Упр.59 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
59. Внимательно прочитайте текст.
Всё чаще из Москвы наезжали бояре — взглянуть своими глазами, какие такие игры играются на Яузе? Куда идёт столько денег и столько оружия из Оружейной палаты?.. Через мост они не переезжали, останавливались на том берегу речки: впереди — боярин, в дорогой шубе, толстый, как перина, сидел на коне, борода — веником, щёки налитые, за ним — дворяне, напялив на себя по три, по четыре кафтана подороже. Не шевелясь, стаивали по часу и более. На этой стороне речки тянутся воза с песком, с фашинами; солдаты тащат брёвна; на высокой треноге, на блоках поднимается тяжёлая колотушка, и — эх! — бьёт в сваи; летит земля с лопат, расхаживают иноземцы с планами, с циркулями, стучат топоры, визжат пилы, бегают десятники с саженями. И вот, — о господи, пресвятые угодники! — не на стульчике где-нибудь золочёном с пригорочка взирает на забаву, нет — царь, в вязаном колпаке, в одних немецких портках и грязной рубашке, рысью по доскам везёт тачку...
Снимает боярин шапку о сорока соболей, снимают шапки дворяне, низко кланяются с той стороны. И — глядят, разводя руками... Отцы и деды нерушимой стеной стояли вокруг царя, оберегали, чтоб пылинка али муха не села на его миропомазанное величие. Без малого как бога живого водили к народу в редкие дни, блюли византийское древнее великолепие... А это что? А этот что же вытворяет? С холопами, как холоп, как шпынь ненадобный, бегает по доскам, бесстыдник, — трубка во рту с мерзким зелием, еже есть табак... Основу шатает... Уж это не потеха, не баловство... Ишь, как за рекой холопы зубы-то скалят...
Иной боярин, наберясь смелости, затрясёт бородой и крикнет дрожащим голосом:
— Казни, государь, за правду, стар я молчать, — стыдно глядеть, срамно, небывало...
Как жердь длинный, вылезет Пётр на плетёный вал, прищурится:
— А, это ты... Слышь... Что Голицын пишет, — завоевал он Крым-
то али всё ещё нет?
(А.Н. Толстой)
1. Найдите в тексте несобственно-прямую речь. Объясните, с какой целью автор вводит её в повествование.
Найдём в тексте несобственно-прямую речь:
Всё чаще из Москвы наезжали бояре – взглянуть своими глазами, какие такие игры играются на Яузе? Куда идёт столько денег и столько оружия из Оружейной палаты?.. Через мост они не переезжали, останавливались на том берегу речки: впереди – боярин, в дорогой шубе, толстый, как перина, сидел на коне, борода – веником, щёки налитые, за ним – дворяне, напялив на себя по три, по четыре кафтана подороже. Не шевелясь, стаивали по часу и более. На этой стороне речки тянутся воза с песком, с фашинами; солдаты тащат брёвна; на высокой треноге, на блоках поднимается тяжёлая колотушка, и – эх! – бьёт в сваи; летит земля с лопат, расхаживают иноземцы с планами, с циркулями, стучат топоры, визжат пилы, бегают десятники с саженями. И вот, - о господи, пресвятые угодники! – не на стульчике где-нибудь золочёном с пригорочка взирает на забаву, нет – царь, в вязаном колпаке, в одних немецких портках и грязной рубашке, рысью по доскам везёт тачку...
Снимает боярин шапку о сорока соболей, снимают шапки дворяне, низко кланяются с той стороны. И – глядят, разводя руками... Отцы и деды нерушимой стеной стояли вокруг царя, оберегали, чтоб пылинка али муха не села на его миропомазанное величие. Без малого как бога живого водили к народу в редкие дни, блюли византийское древнее великолепие... А это что? А этот что же вытворяет? С холопами, как холоп, как шпынь ненадобный, бегает по доскам, бесстыдник, - трубка во рту с мерзким зелием, еже есть табак... Основу шатает... Уж это не потеха, не баловство... Ишь, как за рекой холопы зубы-то скалят...
Иной боярин, наберясь смелости, затрясёт бородой и крикнет дрожащим голосом:
- Казни, государь, за правду, стар я молчать, - стыдно глядеть, срамно, небывало...
Как жердь длинный, вылезет Пётр на плетёный вал, прищурится:
- А, это ты... Слышь... Что Голицын пишет, - завоевал он Крым-то али всё ещё нет?
Объясните, с какой целью автор вводит её в повествование.
Несобственно-прямая речь позволяет автору одновременно и показать, что думает персонаж, и дать ему речевую характеристику. Т.е. с помощью несобственно0прямой речи автор показывает читателям своё отношение к мыслям персонажей.
2. Выясните лексическое значение выделенных слов.
Фашина – связка прутьев, пучок хвороста, перевязанный скрученными прутьями (вицами) или проволокой.
Сажень – русская мера длины, применявшаяся до введения метрической системы мер, с 1835 года была приравнена к 7 английским футам или трём аршинам, то есть 2,1336 м.
3. Какие знаки препинания, с вашей точки зрения, можно в этом тексте считать авторскими? Аргументируйте свой ответ.
Всё чаще из Москвы наезжали бояре – взглянуть своими глазами, какие такие игры играются на Яузе? – с точки зрения правил постановки знаков препинания в данном предложении должно стоять двоеточие, так как вторая часть поясняет первую. Автор, используя тире, совмещает значения цели и противопоставление, что показывает противоположность взглядов и целей бояр и государя.
На этой стороне речки тянутся воза с песком, с фашинами; солдаты тащат брёвна; на высокой треноге, на блоках поднимается тяжёлая колотушка, и – эх! – бьёт в сваи; летит земля с лопат, расхаживают иноземцы с планами, с циркулями, стучат топоры, визжат пилы, бегают десятники с саженями. И вот, - о господи, пресвятые угодники! – не на стульчике где-нибудь золочёном с пригорочка взирает на забаву, нет – царь, в вязаном колпаке, в одних немецких портках и грязной рубашке, рысью по доскам везёт тачку... – в данных предложениях автор выделяет междометия тире, а не занятыми, чтобы обозначить, что эти междометия относятся к мыслям бояр, а не к авторским комментариям.
И – глядят, разводя руками... – тире указывает на неожиданное присоединение, резкий переход от одного действия к другому.
4. Сделайте комплексный анализ текста. Схему комплексного анализа текста см. в Приложении 2 на с. 452.
Комплексный анализ текста.
1. Тема текста – описание реакции бояр на необычное поведение царя Петра, который участвует в строительных работах на берегу реки Яузы. Бояре считают его поведение неприемлемым и нарушающим вековые традиции.
Определить тему помогают следующие средства:
а) начало текста. Начало текста играет ключевую роль в определении темы текста. В данном случае, начало текста сразу вводит читателя в контекст, описывая ситуацию, когда бояре приезжают из Москвы, чтобы увидеть, что происходит на Яузе. Это сразу создает интригу и интерес к Дальнейшему развитию событий. Описание поведения царя Петра, его участие в строительных работах и необычный внешний вид (в простой одежде, работает вместе с простыми рабочими) контрастирует с традиционным образом жизни и поведением царских особ, что вызывает удивление и даже возмущение бояр. Это позволяет читателю понять, что основная тема текста – реакция бояр на необычное поведение царя, которое нарушает традиционные представления о царском величии и образе жизни.
б) ключевые слова. Они акцентируют внимание на важных аспектах содержания. В данном случае, ключевые слова – это «бояре», «царь», «Пётр», «строительные работы», «оружие», «деньги», «Оружейная палата», «Яуза», «холопы», «тачка», «тренога», «колотушка», «сваи», «песок», «фашины», «солдаты», «топоры», «пилы», «десятники», «сажени», «портки», «рубашка», «трубка», «табак», «великолепие», «Крым». Эти слова создают картину, в которой бояре наблюдают за строительными работами на берегу Яузы, где царь Пётр, одетый в простую одежду, работает вместе с простыми рабочими. Это описание контрастирует с традиционным образом жизни и поведением царских особ, что вызывает удивление и даже возмущение бояр. Таким образом, ключевые слова помогают понять, что основная тема текста – реакция бояр на необычное поведение царя, которое нарушает традиционные представления о царском величии и образе жизни.
в) конец текста. В конце текста автор показывает, как боярин, набравшись смелости, обращается к царю с критикой его поведения. Он говорит, что это «не потеха, не баловство», и что такое поведение царя «стыдно глядеть». Это подчёркивает основную тему текста – реакцию бояр на необычное поведение царя, которое нарушает традиционные представления о царском величии и образе жизни. Также в конце текста автор показывает, что царь Пётр не обращает внимания на критику бояр и продолжает заниматься строительными работами. Это подчёркивает его решимость и независимость от традиционных представлений о царском поведении.
2. Проблематика текста заключается в конфликте между традиционными представлениями о царском величии и образе жизни и стремлением царя Петра І к переменам и реформам. Текст показывает, как царь Пётр нарушает традиционные представления о царском поведении, работая вместе с простыми рабочими и участвуя в строительных работах. Это вызывает удивление и даже возмущение бояр, которые привыкли к другому образу жизни и поведению царских особ.
Проблематика текста также связана с темой власти и её влияния на личность. Царь Пётр сталкивается с сопротивлением и непониманием со стороны бояр, которые привыкли к традиционному образу жизни и не готовы к переменам. Это подчёркивает сложность процесса реформ и необходимость решимости и настойчивости для их проведения.
3. Главная мысль текста заключается в том, что реформы и преобразования Петра 1, направленные на модернизацию России и её интеграцию в европейскую культуру, вызвали сопротивление и непонимание со стороны части общества, которая придерживалась традиционных ценностей и уклада жизни.
Текст показывает, как царь Пётр, стремясь к переменам и реформам, нарушал традиционные представления о царском величии и образе жизни. Это вызывало удивление и даже возмущение бояр, которые привыкли к другому образу жизни и поведению царских особ.
Главная мысль текста также подчёркивает сложность процесса реформ и необходимость решимости и настойчивости для их проведения.
4. В этом тексте сочетаются несколько типов речи: описание и повествование.
Описание используется для передачи деталей и характеристик событий и персонажей. В тексте подробно описываются действия царя Петра и бояр, а также их реакция на происходящее. Например: «Царь, в вязаном колпаке, в одних немецких портках и грязной рубашке, рысью по доскам везёт тачку».
Повествование используется для рассказа о последовательности событий. В тексте рассказывается о том, как бояре наблюдают за строительными работами на берегу Яузы, где царь Пётр работает вместе с простыми рабочими. Например: «Иной боярин, наберясь смелости, затрясёт бородой и крикнет дрожащим голосом: - Казни, государь, за правду, стар я молчать, - стыдно глядеть, срамно, небывало...»
Комбинация этих двух типов речи позволяет автору создать более полное и яркое описание событий и персонажей, а также передать динамику и развитие ситуации.
5.
а) В тексте используется последовательная (цепная, линейная) связь предложений. Второе предложение связано с первым, третье - со вторым и так далее. Мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным» и так далее.
б) В тексте используются сложноподчинённые предложения, однородные члены, обособленные члены и вводные конструкции. Это позволяет автору более точно и полно передать свои мысли и чувства, а также создать более яркую и выразительную картину событий.
Например, в тексте используются сложноподчинённые предложения для передачи причинно-следственных связей между событиями. Это позволяет автору более точно и полно передать свои мысли и чувства, а также создать более яркую и выразительную картину событий.
Также в тексте используются однородные члены предложения для перечисления действий, признаков или характеристик. Это позволяет автору более точно и полно передать свои мысли и чувства, а также создать более яркую и выразительную картину событий.
Кроме того, в тексте используются вводные слова и конструкции для выражения отношения автора к событиям или для привлечения внимания читателя. Это позволяет автору более точно и полно передать свои мысли и чувства, а также создать более яркую и выразительную картину событий.
Таким образом, синтаксические особенности текста позволяют автору более точно и полно передать свои мысли и чувства, а также создать более яркую и выразительную картину событий.
в) В этом тексте используются следующие средства связи частей текста:
- лексический повтор: «А это что...? – А этот что...?»;
- союзы (и, а)
- единство видовременных форм глаголов: «снимает, летит, взирает»;
- указательные местоимения: «на том берегу речки – на этом берегу речки».
6. Стиль текста – художественный.
а) Стилеобразующие черты художественного стиля в тексте:
- использование ярких и точных эпитетов для описания персонажей и их действий (в дорогой шубе, тяжёлая колотушка, византийское древнее великолепие, мерзким зелием)
- использование метафор и олицетворений для создания образов и передачи атмосферы (нерушимой стеной стояли; водят к народу в редкие дни)
- использование иронии и гротеска для выражения отношения автора к происходящему (толстый, как перина; как жердь длинный; как шпынь ненадобный)
- использование аллюзий и реминисценций для создания дополнительных смыслов и ассоциаций (ишь, как за рекой холопы зубы-то скалят)
- использование разговорной лексики и просторечий для создания эффекта присутствия и участия в событиях (шпынь, жердь)
- использование контрастов и противопоставлений для подчёркивания различий между персонажами и их действиями (в дорогой шубе – в грязной рубашке; толстый, как перина – как жердь длинный)
- использование деталей и мелочей для создания полноты и реалистичности картины.
б) Лексические стилистические средства:
Антонимы: «нерушимой стеной стояли вокруг царя, оберегали, чтоб пылинка али муха не села на его миропомазанное величие».
Архаизмы: «миропомазанное величие», «шпынь ненадобный».
Диалектизмы: «шпынь ненадобный».
Морфологические стилистические средства:
- глаголы в прошедшем времени (стояли, водили, блюди)
- глаголы в настоящем времени (стучат, глядят, вытворяет)
- использование прилагательных для описания персонажей, действий и окружающей обстановки (толстый, в дорогой, тяжёлая, мерзким)
Синтаксические стилистические средства:
- использование риторических вопросов
- использование восклицательных предложений
- использование многоточий
- использование прямой речи (диалог)
- использование рядов однородных членов
7. Текст написан от третьего лица.
8. Авторская речь в тексте используется для описания действий персонажей и окружающей обстановки. Авторская речь помогает читателю лучше понять происходящее.
Авторская оценка в тексте проявляется через описание действий и эмоции персонажей, а также через использование иронии и сатиры (например, она присутствует в отрывке, где бояре смотрят на царя, который «бегает по доскам, везёт тачку»).
Авторская оценка в тексте выражается через иронию и сатиру.
9. Чужая речь в тексте выражена в форме прямой речи. В данном тексте есть диалог.
10. В чужой речи участвуют несколько лиц, она представляет собой диалог.
11. Изобразительно-выразительные средства:
- эпитеты (в дорогой шубе, тяжёлая колотушка, мерзким зельем)
- метафоры (нерушимой стеной стояли, водят к народу в редкие дни)
- сравнения (толстый, как перина; как шпынь ненадобный; как жердь длинный)
- гипербола (толстый, как перина)
- стилистически окрашенная лексика (бесстыдник, шпынь, пресвятые угодники)
- риторические вопросы
- параллелизм
11.
Особенности индивидуального стиля автора в тексте:
- использование ярких и точных эпитетов для описания персонажей и их действий.
- использование метафор и олицетворений для создания образов и передачи атмосферы.
- использование иронии и гротеска для выражения отношения автора к происходящему.
- использование аллюзий и реминисценций для создания дополнительных смыслов и ассоциаций.
- использование разговорной лексики и просторечий для создания эффекта присутствия и участия в событиях.
- использование контрастов и противопоставлений для подчёркивания различий между персонажами и их действиями.
- использование деталей и мелочей для создания полноты и реалистичности картины.
В целом, индивидуальный стиль автора в этом тексте можно охарактеризовать как яркий, образный и выразительный, с использованием разнообразных языковых средств для создания ярких образов и передачи эмоций и отношения к происходящему.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением