Параграф 4 ГДЗ Пасечник 10 класс (Биология)

Решение #1

Изображение $4. Биологические системы и их свойстваВспомните:1. Что означают понятия «вещество» и «физическое тело»?Физическое тело – это материальный объект, имеющий массу,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 10 класс, Просвещение:
$4. Биологические системы и их свойства
Вспомните:
1. Что означают понятия «вещество» и «физическое тело»?
Физическое тело – это материальный объект, имеющий массу, форму, объем.
Вещество – это качественное проявление материи; то, из чего состоит физическое тело.
2. Что такое система? Чем открытые системы отличаются от закрытых?
Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, объединённых для реализации общей цели, обособленная от окружающей среды, взаимодействующая с ней как единое целое и проявляющая при этом основные системные свойства.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система предполагает обмен веществом, энергией, информацией с внешним миром в любой точке.
3. О чём говорят законы сохранения массы вещества и превращения энергии, открытые в результате естественно-научных исследований?
Согласно закону сохранения массы вещества масса физической системы сохраняется при всех химических превращениях.
По закону превращения энергии во всех процессах, происходящих в природе, энергия не исчезает и не создается, а переходит от одного тела к другому и превращается из одного вида в другой.

ПОДУМАЙТЕ
Почему владение фундаментальными положениями (понятиями) биологической науки, как правило, позволяет оценить достоверность биологической информации, получаемой из различных информационных источников?
Владение фундаментальными положениями (понятиями) биологической науки позволяет в любых источниках информации заметить искажённые или ложные данные, факты, ошибочное употребление единиц информации (цифры, буквы, символа). Владение понятиями позволит также выявить недостоверность информации.

Моя лаборатория
Тренируемся
1. Какие уровни организации живого выделяют в биологии?
Учёные выделяют следующие уровни организации биологических систем: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный и биосферный. Однако часто выделяют и другие уровни организации, такие, как уровень сообщества (консорции), органов и тканей, клеточных органоидов и т.п., — это переходные уровни между пятью основными.
2. Что является материальной основой существования биологических систем?
Основу биологических систем составляют энергия и материя.
3. Что такое генетическая информация и какое значение она имеет для биологической системы любого уровня организации? Приведите примеры.
Генетический материал, представленный прежде всего дезоксирибонуклеиновой кислотой (ДНК), обусловливает способность хранить и воспроизводить наследственную информацию, а также передавать её из поколения в поколение. Именно генетическая информация обусловливает особенности строения биологической системы, а точнее, её элементарного структурного и функционального компонента, т.е. клетки. Например, наследование болезней, цвета глаз и др.
4. Что позволяет компонентам биологической системы взаимодействовать как единое целое? Какие механизмы лежат в основе этих процессов?
Компонентам биологической системы взаимодействовать как единое целое позволяют процессы саморегуляции. В основе этих процессов лежит механизм обратной связи. Благодаря этому механизму конечный продукт осуществляемого процесса жизнедеятельности системы непосредственно регулирует его протекание. Например, увеличение концентрации углекислого газа в крови человека приводит к учащению дыхания, что способствует обогащению крови кислородом и последующему снижению в ней концентрации углекислого газа.
5. Какая фундаментальная идея лежит в основе научного объяснения единства и многообразия жизни?
Научное объяснение единства и многообразия жизни предоставляет нам теория эволюции. Основная идея этой теории заключается в том, что все организмы, жившие и живущие в настоящее время на Земле, являются модифицированными потомками их общих предков.

Совершенствуемся
1. Используя рисунок 12, связным текстом опишите последовательность, изображающую восходящую иерархию биологических систем, начиная с молекулярного уровня. Например: «Молекула состоит из атомов, соединённых друг с другом».
Молекула состоит из атомов, соединённых друг с другом. Молекулы образуют клетки, из которых строятся ткани. Ткани, в свою очередь, образуют органы. На организменном уровне живая материя представлена организмами, образованными системами органов. Организмы, взаимодействуя между собой, образуют более сложные надорганизменные уровни. Группы особей одного вида объединяются в популяции. На уровне сообщества образуются биоценозы – совокупности популяций разных видов, обитающих на определенной территории. Совокупность же биоценоза и абиотических факторов среды обитания (климат, почва) формирует биогеоценоз на экосистемном уровне. Наивысшим уровнем организации живой материи на Земле является биосфера – оболочка Земли, преобразованная биогеоценозами и деятельностью человека.
2. Какое значение имеет изучение свойств биологических систем на различных уровнях организации?
Изучение различных уровней организации биологических систем даёт возможность представить, как могли возникнуть первые живые организмы и как происходил на Земле процесс эволюции от относительно просто устроенных систем к более сложным и высокоорганизованным.

Проводим исследование
Лабораторная работа №1 «Механизмы саморегуляции»
1. Измерьте собственный пульс, находясь в состоянии покоя. Запишите результат в тетрадь.
70 уд/мин
2. Сделайте десять интенсивных и глубоких приседаний. Повторно измерьте пульс. Запишите полученные данные в тетрадь.
89 уд/мин
3. Сравните полученные результаты и сделайте вывод.
При физической нагрузке пульс увеличивается. В связи с увеличением нагрузки мышцы выделяют больше углекислого газа, который в свою очередь влечет за собой усиление снабжения мышц кислородом и расширение кровеносных сосудов мышц, от чего учащается дыхание и сокращения сердца. Это позволяет повысить концентрацию кислорода в крови и уменьшить ее кислотность.
Вывод: Увеличение пульса является следствием процесса саморегуляции организма.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.