Параграф 10 ГДЗ Пасечник 10 класс (Биология)

Изображение $10. Белки. Функции белковВспомните:1. Что такое иммунитет?Иммунитет — способность организма поддерживать свою и биологическую индивидуальность путём распознавания...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 10 класс, Просвещение:
$10. Белки. Функции белков
Вспомните:
1. Что такое иммунитет?
Иммунитет — способность организма поддерживать свою и биологическую индивидуальность путём распознавания и удаления чужеродных веществ и клеток (в том числе болезнетворных бактерий и вирусов, а также собственных видоизменённых опухолевых клеток).
2. Что такое катализатор?
Катализатор — химическое вещество, ускоряющее реакцию, но не расходующееся в процессе реакции.
3. Какие белки вам известны? Каковы их функции?
Гемоглобин выполняет транспортную функцию, кератин, коллаген, эластин — строительную, структурную функции.

ПОДУМАЙТЕ
Почему в запасных тканях семян растений (эндосперме, семядолях), даже очень богатых углеводами или жирами, обязательно присутствуют белки?
Семена у растений обеспечивают их размножение и распространение. В семени содержится необходимый для прорастания зародыша запас питательных веществ. Белки при необходимости используются ими для получения аминокислот и энергии. При прорастании семян они гидролизуются до аминокислот, из которых вновь синтезируются белки проростка.

Моя лаборатория
Тренируемся
1. Какие функции белков вам известны?
Белки выполняют самые разнообразные функции в клетках: определяют их структуру и форму, ускоряют или замедляют протекание химических реакций, обеспечивают передачу химических сигналов, осуществляют разные виды клеточного движения, а также перенос веществ через мембраны и др.
2. Чем объясняется многообразие функций белков?
Многообразие функций белков объясняется многообразием их строения.
3. Что представляют собой белки-ферменты? Приведите примеры таких белков.
Белки-ферменты являются катализаторами биохимических реакций, в ходе которых идёт расщепление и окисление питательных веществ, поступивших в организм. Увеличивая скорости этих реакций в миллионы раз, они обеспечивают нормальное протекание обменных процессов.
Например, пепсин, каталаза, трипсин.
4. Как реализуется белками защитная функция?
При попадании в организм животных или человека вирусов, бактерий или любых чужеродных белков в организме происходит синтез защитных белков — антител. Связывание их с белками вирусов или бактерий подавляет функциональную активность последних и останавливает развитие инфекции. Антитела обладают уникальным свойством: они способны отличать чужеродные белки от собственных белков организма.
5. Что вам известно о гормонах? Есть ли среди них вещества белковой природы? Приведите примеры.
Гормоны — это органические биологически активные вещества, которые вырабатываются собственными железами внутренней секреции организма. Поступая в кровь, связываясь с рецепторами определенных клеток, они регулируют физиологические процессы, обмен веществ. Среди них есть и вещества белковой природы. Например, инсулин, гормоны гипофиза – гормон роста, адренокортикотропный гормон, вазопрессин.

Совершенствуемся
1. Используя доступные информационные источники, подготовьте сообщение о конкретных видах белков, встречающихся в организмах, и выполняемых ими функциях.
Коллаген присутствует в дерме, сухожилиях, коже, хрящах и других соединительных тканях. Он очень важен для заживления ран и придания коже эластичности, формирует кровеносные сосуды и ткани в сердце.
Хотя это вещество и производится в нашем теле, важно его дополнять. По мере того, как его выработка с годами замедляется, мы начинаем замечать увядание кожи, тонкие линии и морщинки. Также наблюдается ослабление суставов.
После 30 лет производство коллагена начинает значительно снижаться. К 45 годам выработка данного вещества уменьшается на 25%, а к 60 годам — более чем на 50%.
Основные источники — это продукты с высоким содержанием белка. В основном это говядина, курица и рыба.
Пепсин — это пищеварительный фермент в желудке, который расщепляет белки на более мелкие единицы, называемые полипептидами (или сокращенно пептидами). Этот фермент помогает переваривать белки, например, в мясе, яйцах, молочных продуктах, орехах и семенах, разрушая связи, которые связывают аминокислоты (строительные блоки белков), а также уничтожает вредные микробы.
Продукты питания не содержат пепсин, но они могут повлиять на выработку желудочной кислоты и пищеварительных ферментов. Этот фермент создается, когда желудочная кислота превращает белок пепсиноген в пепсин. Пепсиноген неактивен, но под действием соляной кислоты он превращается в активный фермент пепсин. Объем пепсина увеличивается, если мы едим большое количество белковой пищи.
Интерферон – это белок, который начинает вырабатываться организмом в ответ на вторжение вирусов. Он запускает химические реакции, блокирующие процесс воспроизведения вирусных ДНК и РНК. Кроме того, он влияет на соседние клетки и делает их невосприимчивыми к возбудителю инфекции. При этом интерферон обладает неспецифической активностью, то есть действует не на возбудителя какого-то конкретного заболевания, а на все вирусные частицы в целом.
Начальным этапом является проникновение вирусной частицы в клетку, сопровождающаяся внедрением в ДНК и продукцией новых вирионов (полноценных вирусных частиц, состоящих из нуклеиновой кислоты и капсида и находящихся вне живой клетки). Зараженная клетка сразу же выделяет интерферон, попадающий во внеклеточное пространство.
Синтезированные вещества контактируют с другими клетками, предотвращая их последующее использование для сборки вирусных белков.
2. Почему белки называют молекулами жизни?
Потому что, белки — это природные органические соединения, которые обеспечивают все жизненные процессы любого организма. Из белков построены хрусталик глаза и паутина, панцирь черепахи и ядовитые вещества грибов. С помощью белков мы перевариваем пищу и боремся с болезнями. Белковых молекул в живой клетке во много раз больше, чем всех других (кроме воды). Белки считаются основным материалом для "строительства" клеток.
3. Используя дополнительные источники информации, найдите сведения о классах белков-ферментов. Результаты представьте в виде таблицы.
Класс Функции Примеры
Оксидоредуктазы Катализируют окислительно-восстановительные реакции. Каталаза
Трансферазы Катализируют реакции переноса различных групп от одного субстрата (донор) к другому (акцептор), участвуют в реакциях взаимопревращения различных веществ, обезвреживания природных и чужеродных соединений. Киназы
Гидролазы Осуществляют разрыв внутримолекулярных связей в субстрате путем присоединения элементов Н2О. Эстеразы, пепсин, трипсин, амилаза
Лиазы Катализируют реакции, в результате которых происходит разрыв связи C—C, C—O, С—N или др. Декарбоксилаза
Изомеразы Катализируют внутримолекулярные реакции перестройки органических соединений, в том числе взаимопревращения изомеров. Триозофосфат-изомераза
Лигазы Катализируют образование химических связей C—C, C—S, C—O и C—N между субстратами за счёт реакций конденсации, сопряжённых с гидролизом АТФ. Лигаза
Транслоказы Катализируют перенос ионов или молекул через мембраны или их разделение в мембранах. Трансаминаза
4. Найдите в приведённом тексте ошибки. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. Исправьте их.
1) Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки.
2) Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.
3) Белки входят в состав плазматической мембраны.
4) Все белки выполняют в клетке ферментативную функцию.
5) Молекулы белка несут наследственную информацию о признаках организма.
6) Молекулы белка входят в состав рибосом.
2) Это биополимеры, мономерами которых являются аминокислоты, соединенные между собой пептидной связью.
4) Белки выполняют в клетке различные функции.
5) Молекулы белка не несут наследственную информацию о признаках организма. Наследственная информация о признаках организма зашифрована в нуклеиновых кислотах.

Проводим исследование
Лабораторная работа №4 «Обнаружение белков с помощью качественной реакции»
1. Приготовьте раствор белка.
2. Ксантопротеиновая реакция. В пробирку налейте 2—3 мл раствора белка и добавьте несколько капель азотной кислоты. Соблюдайте технику безопасности при работе с химическими реагентами! Нагрейте содержимое пробирки, при этом образуется жёлтый осадок. Охладите смесь и добавьте раствор аммиака до перехода жёлтой окраски в оранжевую.
Ряд белков при добавлении к ним концентрированной азотной кислоты при нагревании дают желтое окрашивание, которое может переходить в оранжевое в щелочной среде.
3. Биуретовая реакция. В пробирку налейте 2—3 мл раствора белка и 2—3 мл раствора гидроксида натрия, затем 1—2 мл раствора медного купороса. Появляется фиолетовое окрашивание.
В щелочной среде в присутствии сернокислой меди белки дают фиолетовое окрашивание.
4. Запишите результаты эксперимента и сделайте вывод.
Вывод: Ксантопротеиновая и биуретовая реакции — качественные реакции на белки. С помощью этих реакций можно доказать наличие белков в биологических объектах.
Например, при попадании концентрированной азотной кислоты на кожу, ногти появляется желтое окрашивание, что подтверждает наличие в них белка.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением