Параграф 6 ГДЗ Пасечник 10 класс (Биология)

Решение #1

Изображение $6. Неорганические вещества: вода, солиВспомните:1. Какие вещества называют неорганическими?Неорганическими называются вещества, которые не содержат углерод.2....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 10 класс, Просвещение:
$6. Неорганические вещества: вода, соли
Вспомните:
1. Какие вещества называют неорганическими?
Неорганическими называются вещества, которые не содержат углерод.
2. Какие известные вам организмы содержат много воды?
Много воды содержат человеческий организм, медузы, водоросли.
3. Какие неорганические вещества мы употребляем в пищу? Почему?
Мы употребляем в пищу воду и минеральные вещества (кальций, магний, йод, фосфор, медь и др.). Потому что они способствуют проникновению веществ в клетки организма, участвуют в формировании и построении тканей, поддерживают осмотическое давление крови, способствуют свертыванию крови и др.

ПОДУМАЙТЕ
Уникальные свойства воды определяются в том числе существованием между её молекулами водородных связей. Возможно ли существование таких связей между молекулами других веществ?
Водородная связь существует не только между молекулами воды. Она образуется, если соблюдаются два условия:
1) в молекуле есть полярная связь водород – сильно электроотрицательный элемент,
2) в молекуле есть атом сильно электроотрицательного элемента с большим отрицательным частичным зарядом и неподеленной парой электронов.
В качестве сильно электроотрицательного элемента может быть фтор, кислород и азот. Существенно слабее водородные связи, если таким элементом является хлор или сера.

Моя лаборатория
Тренируемся
1. Какие неорганические вещества содержатся в живых организмах?
В живых организмах содержатся вода и соли, которые представлены главным образом катионами калия, натрия, магния, кальция и других металлов, а также анионами соляной, угольной и фосфорных кислот.
2. Что определяет уникальные физические и химические свойства воды, столь важные для существования живой материи?
Уникальные физические и химические свойства воды определяются особенностями структуры её молекулы, которые возникают в результате специфического расположения электронов в атомах кислорода и водорода.
3. Какие химические связи называют водородными?
Водородная связь — это химическая связь между атомами водорода и атомами сильно электроотрицательных элементов (фтор, кислород, азот), т.е. химическая связь между частично положительно заряженным атомом водорода одной молекулы и большим частично отрицательно заряженным атомом молекулы сильно электроотрицательного элемента.
4. Какие физико-химические свойства воды наиболее важны для обеспечения жизнедеятельности клеток и многоклеточных организмов в разных условиях?
Для обеспечения жизнедеятельности клеток и многоклеточных организмов в разных условиях важны следующие физико-химические свойства воды:
1) высокая теплоёмкость (способность поглощать тепло при незначительном изменении собственной температуры) воды предохраняет клетку от резких температурных колебаний,
2) высокая теплопроводность обеспечивает возможность равномерного распределения теплоты между отдельными частями организма,
3) высокая теплота испарения используется живыми организмами для предохранения от перегрева,
4) молекулы воды являются диполями, что определяет её уникальность как растворителя: если в молекулах веществ содержатся заряженные группы атомов, они вступают в электростатические взаимодействия с молекулами воды и растворяются в ней.
5. В каких растворителях могут растворяться гидрофобные вещества, а в каких — гидрофильные? Какие растворители вам известны?
Гидрофильные вещества легко растворяются в воде, их молекулы электрополярны и легко соединяются с молекулами воды.
Гидрофобные вещества почти не содержат заряженных атомов, и поэтому они не растворяются в воде, но могут легко разрушаться в бензине или в бензоле.

Совершенствуемся
1. Используя интернет-ресурсы и другие источники информации, найдите сведения о значении для клетки и организма следующих элементов: В, Р, S, Са, Mn, Fe, Со, Zn, Сu. Ответ представьте в виде таблицы.
Химический элемент Значение для клетки и организма
Бор (B) Участвует в обмене жиров, углеводов, ряда гормонов и витаминов. Регулируя гормон околощитовидных желез, он косвенно воздействует на обмен магния, кальция, фосфора и витамина D, а также вместе с перечисленными минеральными веществами вовлечен в метаболизм костных тканей. Способствует витамину D перейти в его более активную форму, этим повышая усвоение кальция и его уровень в костях.
Фосфор (P) Основная роль фосфора в организме – обеспечение нормального роста костной и зубной тканей, а также последующее поддержание их целостности. Фосфорная кислота участвует в процессах регенерации клеток, их воспроизведения, обмена жиров и формирования тканей мозга и нервных клеток нашего организма. Фосфор нормализует белковый и углеводный обмен, а также участвует в обменных процессах, происходящих внутри клеток и мышц.
Сера (S) Сера является важной составляющей обмена веществ, входит в состав различных ферментов, гормонов, витаминов и аминокислот, способствует нормальному функционированию нервной системы, укрепляет иммунитет, а также регулирует уровень сахара в крови человека.
Кальций (Ca) В организме человека кальций выступает важнейшим строительным материалом для костей, волос, зубов. Достаточное количество кальция в организме обеспечивает нормальную работу сердечно – сосудистой системы, нервной системы, правильный обмен веществ, нормальную свертываемость крови.
Марганец (Mn) Обладает регенерирующим действием: благодаря элементу происходит скорое заживление ран, а повреждённые ткани быстро восстанавливаются, значительно улучшается мозговая активность, память, концентрация внимания. Регулирует метаболизм глюкозы и холестерина в крови. Защищает кости и улучшает их ткани. Без марганца невозможен нормальный витаминный и инсулиновый обмен. Он способен обеспечить профилактику заболеваний эндокринной системы, в частности, нарушений функций щитовидной железы и сахарного диабета.
Железо (Fe) Входит в состав семидесяти ферментов, оберегающих клетки организма. Железо в организме человека отвечает за «производство» гемоглобина крови, что нормализует питание тканей, систем и органов. Участвует в поддержании иммунной системы, повышении физической активности; укреплении костных тканей, нормализации кровообращения, поддержании работы щитовидной железы, поддержании и восстановлении ЦНС.
Кобальт (Co) Принимает участие в процессе кроветворения, а именно в выработке эритроцитов и гемоглобина, способствует лучшему усвоению железа. Кобальт в составе витамина В12 (кобаламин) участвует в строительстве белковых и жировых структур защитного миелинового слоя нервной клетки, предотвращая неврологические симптомы: раздражительность, утомление, обострение нервных заболеваний, регулирует работу эндокринной системы. Кобаламин во взаимодействии с другими веществами запускает основной жизненный процесс - синтез дезоксирибонуклеиновой и рибонуклеиновой кислот (ДНК и РНК). Кобальт так же способствует снижению уровня холестерина в крови.
Цинк (Zn) Участвует в формировании Т-лимфоцитов и клеток-киллеров. Таким образом, биологическая роль цинка в организме человека заключается в его ярко выраженном противовирусном эффекте, обеспечивающем способность клеток противостоять патогенным агентам. Так же цинк регулирует работу сальных желез, стимулирует выработку гормонов и регенерацию клеток, обеспечивает крепость костей и зубов, участвует в расщеплении жиров, белков и углеводов, улучшает мозговую деятельность и укрепляет нервную систему.
Медь (Cu) Жизненно важной функцией меди, как фактора, является нейтрализация свободных радикалов, которые в противном случае, окисляли бы и уничтожали здоровые клетки. Медь играет центральную роль в превращении железа в нужную для организма трехвалентную форму и помогает переносить его по всему организму. Медь необходима для нормального развития мозга и нервной системы, поддержания мышечного тонуса, эластичности кровеносных сосудов и кожи, поддержания костной системы, иммунной системы.
2. Прочитайте статью «Сахар против льда» и на основе полученной информации предложите свой способ борьбы со льдом.
Для растопления льда так же подойдет древесная зола, так как в ней содержится щелочь, способствующая быстрому таянию снега.
Для борьбы со льдом можно использовать и гранитную крошку, она обладает повышенной морозостойкостью и прочностью. Воздействие щебня гранита заключается в его абразивности (способности истирать соприкасающиеся с ним поверхности) и способности сохранять коэффициент трения и износоустойчивость в широком диапазоне температур.

Обсуждаем
Используя доступные информационные источники, уточните, какие условия проведения эксперимента в естественных науках (давление, температура и др.) считаются нормальными. Обсудите с учителем и одноклассниками, почему при нормальных условиях вода (Н20) — это жидкость, а сероводород (H2S) — газ.
Нормальные условия — стандартные физические условия, с которыми обычно соотносят свойства веществ: Атмосферное давление 101325 Па = 760 мм рт. ст., температура воздуха 273,15 K = 0° C.
Кислород более электроотрицательный элемент, чем сера. Между молекулами воды возникают более прочные водородные связи, чем между молекулами сероводорода, разрыв этих связей, необходимый для перехода воды в газообразное состояние, требует значительной затраты энергии, что и приводит к аномальному повышению температуры кипения воды. Поэтому при нормальных условиях вода (Н20) — это жидкость, а сероводород (H2S) — газ.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.