Параграф 14 ГДЗ Пасечник 10 класс (Биология)

Решение #1

Изображение $14. Вирусы – неклеточная форма жизниВспомните:1. Какие организмы относят к паразитам?К паразитам относят организмы, живущие на поверхности или внутри другого...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 10 класс, Просвещение:
$14. Вирусы – неклеточная форма жизни
Вспомните:
1. Какие организмы относят к паразитам?
К паразитам относят организмы, живущие на поверхности или внутри другого организма (хозяина), извлекая из него питательные вещества. Например, клещи, паразитические черви, вирусы, болезнетворные бактерии.
2. Что представляют собой вирусы?
Вирусы представляют собой неклеточную форму жизни. Они способны проникать в живые клетки и размножаться только внутри их, используя для этой цели биосинтетические и энергетические системы клетки хозяина. Вирусы являются внутриклеточными паразитами.
3. Какие вирусы вам известны?
Вирусы гриппа, оспы, полиомиелита, ВИЧ.

ПОДУМАЙТЕ
На основании чего вирусы относят к живым организмам?
Вирусы относят к живым организмам на основании того, что они могут размножаться и передавать наследственную информацию следующему поколению.

Моя лаборатория
Тренируемся
1. Почему вирусы можно считать внутриклеточными паразитами?
Вирусы можно считать внутриклеточными паразитами, потому что они способны проникать в живые клетки и размножаться только внутри их, используя для этой цели биосинтетические и энергетические системы клетки хозяина. Пока вирус не проник в клетку-хозяина, в нём не протекает никаких биохимических реакций, он не может размножаться и т.д.
2. Почему вирусы считают неклеточной формой жизни?
Любая клетка состоит из ядра и цитоплазмы, в которой происходят все биохимические процессы. Вирус же — это всего лишь часть ДНК или РНК и несколько оболочек (белковая и липопротеиновая).
3. Каковы особенности строения вирусов? Расскажите об этом на конкретных примерах.
Условно вирусы делят на простые и сложные. Простые состоят из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки (капсида). Они часто имеют правильную геометрическую форму — палочки, нити или шара.
Белки вирусов формируют оболочку, защищающую нуклеиновую кислоту. Они также отвечают за его антигенные свойства, а иногда могут выполнять функции ферментов.
Сложные вирусы окружены мембраной, содержащей липиды и сложные белки — гликопротеины, соединённые с углеводными компонентами. Однако эта мембрана не синтезируется ими самими, она является «позаимствованной» при выходе вируса частью мембраны той клетки, где была собрана данная вирусная частица.
Например, бактериофаг, живущий в клетках кишечной палочки. Его тело состоит из головы, хвоста и нескольких хвостовых нитей. Снаружи голова и хвост покрыты белками оболочки. Внутри головы располагается молекула ДНК, а внутри хвоста проходит канал.
Вирус гриппа представляет собой РНК-содержащий вирус, капсид которого снаружи покрыт остатками клеточных мембран, содержащих белки-гликопротеины.
Вирус табачной мозаики имеет вид отдельных частиц, каждая из которых представляет собой цилиндр, состоящий из молекул белка. В полости цилиндра располагается молекула РНК, свёрнутая в спираль.
4. Каковы основные пути заражения вирусами? Приведите примеры.
Заражение вирусами происходит воздушно-капельным путём, половым путём, с пищей и водой, при укусе кровососущих насекомых, при переливании заражённой крови, при пользовании грязными медицинскими инструментами.
Например, воздушно-капельным путём передаются вирусы гриппа, ветряной оспы, аденовирусная инфекция.
Через кровь (во время операции, при внутривенных инъекциях, удалении зуба, переливании крови, при укусах животных) передаются вирусы гепатита В, С, Е и Д, бешенство, клещевой энцефалит, СПИД.
Через пищу, грязные руки, воду передаётся вирус гепатита А или так называемая болезнь Боткина.
Половым путём передаются СПИД, гепатиты В, С, Д, Е, герпес, папилломатоз человека.
5. Каковы основные меры профилактики вирусных заболеваний?
Для профилактики вирусных заболеваний применяют:
1) стимулирование иммунной системы. Для этого применяют закаливание, проводят общее укрепление организма или принимают некоторые препараты (например, белок интерферон, который помогает клеткам справляться с вирусами);
2) вакцинацию. Человеку вводят вирусные белки, фрагменты этих белков или вирусные частицы с разрушенной нуклеиновой кислотой. Введение такого препарата (его называют вакциной) вызывает образование в организме человека специфических белков-антител, которые распознают белки-антигены данного вируса и запоминают их;
3) введение сыворотки. Если по каким-то причинам невозможно провести вакцинацию, а вирус проник в организм, человеку вводят уже готовые антитела, выделенные из сыворотки крови животных (такой препарат называют иммунной сывороткой). Так поступают, например, после укуса человека бешеным животным для нейтрализации вируса бешенства.

Совершенствуемся
1. Какие особенности отличают вирусы от других живых организмов? Представьте ответ на вопрос в форме таблицы.
Особенности Живые организмы Вирусы
Наличие нуклеиновых кислот ДНК и РНК Либо ДНК, либо РНК
Строение Сложное Простое: ДНК или РНК, заключённая в белковую оболочку (капсид)
Способность к росту Растут Не растут
Наличие обмена веществ Есть Нет
Потребление пищи Потребляют Не потребляют
Выработка энергии Вырабатывают Не вырабатывают
Клеточное строение Да Нет
Размножение Половым путём и бесполое размножение (деление, спорообразование, почкование, вегетативное размножение, фрагментация). После проникновения вируса в клетку происходит освобождение его нуклеиновой кислоты от белков оболочки, затем идёт синтез нуклеиновой кислоты вируса и кодируемых ею белков с использованием синтетического аппарата и энергии клетки-хозяина. После этого происходит сборка новых вирусных частиц.
3. Какие распространённые заболевания, вызываемые вирусами, вы знаете? Предложите правила профилактики вирусных заболеваний.
Заболевание Меры профилактики
Грипп и простуда Исключение контакта с больными, гигиена, сбалансированное питание, закаливание, приём витамина С, противовирусных препаратов
Полиомиелит Вакцинация
Ангина Исключение контакта с больными, личная гигиена, закаливание
СПИД Безопасные половые связи, дезинфекция инструментов маникюра, татуажа, медицинских инструментов
4. Выполните задание в тетради.
1) Вирусы размножаются:
а) самостоятельно вне клетки хозяина;
б) только в клетке хозяина;
в) только в воде;
г) в присутствии солнечного света.
2) Капсид — это:
а) цитоплазма вируса;
б) ДНК вируса;
в) оболочка вируса;
г) ферменты вируса.
3) Вирусы относят к доклеточным организмам, потому что они:
а) не содержат ядра;
б) не способны к самостоятельному обмену веществ;
в) являются паразитами;
г) не способны размножаться.
Ответ: 1 – Б, 2 – В, 3 – Б.

Обсуждаем
Используя доступные информационные источники, изучите и обсудите с учителем и одноклассниками проблему происхождения вирусов.
Происхождение вирусов в процессе эволюции пока неясно.
Зависимость вирусов от других организмов, в клетках которых они могут расти и размножаться, дает основание считать, что они не могли появиться раньше клеточных организмов. Предполагается, что вирусы представляют собой сильно дегенерировавшие клетки или их фрагменты, которые в процессе приспособления к паразитизму вторично утратили клеточное строение.
Некоторые ученые полагают, что вирусы и бактериофаги — обособившиеся генетические элементы клеток, которые эволюционировали вместе с клеточными формами жизни.
Также можно предположить, что вирусы появились (и появляются и поныне) как результат воздействий (прежде всего неблагоприятных) на биологическую клетку. И в том числе как отклик на неблагоприятное воздействие от других клеток, клеток другого вида. «Предполагается, что вирусы, не являясь самостоятельными живыми существами, представляют собой информационное средство в системе всебиологической борьбы за существование».

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.