Параграф 3 ГДЗ Мединский Чубарьян 10 класс (История)

Изображение Глава II. Мир в 1918—1938 гг.Какова была, на ваш взгляд, главная особенность исторического развития в 1918—1938 гг.? Своё мнение обоснуйте.Главной особенностью...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Мединский, Чубарьян 10 класс, Просвещение:
Глава II. Мир в 1918—1938 гг.
Какова была, на ваш взгляд, главная особенность исторического развития в 1918—1938 гг.? Своё мнение обоснуйте.
Главной особенностью исторического развития в 1918—1938 гг. было противоречивое сосуществование процессов модернизации и кризисов. Этот период характеризовался как стремлением к политическому, социальному и экономическому обновлению, так и нарастанием конфликтов, которые привели ко Второй мировой войне.
После Первой мировой войны возникли попытки стабилизировать международные отношения (создание Лиги Наций, Версальско-Вашингтонская система), однако экономический кризис 1929 года, рост национализма и авторитарных режимов (нацистская Германия, фашистская Италия, милитаристская Япония) подорвали эти усилия.
Наука и культура совершили прорывы, но массовая культура и пропаганда также стали инструментами контроля и манипуляции. В результате этот период стал временем подготовки к глобальному конфликту, где устремления к миру и прогрессу не смогли преодолеть силы милитаризма и агрессии.
§ 3. Распад империй и образование новых национальных государств в Европе
Какие факторы повлияли на распад империй после Первой мировой войны?
В странах, таких как Османская империя, Австро-Венгрия и Российская империя, существовала многонародная структура, что вызывало этнические и национальные противоречия. Центральная власть не могла эффективно управлять такими многонациональными территориями. Развитие национальных движений и стремление народов к независимости также способствовали распаду. Это особенно проявилось в Австро-Венгрии, где различные народы стремились к автономии или независимости.
Первая мировая война ослабила экономику и политическую стабильность этих империй, предоставив возможности для внутренних протестов и революционных движений.
1. Какие новые национальные государства образовались в Центральной и Восточной Европе в 1917—1920 гг.?
- Австрия
- Венгрия
- Чехословакия
- Королевство сербов, хорватов и словенцев
- Финляндия
- Польша
- Украина
- Страны Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония)
- Страны Закавказья
2. Как повлияли на возникновение и становление новых государств революционные события в России?
Революция 1917 г. превратила Россию в республику и вызвала подъём национального сепаратизма. Следуя провозглашённому ранее праву наций на самоопределение вплоть до отделения, правительство Ленина признало независимость Финляндии, Польши, Украины, стран Прибалтики и Закавказья. При этом большевики рассчитывали привести к власти в этих странах коммунистов и фактически снова связать их с революционной Россией. Этот план удался только в отношении Закавказья
1. Почему немецкие коммунисты не смогли прийти к власти?
Большинство немецких социал-демократов считало, что предпосылки для создания социализма ещё не возникли и пока придётся сохранять капиталистическую экономику. В январе 1919 г. стихийная демонстра-ция сочувствовавших КПГ и рабочих в Берлине переросла в уличные бои. Сторонники спартаковцев потерпели поражение. Несмотря на то, что Либкнехт и Люксембург не участвовали в восстании, они были схвачены офицерами и убиты. На выборах в Учредительное собрание успеха добились социалдемократы. Коммунисты в выборах не участвовали.
2. Какие политические силы выступали против Веймарской республики и почему?
Принятие конституции не изменило социально-экономическое положение в стране. В марте 1919 г. коммунисты и поддержавшие их рабочие восстали — началась гражданская война. После разгрома левых подняли голову силы, желавшие восстановить прежние, дореволюционные порядки.
В 1921 и 1923 гг. коммунисты снова предприняли попытки установить советскую власть. Но теперь их влияние было уже невелико.
Используя дополнительные материалы, составьте справку о судьбах лидеров ВСР.
Кун был основным лидером Венгерской советской республики, установившей советскую власть в Венгрии в 1919 году. После поражения республики в войне с Румынией и контрреволюционных выступлений он был вынужден покинуть страну. Он эмигрировал в Советский Союз, где несколько раз пытался вернуться в Венгрию. В 1937 году был арестован НКВД, обвинён в шпионской деятельности, и расстрелян.
Карай был тесно связан с Белой Куном и занимал высокие посты в правительстве Венгерской советской республики. После падения республики он был арестован, а затем освобождён. После эмиграции в Советский Союз, он продолжал поддерживать советские идеи. Его дальнейшая судьба не вполне ясна, но он не вернулся в Венгрию.
После падения Венгерской советской республики, Гера был арестован. В 1921 году он был приговорён к 12 годам тюремного заключения. В 1924 году эмигрировал в Советский Союз, где оставался до конца своей жизни. О судьбе Геры в Советской России мало что известно, однако, вероятно, он продолжал работать в партийных структурах до своей смерти.
Хайди был арестован после падения республики и вскоре казнён в результате контрреволюционного переворота.
После краха республики Муджихази был арестован и, вероятно, расстрелян или убит в ходе репрессий, направленных против коммунистических активистов.
1. Какие факторы повлияли на становление венгерской Красной армии?
Венгерские красноармейцы рассчитывали соединиться с Красной Армией Советской России и распространить «мировую революцию» на всю Европу. Но наступление войск генерала А. Деникина сорвало эти планы.
2. Почему пала Венгерская советская республика?
В августе 1919 г. под натиском внешних и внутренних врагов Советская Венгрия пала. Власть перешла к лидеру контрреволюции М. Хорти. Венгрии пришлось заключить мир с Антантой на невыгодных для себя условиях.
1. Чем различались взгляды лидеров Коминтерна и Социнтерна?
Целью Коминтерна была объявлена подготовка и осуществление революций во всех странах. Однако на практике попытки «экспорта революции» не получали широкой поддержки населения и организованные Коминтерном восстания терпели поражения.
В 1920 г. социал-демократы воссоздали II Интернационал, который затем был преобразован в Социалистический интернационал (Социнтерн). Социал-демократов стали называть просто социалистами, отличая их от коммунистов из III Интернационала. Несмотря на обвинения в оппортунизме (приспособленчестве) со стороны коммунистов, за социалистов голосовало большинство рабочих Западной Европы. Социалисты не раз входили в состав правительств разных стран и сумели значительно расширить права рабочих, улучшить условия их жизни.
2. В каких странах представители двух течений в социалистическом движении добились наибольших успехов?
Коминтерн: в Монголии в 1921 г. победила революция. Был заключён договор, по которому Советская Россия оказывала всестороннюю помощь и поддержку Монгольской народной республике.
Социнтерн: наибольших успехов социалисты добились в Швеции, где с 1920 г. они несколько раз находились у власти.
1. В чём заключались особенности турецкой модернизации?
Кемаль установил диктатуру, разгромил демократические и коммунистические организации и приступил к реформам. Турция была провозглашена республикой, земли мусульманского духовенства секуляризовались. Исламские нормы права, арабский алфавит и даже традиционная национальная одежда были принудительно заменены европейскими. В экономике проводилась политика этатизма. Власти запретили многожёнство, предоставили избирательные права женщинам, создали систему светского образования. Так были заложены основы современного Турецкого государства.
2. Вспомните, что такое секуляризация.
Секуляризация — это процесс отделения религии от государственных институтов и общественной жизни.
Почему Ататюрк уделял особое внимание политике секуляризации?
Отделение религии от государства было необходимым шагом для создания светского, демократичного и многонационального государства. В условиях традиционного ислама важно было обеспечить развитие науки, образования и технологий, что невозможно было бы без ослабления влияния религиозных институтов. Секуляризация помогла уменьшить религиозное разделение и создать более гармоничное общество, сосредоточенное на национальном единстве.
1. Почему распались империи, существовавшие в Европе перед Первой мировой войной?
В странах, таких как Османская империя, Австро-Венгрия и Российская империя, существовала многонародная структура, что вызывало этнические и национальные противоречия. Центральная власть не могла эффективно управлять такими многонациональными территориями. Развитие национальных движений и стремление народов к независимости также способствовали распаду. Это особенно проявилось в Австро-Венгрии, где различные народы стремились к автономии или независимости.
Первая мировая война ослабила экономику и политическую стабильность этих империй, предоставив возможности для внутренних протестов и революционных движений.
2. В первоначальном варианте Веймарской конституции говорилось: «Немецкая Австрия по присоединении своём к Германской державе получает право участия в рейхсрате (верхней палате парламента) с числом голосов, соответствующим численности её населения. До тех пор представители Австрии пользуются совещательным голосом». Это положение было отменено по требованию Антанты. Объясните почему.
После Первой мировой войны Антанта стремилась ограничить рост германской мощи, чтобы предотвратить создание сильного Центрального государства в Европе. Слияние Австрии с Германией (аншлюс) было для Антанты угрозой, поскольку могло бы привести к возрождению сильной немецкой державы. В условиях послевоенной политической ситуации, чтобы ослабить Германию и предотвратить её усиление, было принято требование отменить это положение.
3. Почему реформы К. Ататюрка, направленные на ограничение роли ислама в жизни страны, не встретили серьёзного сопротивления?
Турция уже находилась в кризисе после Первой мировой войны и распада Османской империи. Реформы Ататюрка воспринимались как необходимость для модернизации страны, и многие видели в этих изменениях путь к прогрессу.
В послевоенный период исламский авторитет был ослаблен, и общество было готово к изменениям. Ататюрк активно продвигал идеи национальной солидарности и светского государства, что помогло преодолеть сопротивление.
4. Справедливо ли называть реформы в Турции «революцией Ататюрка» (такая точка зрения распространена в турецкой историографии)?
Реформы Ататюрка можно считать революционными, так как они привели к кардинальным изменениям в государственном устройстве, экономике и культуре Турции. Однако, в отличие от революций в других странах, таких как Франция или Россия, турецкие реформы не были результатом народного восстания, а скорее были «сверху» и носили эволюционный характер.
С преобразованиями в каких странах и в какие эпохи можно сравнить его реформы? Своё мнение обоснуйте.
Реформы Ататюрка можно сравнить с реформами, осуществлёнными в Мекке в XIX веке, когда была проведена модернизация экономики и образования в арабских странах, а также с японской реставрацией Мэйдзи, когда Япония стала индустриальной и светской державой. Однако реформы Ататюрка имели более выраженную секулярную направленность.
5. Заполните таблицу «Революционный подъём в 1917—1923 гг.».
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
- Ноябрьская революция в Германии — 1917 г
- убийство К. Либкнехта и Р. Люксембург — 1919 г
- образование Веймарской республики —1919 г
- образование Венгерской советской республики — март-август 1919 г
- «Капповский путч» — весна 1920 г
- восстание в Гамбурге — 1923 г
Используя словарь, дайте определение понятия «этатизм».
Этатизм — это политика, при которой государство активно вмешивается в экономику, регулирует основные сферы жизни общества, контролирует ресурсы, предприятия и другие важные объекты национальной экономики.
Узнайте, в каких странах проводилась эта политика.
Франция — в период правления Наполеона III, когда государство контролировало ключевые отрасли экономики.
Германия — в период правления Бисмарка, с развитием социальных программ и государственного вмешательства в экономику.
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа, указав 2—3 фактора.
В странах, таких как Османская империя, Австро-Венгрия и Российская империя, существовала многонародная структура, что вызывало этнические и национальные противоречия. Центральная власть не могла эффективно управлять такими многонациональными территориями. Развитие национальных движений и стремление народов к независимости также способствовали распаду. Это особенно проявилось в Австро-Венгрии, где различные народы стремились к автономии или независимости.
Первая мировая война ослабила экономику и политическую стабильность этих империй, предоставив возможности для внутренних протестов и революционных движений.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением