Упр.65 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 65. Внимательно прочитайте текст.1. Каковы причины распада языка-основы на диалекты, а в некоторых случаях — на самостоятельные языки?В тексте указаны следующие...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
65. Внимательно прочитайте текст.
1. Каковы причины распада языка-основы на диалекты, а в некоторых случаях — на самостоятельные языки?
В тексте указаны следующие причины распада языка-основы на диалекты и самостоятельные языки:
1. Расселение племени в разные стороны в поисках новых мест для жизни.
2. Потеря связи между частями племени из-за отсутствия современных средств коммуникации.
3. Различия в условиях жизни и окружении, которые приводили к забыванию старых слов и появлению новых.
4. Сохранение некоторых черт языка-основы, но и приобретение новых отличий в зависимости от места проживания.
5. Накопление различий до такой степени, что диалект становился новым языком, непонятным для тех, кто говорил на языке предков.
2. Определите стиль и ведущий тип речи в данном тексте. Аргументируйте свой ответ.
В древности человеческие племена3 постоянно распадались на части. Как только племя разрасталось, оно уже не могло кормиться на своей земле. Приходилось расселяться в разные стороны в поисках мест, богатых добычей или плодами земными. Часть племени оставалась на месте, а другие части уходили далеко по тогдашнему дикому миру, за глубокие реки, за синие моря, за тёмные леса и высокие горы, как в старых сказках. И обычно связь между этими частями сразу же терялась, ведь тогда не было ни железных дорог, ни радио, ни почты. Придя на новую родину, части одного большого племени становились самостоятельными, хотя и родственными между собою по происхождению, «по крови», племенами.
Вместе с этим распадался и язык большого племени. Пока оно жило вместе, его люди говорили примерно одинаково. Но, разделившись, отсечённые друг от друга морскими заливами, непроходимыми пустынями или лесными дебрями, его потомки, обитая в разных местах и в различных условиях, невольно забывали всё больше старых дедовских слов и правил своего языка, придумывая всё больше новых, нужных на новом месте.
Мало-помалу язык каждой отдалившейся части становился особым наречием, или, как говорят учёные, диалектом прежнего языка, сохраняя, впрочем, кое-какие его черты, но и приобретая различные отличия от него. Наконец наступало время, когда этих отличий могло накопиться так много, что «диалект» превращался в новый «язык». Доходило подчас до того, что он становился совершенно непонятным для тех, кто говорил ещё на языке дедов или на другом диалекте этого языка, прошедшем иные изменения в других далёких местах. Однако где-то в своей глубине он всё ещё сохранял, может быть, незаметные человеку неосведомлённому, но доступные учёно му-лингвисту следы своего происхождения, черты сходства с языком предков.
(Л. Успенский)
Стиль речи – научно-популярный. Текст написан для широкой аудитории, а не для специалистов в определённой области. Автор использует доступный язык и объясняет сложные научные понятия простым и понятным способом. В тексте присутствуют элементы научного стиля, такие как использование терминов («диалект», «наречие», «лингвист»), но они адаптированы для понимания неспециалистами. Автор также приводит примеры из жизни, чтобы проиллюстрировать свои идеи, что характерно для научно-популярного стиля. Кроме того, текст имеет образовательную цель – он рассказывает о том, как человеческие племена и их языки менялись со временем. Это также характерно для научно-популярного стиля, который стремится распространять научные знания среди широкой аудитории.
Тип речи этого текста - рассуждение. В тексте автор высказывает свою точку зрения на процесс распада человеческих племён и языков, приводит аргументы и примеры, чтобы подтвердить свою позицию. Текст начинается с утверждения о том, что человеческие племена постоянно распадались на части. Затем автор объясняет причины этого явления и приводит примеры того, как это происходило в древности. Далее автор рассуждает о том, как распад племён влиял на язык. Он объясняет, как различия в условиях жизни и окружении приводили к тому, что языки разных частей племени становились всё более разными. В конце текста автор делает вывод о том, что, несмотря на различия, языки сохраняют следы своего происхождения и сходства с языком предков. Таким образом, текст представляет собой рассуждение, в котором автор высказывает свою точку зрения на процесс распада человеческих племён и языков, приводит аргументы и примеры, чтобы подтвердить свою позицию, и делает вывод.
Морфологический анализ слова:
Племена
1. Племена – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос что?).
2. Начальная форма: племя.
3. Постоянные признаки:
- нарицательное
- неодушевлённое
- разносклоняемое
- средний род
4. Непостоянные признаки:
- множественное число
- именительный падеж
5. В предложении является подлежащим (что?) племена).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением