Параграф 4 ГДЗ Сивоглазов Плешаков 6 класс (Биология)

Изображение $4. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯЧто такое ризоиды, чем они отличаются от корня?Ризоиды – нитевидные образования из одной или нескольких клеток, расположенных в ряд, у...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Плешаков 6 класс, Просвещение:
$4. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ
Что такое ризоиды, чем они отличаются от корня?
Ризоиды – нитевидные образования из одной или нескольких клеток, расположенных в ряд, у мхов, лишайников, некоторых водорослей и грибов, служащие для прикрепления к субстрату и поглощения из него воды и питательных веществ.
Корни состоят из большого количества тканей и клеток, а ризоиды из одной или нескольких клеток, расположенных в ряд.
Кто из них работает более эффективно и почему?
Эффективнее работают корни, потому что корни не только удерживают надземную часть растения и обеспечивают получение воды и питательных веществ, в корнях также образуются некоторые важные для растения органические вещества.
У каких растений впервые появляются корни?
Корни впервые появляются у высших растений (плауны, мхи, папоротники, хвощи, голосеменные, покрытосеменные).
Вспомни!
Какие виды растительных тканей вы знаете?
Выделяют следующие виды растительных тканей: образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная.
ДУМАЙ, ДЕЛАЙ ВЫВОДЫ, ДЕЙСТВУЙ
Проверь свои знания
1. Как растёт корень в длину?
Корень растет в длину за счёт деления и растяжения клеток.
2. Какие зоны различают в корне?
В корне различают зоны:
- деления. Наружные клетки этой зоны, делясь, заменяют отмирающие клетки корневого чехлика, внутренние дают начало всем клеткам корня;
- роста. Часть клеток этой зоны продолжает делиться. Другая часть (основная) растёт, увеличивает свои размеры — вытягивается, обеспечивая тем самым рост корня в длину;
- всасывания. Корневые волоски тесно соприкасаются с частичками почвы, обеспечивая опору верхушке корня и закрепление корневой системы. С их помощью происходит всасывание воды и растворимых в ней минеральных веществ;
- проведения. Внутри этой части корня формируется проводящая система (древесина и луб).
3. Клетки какой ткани образуют кончик корня?
Кончик корня образуют клетки покровной ткани.
Выполни задания
1. Сравните строение клеток зоны деления и зоны роста.
Зону деления образуют клетки образовательной ткани, плотно прилегающие друг к другу. Клетки этой зоны, делясь, заменяют отмирающие клетки корневого чехлика.
Зона роста так же сформирована клетками образовательной ткани. Здесь клетки увеличиваются в размерах, в основном за счёт вытягивания в длину. Соответственно, это приводит к росту всего корня в длину.
2. Объясните, как особенности строения корневых волосков связаны с их функциями.
Корневые волоски представляют собой живые клетки с ядром, цитоплазмой, вакуолями и бесцветными пластидами. Их оболочка очень тонкая, покрыта слизью, которая растворяет соли. Такие особенности строения корневых волосков позволяют тесно соприкасаются с частичками почвы, обеспечивая опору верхушке корня и закрепление корневой системы, а также всасывать воду и растворимые в ней минеральные вещества.
3. Найдите в тексте параграфа ответ на вопрос: «Какова роль клеток зоны роста?»
Клетки зоны роста вытягиваются – увеличивают свои размеры, тем самым обеспечивая рост корня в длину.
Обсуди с товарищами
Как человек может использовать знания о строении корня?
Зная свойства корней растений, человек может использовать их в пищу (морковь, свёкла), в качестве лекарства (корни женьшеня, алтея, одуванчика).
Выскажи мнение
Прищипка главного корня у рассады капусты способствует увеличению количества боковых корней. Какое практическое значение имеет этот факт?
Прищипывание верхушки главного корня рассады капусты стимулирует рост корневых отростков, развивается более мощная корневая система, растение интенсивнее питается и дает больший урожай.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Выполни задания в рабочей тетради
1. Составьте слова, которые содержат согласные: а) л, б; б) д, р, в, с, н. Составьте по одному предложению с каждым из этих слов.
а) луб
б) древесина
Луб — это внутренний слой коры.
Самым прочным слоем ствола является древесина.
2. Придумайте рассказ «Путешествие минеральных веществ из почвы в стебель».
3. Составьте три вопросительных предложения к части параграфа, в которой описывается зона всасывания.
Что собой представляют корневые волоски?
Какие функции выполняют корневые волоски?
Какова роль зоны всасывания?
РАБОТА С МОДЕЛЯМИ, СХЕМАМИ, ТАБЛИЦАМИ
1. Побеседуйте с родителями, выясните, что делают с растениями, чтобы они лучше росли, цвели и давали большой урожай.
Для комнатных растений используют подкормки, разведенные водой, для полива растения или опрыскивания.
Для насыщения грунта минеральными веществами в огородах используют перегной.
Для того, чтобы растениям хватало света и питания, их сажают на некотором расстоянии друг от друга.
Для стимулирования отростков клубень картофеля разрезают по всей окружности. При таком варианте питательные вещества перенаправляются к боковым почкам, что ускоряет прорастание и увеличивает объем продукции с куста.
Для растений важен также правильный полив. Дефицит воды негативно сказывается на общем состоянии растения и на количестве урожая.
2. Выразите информацию о зонах корня в виде таблицы.
Зона корня Вид ткани Функции
Зона деления Образовательная Наружные клетки этой зоны, делясь, заменяют отмирающие клетки корневого чехлика, внутренние дают начало всем клеткам корня.
Зона роста Образовательная Часть клеток этой зоны продолжает делиться. Другая часть (основная) растёт, увеличивает свои размеры — вытягивается, обеспечивая тем самым рост корня в длину.
Зона всасывания Наружный слой образован механической тканью, внутренний – основной Всасывание воды и растворимых в ней минеральных веществ.
Зона проведения Наружный слой образован механической тканью, внутренний – образовательной (камбий) Клетки постоянно делятся, образуя клетки луба и древесины. Благодаря этому делению корень растёт в толщину.
ПРОВОДИМ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. Строение корневых волосков и корневого чехлика
1. Рассмотрите с помощью лупы корни проростков (пшеницы, редиса и др.). Найдите верхушку корневого чехлика, корневые волоски.
2. Попросите учителя приготовить микропрепарат корешка, отделив скальпелем часть корня с корневыми волосками. Положите его на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами. Рассмотрите корневой чехлик и корневой волосок под микроскопом. Сделайте рисунок.
3. Рассмотрите готовый микропрепарат «Корневой чехлик и корневые волоски». Сравните увиденное с вашим рисунком.
4. Выполните рисунок «Зоны корня», сделайте подписи.
5. Сделайте выводы об особенностях строения корневого чехлика и корневого волоска.
Кончик корня прикрыт корневым чехликом. Корневой чехлик защищает верхушку корня от механических повреждений. Клетки чехлика покрыты слизью.
Корневые волоски образованы живыми клетками, имеющими ядро, цитоплазму, вакуоли и бесцветные пластиды. Оболочка клеток покрыта слизью.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением