЕЛАЙ ВЫВОДЫ, ДЕЙСТВУЙ
Проверь свои знания
1. Каковы функции стебля?
Стебель растения выполняет следующие важные функции:
1) является опорой, несущей листья, почки, цветы, плоды;
2) увеличивает поверхность растения путём ветвления — образования кроны;
3) обеспечивает перемещение по телу растения воды, минеральных и органических веществ от органа к органу;
4) участвует в образовании органических веществ – фотосинтезирующая функция (стебли травянистых и молодые стебли древесных растений);
5) запасает питательные вещества;
6) участвует в вегетативном размножении;
7) выполняет дополнительные функции (защита растения и др.).
2. По какой части стебля передвигаются органические вещества?
Органические вещества передвигаются по проводящей части луба – ситовидным трубкам.
3. Как происходит рост стебля в длину и толщину?
Стебель растёт в длину благодаря делению клеток конуса нарастания и междоузлий.
За корой и лубом расположен слой живых клеток образовательной ткани — камбий. Клетки камбия постоянно делятся, за счёт чего образуются клетки, которые впоследствии превращаются в слои древесины и луба. Происходит рост стебля в толщину.
4. Каково внутреннее строение стебля?
Молодые однолетние стебли покрыты защитной тканью — кожицей, защищающей растение от высыхания, механических повреждений и проникновения болезнетворных организмов.
Через некоторое время, обычно к концу лета, кожица заменяется пробкой. Пробка, как и кожица, выполняет защитную функцию. В кожице молодых растений располагаются устьица, а в пробке развиваются чечевички. И те и другие обеспечивают газообмен.
Под пробкой располагается кора. Первичный слой коры состоит из механической ткани, которая выполняет опорную функцию, и основной ткани, в которой запасаются питательные вещества. Вторичная часть коры — луб — состоит из нескольких тканей: проводящей, основной и механической.
За корой и лубом расположен слой живых клеток образовательной ткани — камбий. Клетки камбия постоянно делятся, за счёт чего образуются клетки, которые впоследствии превращаются в слои древесины и луба.
Основную часть стебля составляет древесина. Она образована проводящей, механической и основной тканями. Проводящая ткань обеспечивает восходящее перемещение воды и минеральных веществ. В живых клетках основной ткани накапливаются запасные вещества.
Сердцевина ствола — центральная часть, образованная основной тканью, — служит хранилищем питательных веществ.
5. Какова функция механической ткани?
Механическая ткань стягивает стебель в единое целое и придаёт ему прочность и эластичность.
Выполни задания
1. Сравните особенности строения клеток проводящей и механической тканей. Как особенности их строения связаны с выполняемыми функциями?
Механическая ткань включает в себя лубяные волокна, которые представляют собой мёртвые толстостенные клетки длиной в несколько миллиметров. Механическая ткань выполняет опорную функцию, стягивая стебель в единое целое и придавая ему прочность и эластичность.
Проводящая ткань состоит из живых вытянутых клеток, перегородки которых имеют многочисленные отверстия — сита. Ядер в этих клетках нет, а цитоплазма прилегает к оболочке. Проводящая ткань обеспечивает транспорт воды и органических веществ.
2. Объясните или выскажите предположения, почему в стеблях древесных растений древесина занимает большой объём.
В стеблях древесных растений древесина занимает большой объём, потому что в ней находятся все питательные вещества, которые нужны дереву.
3. При изучении ствола дерева было выяснено, что годичные кольца с одной стороны были шире, чем с другой. Выскажите свои предположения, почему так случилось.
Годичные кольца широкие с южной стороны, т.е. с освещённой, а узкие – с северной, теневой стороны.
4. Решите задачу: сколько камбиальных слоёв в стволе столетнего дуба?
В стволе столетнего дуба камбиальный слой один, так как камбий — это образовательная ткань. Слой камбия расположен кольцом между лубом и древесиной. Клетки камбия делятся (преимущественно весной и летом), за счёт чего образуются клетки, которые впоследствии превращаются в слои древесины и луба. Поэтому количество камбиальных слоёв не зависит от дерева и его возраста.
5. Учёные обнаружили окаменелые стволы деревьев и сделали удивительное открытие: стволы, находящиеся на поверхности, имели годичные кольца, а поднятые с глубины нет. О чём это говорит?
Это говорит о том, что солнечный свет влияет на образование годичных колец. У хорошо освещённого дерева кольца широкие с солнечной стороны, а с теневой стороны – сравнительно узкие.
Обсуди с товарищами
У каких растений не встречаются годичные кольца: у обитателей умеренных широт, влажных тропических лесов, жарких, сухих пустынь? Почему?
У растений тропических лесов и жарких, сухих пустынь не образуются годичные кольца. Весной камбий образует более рыхлые и крупные клетки древесины, летом и осенью — мелкие клетки, а зимой деление клеток прекращается. Так образуются годичные кольца. А в странах с теплым и жарким климатом сезонность не выражена, поэтому растения растут постоянно или определенный отрезок жизни, вследствие чего и не имеют годичных колец.
Выскажи мнение
Каким образом рост стебля в толщину обеспечивает деление клеток камбия?
Рост стебля в толщину происходит за счёт наличия образовательной ткани, камбия. Толщина камбия не изменяется в процессе деления, так как из двух новообразованных клеток одна остается в структуре образовательной ткани, а другая переходит к древесине или лубу.
РАБОТА С МОДЕЛЯМИ, СХЕМАМИ, ТАБЛИЦАМИ
1. Вылепите из пластилина модель «Внутреннее строение стебля».
2. На уроках труда рассмотрите срезы стволов деревьев, изучите и проанализируйте полученную информацию.
Древесина сосны лёгкая, плотная и прочная, имеет красновато-бурый цвет. Хорошо выражены годичные кольца. Сильно пропитана смолой, поэтому древесина сосны мало подвержена загниванию.
Древесина ели легче, чем древесина сосны. Древесина белого цвета с еле заметными годовыми слоями. В ней содержится меньше смолы, вследствие чего ель быстрее загнивает.
Дуб имеет прочную, плотную и достаточно гибкую древесину, желтовато-коричневого или тёмно-бурого цвета. Годичные слои на поперечном разрезе видны очень хорошо. Древесина дуба хорошо красится и лакируется.
3. Составьте список десяти дикорастущих растений вашей местности, имеющих видоизменённые побеги.
1) Ландыш (корневище)
2) Мята (корневище)
3) Осока (луковица)
4) Мать- и мачеха (корневище)
5) Лесная земляника (усы)
6) Боярышник (колючки)
7) Плющ (усики)
8) Лютик (усы)
9) Клюква (усы)
10) Костяника (усы)
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Выполни задания в рабочей тетради
1. Вставьте в слова недостающие буквы: л...б, к...мбий. Составьте с ними повествовательные предложения.
Луб, камбий.
Луб состоит из проводящей, основной и механической тканей.
Главной функцией камбия является образование новых клеток.
2. Разбейте текст параграфа на смысловые единицы, озаглавьте их.
1) Внешнее строение стебля
2) Рост стебля в длину
3) Функции стебля
4) Защитная ткань стебля
5) Строение коры
6) Строение луба
7) Значение камбия
8) Строение древесины
9) Значение сердцевины
10) Строение стебля различных растений
ПРОВОДИМ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. Внешнее и внутреннее строение стебля
1. Рассмотрите внешний вид ветки (липы, тополя, бузины).
2. Сделайте поперечный разрез ветки, рассмотрите его с помощью лупы. Найдите на нём пробку, кору, древесину, сердцевину. Сделайте рисунок, подпишите его части.
3. На ветке найдите чечевички.
4. Рассмотрите спил древесного стебля. С помощью лупы найдите на нём годичные кольца, определите возраст дерева.
5. Изучите годичные кольца более внимательно. Одинаковы ли они по ширине? Как вы думаете, почему?
Годичные кольца по ширине разные. Это связано с влиянием света на формирование годичных колец. С солнечной стороны кольца широкие, а с теневой – узкие.
6. Рассмотрите микропрепарат «Ветка липы — поперечный срез» под увеличением в 56-300 раз.
7. Найдите основные слои стебля, рассмотрите особенности их строения, вспомните, какие функции они выполняют.
Кора выполняет защитную функцию. Луб обеспечивает нисходящий транспорт органических веществ. В древесине накапливаются запасные вещества и происходит их восходящее перемещение. В сердцевине хранятся питательные вещества, которые через сердцевинные лучи проходят к лубу.
8. Сделайте рисунок, подпишите его.
9. Сделайте выводы об особенностях внешнего и внутреннего строения стебля и о причинах возникновения годичных колец.
Стебель липы состоит из коры, луба, древесины, сердцевины. За лубом находится камбий, за счёт деления клеток которого происходит рост стебля в толщину. Клетки камбия летом и осенью мелкие, весной – более рыхлые и крупные, а зимой клетки не делятся, поэтому за один сезон образуется слой – годичное кольцо.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением