Упр.60 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
60. Внимательно прочитайте текст. Выпишите из него только те предложения, в составе которых есть «чужая» речь: стихотворные цитаты, фрагменты высказываний, слова, употреблённые не в буквальном смысле. Вставьте, где это нужно, пропущенные знаки препинания. Обратите особое внимание на пунктуационное оформление цитат.
Восход и заход солнца, сияние луны, гроза, дождь многократно воспеты в литературе. Часто (хотя и не всегда охотно) на эти темы писали сочинения и учащиеся разных учебных заведений, поощряемые своими наставниками. Вырабатывались каноны описаний, критерии оценок. Какими они были в начале XIX века? Заглянем сначала в классы.
В Царскосельском лицее однажды учитель задал ученикам написать стихотворение, описывающее восход солнца. Ученик Мясоедов отличавшийся исключительной глупостью написал один стих Блеснул на западе румяный царь природы...
Дальше ничего не смог придумать. Попросил Пушкина помочь. Тот моментально докончил
И изумлённые народы Не знают что начать Ложиться спать или вставать.
Конечно, обычно в сочинениях солнце всходило на востоке, а заходило на западе. Со сторонами света всё было в порядке. Хуже обстояло дело с мифологией. И.И. Панаев учившийся во второй половине двадцатых годов в Благородном пансионе при Петербургском университете приводит в своих воспоминаниях сочинение своего одноклассника Татищева:
Солнце склонилось к западу. Был прекрасный и тихий вечер. Филомела пела а соловей свистал...
Татищев — увы! — запамятовал, что Филомела и есть соловей, точнее, превращённая в соловья дочь афинского царя. И ехидные товари щи с этой филомелой потом не давали ему прохода. Тревожить тени Гомера, Феокрита и других античных авторов считалось хорошим тоном. Реальную помощь сочинителям предлагали разные руководства, восходящие к поэтикам и риторикам классицизма. В них рекомендовался стиль иносказательный, изобилующий метафорами и аллегориями. Так А.П. Сумароков в Эпистоле о стихотворстве напоминает жаждущим попасть на Парнас:
Где гром и молния там ярость возвещает Разгневанный Зевес и землю устрашает.
Когда встаёт в морях волнение и рев Не ветер то шумит Нептун являет гнев.
Полезнейшие советы давала Риторика М.В. Ломоносова. Здесь в главе Об изобретении идей перечислены предметы которые следует назвать раскрывая ту или иную тему. Например утро влечёт за собой зарю скрывающую звёзды восходящее солнце пение птиц и протчая а заря в свою очередь предполагает багряный цвет сходство с некоторою круглою дверью и протчая. Для яснейшего понятия прилагалась таблица тем и связанных с ней идей первых и вторичных. Теория у Ломоносова не расходилась с практикой. Его Ода на день восшествия на престол Ея Величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1748 года начиналась так:
Заря багряною рукою От утренних спокойных вод Выводит с солнцем за собою Твоей державы новый год.
Здесь небесное светило приветствует земное — Елисавету Петровну. А багряная рука зари прямо указывает на свою греческую прабабушку богиню Эос розовоперстую или с перстами пурпурными по-русски багряный и пурпурный означают один цвет. Как в Одиссее Гомера:
Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одиссеев...
(Песнь II. Перевод В.А. Жуковского)
С лёгкой руки Ломоносова его изображение зари надолго утвердилось в русской ПОЭЗИИ. .„гг
(Л. Чернец)
1. Ученик Мясоедов, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (ученик Мясоедов)) отличавшийся исключительной глупостью, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (ученик Мясоедов)) написал один стих:
Блеснул на западе румяный царь природы...
2.
Тот моментально докончил: (двоеточие после слов автора перед прямой речью)
И изумлённые народы
Не знают, (запятая разделяет части сложного предложения) что начать: (двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значение пояснения)
Ложиться спать или вставать.
3. И.И. Панаев, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (И.И. Панаев)) учившийся во второй половине двадцатых годов в Благородном пансионе при Петербургском университете, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (И.И. Панаев)) приводит в своих воспоминаниях сочинение своего одноклассника Татищева: «Солнце склонилось к западу. Был прекрасный и тихий вечер. Филомела пела, а соловей свистал...» (цитата заключается в кавычки)
4. Так А.П. Сумароков в «Эпистоле о стихотворстве» (название художественного произведения заключается в кавычки) напоминает попасть на Парнас:
Где гром и молния, там ярость возвещает
Разгневанный Зевес и землю устрашает.
Когда встаёт в морях волнение и рёв, (запятая разделяет части сложного предложения)
Не ветер то шумит, (запятая разделяет части сложного предложения) Нептун являет гнев.
5. Полезнейшие советы давала «Риторика» (название литературного произведения заключается в кавычки) М.В. Ломоносова. Здесь, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) в главе «Об изобретении идей» (название литературного произведения заключается в кавычки) перечислены предметы, (запятая разделяет части сложного предложения) которые следует назвать, (запятой выделяется деепричастный оборот) раскрывая ту или иную тему. Например, (запятой выделяется вводное слово) «утро влечёт за собой зарю, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (зарю)) скрывающую звёзды, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) восходящее солнце, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) пение птиц и протчая, (запятая разделяет части сложного предложения) а заря, в свою очередь, предполагает багряный цвет, сходство с некоторою круглою дверью и протчая».
6. Его «Ода на день восшествия на престол Ея Величества Государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1748 года» начиналась так:
Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою
Твоей державы новый год.
7. Как в «Одиссее» Гомера:
Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос;
Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одиссеев...
1. К какому стилю речи относится этот текст? Подтвердите ваше мнение анализом языковых средств: лексических, морфологических, синтаксических.
Стиль текста – публицистический.
Лексические языковые средства, характерные для публицистического стиля:
- лексические клише («Как в Одиссее Гомера»)
- общественно-политическая лексика и фразеология (
- эмоционально-оценочная лексика («и ехидные товарищи с этой филомелой потом не давали ему прохода»)
- использование книжной и разговорной лексики («Попросил Пушкина помочь. Тот моментально докончил»)
Морфологические языковые средства, характерные для публицистического стиля:
- использование глаголов в прошедшем времени (задал, докончил, пела)
- использование безличных глаголов
- использование цитат
Синтаксические языковые средства, характерные для публицистического стиля:
- антитеза (старые проблемы – новые решения)
- синтаксический параллелизм
- непрямой порядок слов
- простые распространённые осложнённые предложения
- риторические вопросы и восклицательные предложения
2. Выясните происхождение слова «багряный».
Багряный – слово пришло в русский язык из старославянского, где корень «багр» означал «пурпурный, червлёный, красный».
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением