Упр.62 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
62. Внимательно прочитайте текст.
I. В воздухе разлит запах ядрё(н,нн)ых яблок. Он [Иван Заплатин] шёл от Охотного Ряда. Глазом можно схватить ряд столов с горками фруктов, крымских груш, антоновки, виноградных кистей, арбузов, лимонов, кровяно...красных помидоров.
II. Треск дрожек вверх и вниз по Тверской, по Охотному и в сторону Моховой ни на минуту не смолкает.
III. По тротуару от университетских зданий — взад и вперёд — то и дело мелькают синие околыши фуражек. Это движение молодёжи увеличивается каждый час, немного раньше и тотчас после перемены в аудиториях Нового университета.
IV. На кремлёвской башне пробило половину двенадцатого.
V. По тому же тротуару, от ректорского дома к церкви, выкраше-(н,нн)ой в красно...бурую краску, шёл студент с поноше(н,нн)ым пальто внакидку, рослый, худой брюнет, в бороде; на вид сильно за двадцать. На крупном носе неловко сидели очки. Волосы он запустил довольно дли(н,нн)ые. Цвет околыша фуражки и воротника показывал, что он донашивает своё платье. И сюртук, и пальто были под стать цвету голубого сукна.
VI. Он шёл медленно, оглядывал улицу, смотрел и вдаль, на Охотный, и его продолговатое, загорелое, умное лицо улыбалось и серыми большими глазами, и таким же большим, свежим ртом. Чувствовалось, что он идёт не с лекции, что у него нет никакой «спешки».
VII. Всё его лицо говорило как будто о том, как ему приятно очутиться опять в Москве, на Моховой, в том студенческом царстве, которое придаёт этой части города такой особенный характер.
VIII. Ему попадались студентики-новички. И он, улыбаясь, смотрел на их форму с иголочки и ярко блестевшие на солнце козырьки и позолоче(н,нн)ые пуговицы. Их безусые и безбородые юные лица со свежими щеками, особенной ясностью глаз и немного забавной серьёзностью всей повадки тешили и трогали его.
IX. И он был таким же пять лет назад.
(П. Боборыкин)
1. Выпишите из текста слова с пропусками и скобками; объясните орфограммы.
I. В воздухе разлит запах ядрёных (в суффиксах отглагольных прилагательных пишется одна н) яблок. Он (Иван Заплатин) шёл от Охотного Ряда. Глазом можно схватить ряд столов с горками фруктов, крымских груш, антоновки, виноградных кистей, арбузов, лимонов, кровяно-красных помидоров.
II. Треск дрожек вверх и вниз по Тверской, по Охотному и в сторону Моховой ни на минуту не смолкает.
III. По тротуару от университетских зданий – взад и вперёд – то и дело мелькают синие околыши фуражек. Это движение молодёжи увеличивается каждый час, немного раньше и тотчас после перемены в аудиториях Нового университета.
IV. На кремлёвской башне пробило половину двенадцатого.
V. По тому же тротуару, от ректорского дома к церкви, выкрашенной (в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) в красно-бурую (сложные прилагательные со значением оттенка цвета пишутся через дефис) краску, шёл студент с поношенным (в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) пальто внакидку, рослый, худой брюнет, в бороде; на вид сильно за двадцать. На крупном носе неловко сидели очки. Волосы он запустил довольно длинные. (образовано от основы на согласный н с помощью суффикса –н-: длин-а + -н-) Цвет околыша фуражки и воротника показывал, что он донашивает своё платье. И сюртук, и пальто были под стать цвету голубого сукна.
VI. Он шёл медленно, оглядывал улицу, смотрел и вдаль, на Охотный, и его продолговатое, загорелое, умное лицо улыбалось и серыми большими глазами, и таким же большим, свежим ртом. Чувствовалось, что он идёт не с лекции, что у него нет никакой «спешки».
VII. Всё его лицо говорило как будто о том, как ему приятно очутиться опять в Москве, на Моховой, в том студенческом царстве, которое придаёт этой части города такой особенный характер.
VIII. Ему попадались студентики-новички. И он, улыбаясь, смотрел на их форму с иголочки и ярко блестевшие на солнце козырьки и позолоченные (в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) пуговицы. Их безусые и безбородые юные лица со свежими щеками, особенной ясностью глаз и немного забавной серьёзностью всей повадки тешили и трогали его.
IX. И он был таким же пять лет назад.
2. Определите функции знаков препинания в абзацах III, V—VIII текста.
III. По тротуару от университетских зданий (тире выделяется пояснительное обстоятельство) – взад и вперёд – (тире выделяется пояснительное обстоятельство) то и дело мелькают синие околыши фуражек. Это движение молодёжи увеличивается каждый час, (запятая между однородными обстоятельствами, соединёнными при помощи бессоюзной связи) немного раньше и тотчас после перемены в аудиториях Нового университета.
V. По тому же тротуару, (запятой выделяется обособленное уточняющее обстоятельство) от ректорского дома к церкви, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (к церкви)) выкрашенной в красно-бурую краску, (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (к церкви)) шёл студент с поношенным пальто внакидку, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) рослый, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) худой брюнет, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) в бороде; (двоеточие в бессоюзной сложном предложении между распространёнными частями со значением одновременности) на вид сильно за двадцать. На крупном носе неловко сидели очки. Волосы он запустил довольно длинные. Цвет околыша фуражки и воротника показывал, (запятая разделяет части сложного предложения) что он донашивает своё платье. И сюртук, (запятая между однородными подлежащими, соединёнными при помощи повторяющегося союза и) и пальто были под стать цвету голубого сукна.
VI. Он шёл медленно, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) оглядывал улицу, (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) смотрел и вдаль, (запятой выделяется обособленное уточняющее обстоятельство) на Охотный, (запятая разделяет части сложного предложения) и его продолговатое, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) загорелое, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) умное лицо улыбалось и серыми большими глазами, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи повторяющегося союза и) и таким же большим, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) свежим ртом. Чувствовалось, (запятая разделяет части сложного предложения) что он идёт не с лекции, (запятая разделяет части сложного предложения) что у него нет никакой «спешки». (слово в переносном значении заключается в кавычки)
VII. Всё его лицо говорило как будто о том, (запятая разделяет части сложного предложения) как ему приятно очутиться опять в Москве, (запятой выделяется обособленное уточняющее обстоятельство) на Моховой, (запятой выделяется обособленное уточняющее обстоятельство) в том студенческом царстве, (запятая разделяет части сложного предложения) которое придаёт этой части города такой особенный характер.
VIII. Ему попадались студентики-новички. И он, (запятой выделяется одиночное деепричастие) улыбаясь, (запятой выделяется одиночное деепричастие) смотрел на их форму с иголочки и ярко блестевшие на солнце козырьки и позолоченные пуговицы. Их безусые и безбородые юные лица со свежими щеками, (запятая между однородными дополнениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) особенной ясностью глаз и немного забавной серьёзностью всей повадки тешили и трогали его.
3. Определите стиль и ведущий тип речи. Аргументируйте свой ответ.
Стиль текста – художественный.
Признаки художественного стиля в тексте:
1. Цель высказывания – возбудить чувства, воображение с помощью художественных образов. В отрывке описывается атмосфера на улицах Москвы, используются яркие образы и детали, которые помогают читателю представить себе обстановку.
2. Лексика – выразительные средства языка. В отрывке используются эпитеты («ядрёных яблок», «умное лицо»), метафоры («чувствовалось, что он идёт не с лекции»), сравнения («как будто о том, как ему приятно очутиться опять в Москве»), которые помогают создать художественный образ.
3. Форма и жанр – литературное произведение.
4. Адресат текста – широкий круг читателей.
Тип речи – описание.
Признаки описания в тексте:
- подробное описание окружающей среды (запахов, звуков, движения, людей); использование деталей
- использование метафор (глазом можно схватить ряд столов с горками фруктов)
- использование эпитетов (серые большие глаза, безбородые юные лица со свежими щеками)
- части текста можно поменять местами без потери смысла текста
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением