Параграф 8 ГДЗ Пасечник 10 класс (Биология)

Решение #1

Изображение $8. Углеводы, их строение и функцииВспомните:1. Какие углеводы вы знаете?Мне известны такие углеводы, как глюкоза, лактоза, фруктоза.2. Какие продукты питания...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 10 класс, Просвещение:
$8. Углеводы, их строение и функции
Вспомните:
1. Какие углеводы вы знаете?
Мне известны такие углеводы, как глюкоза, лактоза, фруктоза.
2. Какие продукты питания имеют сладкий вкус? Как вы думаете, почему?
Сладкий вкус имеют молоко, яблоки, рис, чернослив и др. продукты, потому что в них содержатся углеводы.
3. В результате какого процесса на Земле образуются углеводы?
Углеводы образуются в процессе фотосинтеза — уникального биологического процесса превращения в сахара неорганических веществ — оксида углерода (IV) и воды, происходящего при участии хлорофилла за счёт солнечной энергии.

ПОДУМАЙТЕ
1. Почему в клетках в качестве запасных углеводов откладываются полисахариды (крахмал и гликоген), а не моносахарид глюкоза?
В свободном состоянии глюкоза быстро расщепляется, поэтому часть глюкозы запасается в форме гликогена и крахмала, из которых она выделяется в процессе пищеварения, давая организму необходимую энергию и не откладывается в чистом виде.
2. Почему после лечения крупного рогатого скота антибиотиками падают надои молока (у молочных пород) и привес (у мясных пород)? Что нужно сделать для того, чтобы исправить ситуацию?
Вещества, содержащие глюкозу, расщепляются в ротовой полости, желудке, а также в двенадцатиперстной кишке. Именно в ней происходит их основной распад. Образовавшаяся глюкоза всасывается в кровеносные капилляры ворсинок тонкого кишечника и затем разносится кровью в мышцы и печень, где и синтезируется запасной углевод животных.
При лечении крупного рогатого скота антибиотиками нарушается микрофлора кишечника и работа печени, что снижает запасы гликогена, который необходим для синтеза молочной лактозы и поддержания роста мышц. Поэтому снижаются надои молока у молочных пород и привес у мясных пород.
Чтобы исправить ситуацию необходимо во время лечения антибиотиками и после их отмены давать животным препараты или настои трав для восстановления микрофлоры кишечника.

Моя лаборатория
Тренируемся
1. Какой состав имеют молекулы углеводов? Приведите общую химическую формулу углеводов. Возможны ли исключения?
Молекулы углеводов состоят из атомов углерода, водорода и кислорода и имеют общую формулу (СН2О)n или Сn(Н2О)m.
Исключения возможны. Например, углевод рибоза имеет состав С5Н10О5, а в молекуле похожей на неё дезоксирибозы на один атом кислорода меньше, С5Н10О4).
2. Какие моносахариды имеют наибольшее значение в природе и почему?
Среди моносахаридов наибольшее значение для клетки имеют пятиуглеродные рибоза и дезоксирибоза, входящие в состав нуклеотидов и нуклеиновых кислот, и рибулоза, к которой присоединяется углекислый газ в процессе фотосинтеза. Также для живых организмов весьма важны и некоторые шестиуглеродные сахара, такие, как глюкоза — основной источник энергии для человека и многих животных, фруктоза и галактоза, содержащиеся соответственно в продуктах растительного происхождения и в молоке млекопитающих.
Трёхуглеродные сахара (глицериновый альдегид и др.) образуются в качестве промежуточных продуктов в различных процессах обмена веществ и необходимы, например, для синтеза липидов.
3. Почему даже здоровым людям важно контролировать уровень глюкозы в крови? Для кого это жизненно необходимо?
Глюкоза в организме выполняет ряд функций. К основным из них относят:
- поддержание работоспособности организма на должном уровне;
- энергетический субстрат клетки;
- быстрое насыщение;
- поддержание обменных процессов;
- регенерирующая способность относительно мышечной ткани;
- дезинтоксикация при отравлениях.
Любое отклонение сахара в крови от нормы ведет к нарушению этих функций. Возникает выраженная слабость, чувство голода, головокружение, дрожание конечностей, спутанность сознания.
Чтобы уровень сахара в крови был в пределах нормы, бэта-клетки поджелудочной железы вырабатывают гормон – инсулин, который способен снижать глюкозу и ускорять процесс образования гликогена. В результате нарушения работы поджелудочной железы происходит инсулиновый сбой, следовательно, сахар в крови поднимается выше нормы. Поэтому для людей больных сахарным диабетом жизненно важно поддерживать уровень глюкозы в крови.
4. Какова роль (функции) полисахаридов в природе и жизни человека?
Линейный полисахарид целлюлоза (или клетчатка) образует стенки растительных клеток.
Хитин является структурным элементом многих защитных образований. Так, хитин образует основу наружного скелета членистоногих и ряда других беспозвоночных, а также входит в состав клеточных стенок грибов и некоторых зелёных водорослей.
Целлюлоза и хитин выполняют структурную и защитную функции.
Основной запасной растительный полисахарид крахмал и основной запасной полисахарид грибов и животных гликоген.
Гликоген и крахмал выполняют запасную функцию.
Все полисахариды, так же, выполняют энергетическую функцию.
5. Напишите формулу четырёхуглеродного сахара (тетрозы).
Общая формула тетрозы — C4(H2O)4, или C4H8O4.

Совершенствуемся
На основе текста параграфа и анализа иллюстраций составьте схему, отражающую классификацию углеводов, исходя из их структурных особенностей.
2. Посчитайте, сколько молекул кислорода потребуется для полного окисления молекулы сахарозы (С12Н22О11) и лауриловой (додекановой) жирной кислоты (С12Н24О2). Напишите уравнение реакций.
Для полного окисления сахарозы понадобится 12 молекул кислорода: С12Н22О11 + 12O2 = 12СО2 + 11Н2О.
Для полного окисления лауриловой жирной кислоты понадобится 17 молекул кислорода: С12Н24О2 + 17O2 = 12СО2 + 12Н2О.
3. Определите, сколько звеньев (С6Н10О5)n, т.е. чему равно число n, в молекулярной формуле полимера: хлопкового волокна (Мr = 1 750 000) и льняного волокна (Мr = 5 900 000).
Найдем относительную молекулярную массу одного звена:
Mr (С6Н10О5) = 6•12 + 1•10 + 5•16 = 162
Найдем количество звеньев в хлопковом волокне по формуле:
n = 1750000/162 = 10802
Число n в молекулярной формуле хлопкового волокна 10802, поэтому можно записать формулу хлопкового волокна — (С6Н10О5)10802.
Рассчитаем количество звеньев в льняном волокне:
n= 5900000/162 = 36420
Число n в молекулярной формуле льняного волокна 36420, формула льняного волокна — (С6Н10О5)36420.
4. Составьте сравнительную таблицу горения органических веществ и их биологического окисления.
Горение органических веществ Биологическое окисление
Сходство Окисление органических веществ до конечных продуктов углекислого газа и воды
Различия Происходит вне живых организмов Происходит в живых организмах
Происходит быстро в виде одной реакции Происходит медленно, последовательно, в процессе нескольких реакций
Вся энергия выделяется в виде тепла Часть энергии выделяется в виде тепла, а другая часть аккумулируется в молекулах АТФ в виде энергии химических связей

Проводим исследование
Лабораторная работа №3 «Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции»
1. К 10—12 каплям 1 %-ного раствора крахмала прибавьте каплю раствора Люголя. Запишите результат.
Наблюдается образования раствора синего цвета. Этот опыт доказывает, что качественной реакцией на крахмал является его взаимодействие с йодом.
2. Осторожно нагрейте раствор на водяной бане (100°С). Отметьте, что произошло с раствором. Запишите результат.
В результате нагревания синий цвет исчез, т.к. образующееся соединение неустойчиво.
3. Аккуратно поставьте пробирку в холодную воду со льдом. Что происходит с раствором по мере его охлаждения?
По мере охлаждения раствор вновь становится синим.
4. Сделайте вывод. Объясните сущность наблюдаемых процессов.
Вывод: при взаимодействии крахмала с йодом происходит химическая реакция и образуется новое вещество синего цвета. Наличие углеводов в биологических объектах можно доказать с помощью раствора Люголя.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.