Параграф 3 ГДЗ Пасечник 10 класс (Биология)

Решение #1

Изображение $3. Методы научного познания в биологииВспомните:1. Что такое научный метод? Какие научные методы познания вам известны?Научный метод — это совокупность приёмов и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пасечник, Каменский, Рубцов 10 класс, Просвещение:
$3. Методы научного познания в биологии
Вспомните:
1. Что такое научный метод? Какие научные методы познания вам известны?
Научный метод — это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Основными методами исследования, используемыми в биологических науках, являются описательный, сравнительный, исторический и экспериментальный.
2. Охарактеризуйте основные этапы научного исследования.
Научное исследование, как правило, состоит из двух этапов:
1) эмпирического. Сначала на основании собранных фактов учёным формулируется проблема исследования. Для её решения выдвигаются гипотезы, каждая из которых проверяется экспериментально, путём применения соответствующих методов исследования, в процессе чего могут быть получены новые научные факты. Если эти факты противоречат выдвинутой гипотезе, то она отвергается;
2) теоретического. Если гипотеза согласуется с полученными фактами и позволяет делать верные прогнозы, то она может стать теорией. Некоторые теории устанавливают связи между различными явлениями. Это правила и законы.
3. Какими научными методами вы чаще всего пользуетесь в своей учебной и учебно-исследовательской работе?
Чаще всего в своей учебной и учебно-исследовательской работе мы используем сравнительный и экспериментальный методы.

ПОДУМАЙТЕ
В чём заключается отличие современных биологических исследований от классических исследований, описанных в трудах биологов, живших в прошлых веках (до XX столетия)?
В современных биологических исследованиях используются новые приборы (электронный микроскоп, томограф и др.) и новые методы исследования. Например, в настоящее время самым продвинутым методом стало моделирование, которое позволяет исследовать объект, не находясь рядом с ним. Такую возможность предоставляет использование камер, интернета, спутниковой связи и других устройств. Поэтому с уверенностью можно говорить о том, что современные биологические исследования, в отличие от классических исследований, описанных в трудах биологов, живших в прошлых веках (до XX столетия), обладают точностью, качеством, скоростью обработки данных и т.д.

Моя лаборатория
Тренируемся
1. Приведите примеры общих и специальных методов, применяющихся в биологии.
К общим методам относятся, например, наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование, анализ и синтез и др.
К специальным методам относятся, например, лабораторные цитологические исследования, биохимические исследования, общий анализ крови, иммунологический метод и др.
2. Охарактеризуйте основные этапы научного исследования.
Научное исследование включает в себя следующие этапы:
1) наблюдение над объектом или явлением, обобщение полученных данных;
2) постановка гипотезы;
3) разработка и проведение экспериментов для проверки гипотез. Научный эксперимент должен непременно сопровождаться контрольным опытом, условия которого отличаются от условий эксперимента одним (и только одним) фактором. После чего проводится анализ результатов эксперимента;
4) та гипотеза, которая была проверена и оказалась лучшим объяснением наблюдаемых фактов, а также способна служить основой для верных предсказаний, может быть названа теорией или законом.
3. Какое значение имеет сбор фактического материала для проведения исследования?
Сбор фактического материала является важнейшим этапом исследовательской работы. Перед тем как приступить непосредственно к выдвижению и проверке различных гипотез исследователь должен в достаточном количестве собрать исходную, первичную информацию об исследуемом объекте. Это позволяет оценить факты и их взаимосвязи, формировать предложения по практическому их применению, сформулировать итоговые выводы и практические рекомендации по изучаемой проблеме.
Таким образом, полнота собранных научных данных является необходимым требованием для правильной их интерпретации. Упустив из виду какие-либо важные факты, можно прийти к ошибочным выводам.
4. Можно ли провести научное исследование без формулирования гипотезы?
Без формулирования гипотезы невозможно провести научное исследование, т.к. она определяет этапы выполнения исследовательской работы, является отправной точкой. После изучения фактического материала выдвигается гипотеза, которая в процессе исследования может быть либо подтверждена, либо опровергнута.
5. Всегда ли по результатам исследования возможно провести теоретическое обобщение?
Результатом исследования становится формирование теории или закона. Но это возможно только в том случае, если гипотеза была подтверждена.
6. Какая теория может претендовать на возведение в ранг закона?
Законом учёные называют универсальную, неоспоримую теорию, обладающую большой достоверностью.

Совершенствуемся
Используя материал статьи «Классическая модель научного метода», составьте схему, раскрывающую этапы проведения научного исследования и их взаимосвязь. Для выполнения данной работы вы можете использовать графические редакторы, установленные на вашем компьютере.

Обсуждаем
2. Прочитайте статью «Тайна светящегося червя» на с. 32—33. Разберите её с точки зрения методов, которые использовали исследователи. Ответ обоснуйте.
В данной исследовательской работе были использованы следующие методы:
1) Наблюдение («…биофизики заметили любопытное свечение, которое возникало на их следах во время прогулок», «выяснили, что это свечение генерирует микроскопический почвенный червь фридериция…»);
2) Дедукция («…с помощью кислорода в присутствии фермента люциферазы способно испускать квант света. Такие пигменты часто встречаются у разных светящихся животных (например, у жуков-светлячков)…»);
3) Измерение («Сотрудники этого института сначала изучили люциферин при помощи ЯМР- спектрографа — прибора, измеряющего магнитные колебания, испускаемые ядрами атомов вещества. Таким образом они установили, из каких именно атомов состоит вещество и как они располагаются в молекуле.»);
4) Моделирование («…при помощи компьютера были построены вероятные модели люциферина…»);
5) Эксперимент («…окислили каждое получившееся вещество в присутствии люциферазы фридериции.»);
6) Анализ («В результате только один из белков при окислении испустил квант света. Это и был тот самый люциферин, чью структуру пытались выяснить исследователи.»).

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.