Упр.55 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 55. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.1) Утре(н,нн)ее со...нце...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
55. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.
1) Утре(н,нн)ее со...нце сияло в руч...ях бегущих из водо...проводных труб сверкали капли на лист...ях овощей на охапках роз.
2) В к...рзинах пр...давле(н,нн)ые камнями шев...лились ч...рные крабы. 3) По влажным торц...вым мостовым к...тились двух...колёсные телеги запр...жё(н,нн)ые чудовищными першеронами в хомутах покрытых баран...ими шкурами. 4) Щ...лкали бичи. 5) Прон...сились автомобили. 6) Бензином ванилью овощами рыбой пудрой пахла узенькая и шумная улица. 7) Просто...волосые в фартуч...ках в домашних туфлях говорливые парижанки оз...боче(н,нн)о готовились к св...ще(н,нн)ому часу завтрака.
(А.Н. Толстой)
1. Утреннее (в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн) солнце (проверочное слово: солнечный) сияло в ручьях, (разделительный мягкий знак перед гласной я) (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (в ручьях)) бегущих из водопроводных (образовано от словосочетания с подчинительной связью, пишется слитно) труб, (запятая разделяет части сложного предложения) сверкали капли на листьях (разделительный мягкий знак перед гласной я) овощей, (запятая между однородными обстоятельствами, соединёнными при помощи бессоюзной связи) на охапках роз.
2. В корзинах, (словарное слово) (запятой выделяется обособленное определение, отделённое от определяемого слова другими членами предложения) придавленные (приставка при- имеет значение «доведение действия до определённого результата; в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) камнями, (запятой выделяется обособленное определение, отделённое от определяемого слова другими членами предложения) шевелились (проверочное слово: шевелится) чёрные (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: чернеть) крабы.
3. По влажным торцевым (в суффиксах прилагательных после согласного ц в безударной позиции пишется гласная е: торцевым) мостовым катились (проверочное слово: катит) двухколёсные (сложные слова с первой частью числительным пишутся слитно) телеги, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (телеги)) запряжённые (проверочное слово: запрячь; в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) чудовищными першеронами в хомутах, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (телеги)) покрытых бараньими (разделительный мягкий знак перед гласной и) шкурами.
4. Щёлкали (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: щелчок) бичи.
5. Проносились (проверочное слово: проносится) автомобили.
6. Бензином, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) ванилью, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) овощами, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) рыбой, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) пудрой пахла узенькая и шумная улица.
7. Простоволосые, (сложное слово, одна часть не употребляется отдельно, пишется слитно) (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) в фартучках, (сочетание чк пишется без мягкого знака) (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) в домашних туфлях, (запятой выделяется обособленное уточняющее определение, стоящее перед определяемым словом (парижанки)) говорливые парижанки озабоченно (словарное слово; в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) готовились к священному (проверочное слово: святость; в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) часу завтрака.
1. В каких предложениях использован обратный порядок слов? С какой целью автор строит их именно так?
Прямой порядок слов в предложении: подлежащее, сказуемое, дополнение стоит после слова, к которому оно относится, определение стоит перед определяемым словом, несогласованное определение стоит после определяемого слова, обстоятельство стоит после слова, к которому оно относится.
Обратный порядок слов в следующих предложениях:
1. Утреннее солнце сияло в ручьях, бегущих из водопроводных труб, сверкали капли на листьях овощей, на охапках роз.
2. В корзинах, придавленные камнями, шевелились чёрные крабы.
3. По влажным торцевым мостовым катились двухколёсные телеги, запряжённые чудовищными першеронами в хомутах, покрытых бараньими шкурами.
4. Щёлкали бичи.
6. Бензином, ванилью, овощами, рыбой, пудрой пахла узенькая и шумная улица.
7. Простоволосые, в фартучках, в домашних туфлях, говорливые парижанки озабоченно готовились к священному часу завтрака.
С помощью обратного порядка слов автор старается выделить тот или иной элемент предложения (тот, который занимает не общепринятое положение в предложении). Это позволяет придать предложению особый смысл с целью подчёркивания смысловой значимость, придаёт эмоциональность, выразительность и динамичность тексту.
2. Определите стиль и ведущий тип речи в этом отрывке.
Стиль речи данного текста – художественный. Признаки художественного стиля в тексте:
1. Образный язык и эмоциональность. Текст содержит яркие образы и описания, которые помогают читателю лучше понять и представить ситуацию. Например, описание утреннего солнца, сверкающих капель на листьях и охапках роз создаёт яркую картину утра.
2. Использование средств художественной выразительности. В тексте присутствуют метафоры («щелкали бичи»), эпитеты («простоволосые, в фартучках») и другие средства выразительности, которые делают текст более ярким и запоминающимся.
3. Отсутствие строгой логики и последовательности изложения. Текст описывает утреннюю сцену на улице в Париже, но не следует строгому логическому порядку. Вместо этого он использует эмоциональные описания и образы, чтобы создать атмосферу и заинтересовать читателя.
4. Цель – воздействие на эмоции и воображение читателя. Художественный стиль направлен на то, чтобы вызвать у читателя определённые эмоции и впечатления. В данном случае текст описывает красивую утреннюю сцену в Париже, которая может заинтересовать и развлечь читателя.
Ведущий тип речи данного текста – описание. Признаки описания в тексте:
1. Преобладание прилагательных и причастий. В тексте много прилагательных и причастий, которые используются для описания предметов и явлений: «утреннее», «сверкающие», «придавленные», «чудовищными», «покрытых» и т.д. Это характерно для описательного типа речи, где важно передать детали и характеристики объектов.
2. Отсутствие динамики и развития событий. Текст описывает статичную сцену на улице в Париже, не содержит развития сюжета или изменения ситуации. Это также характерно для описательного типа речи, где акцент делается на создании образа или картины.
3. Цель – создание образа или картины. Описательный тип речи используется для создания образа или картины, которая может вызвать у читателя определённые эмоции или ассоциации. В данном случае текст описывает красивую утреннюю сцену в Париже, которая может вызвать чувство восхищения или умиротворения.
3. Выясните лексическое значение выделенного слова.
Першерон – порода крупных лошадей-тяжеловозов.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением