Упр.53 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
53. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы на месте пропусков.
(1) В русском языке (н...) много таких слов, которые произведены от собстве(н,нн)ых имён, но среди иностра(н,нн)ых заимствований их имеется значительное количество.
(2) Как же по...вилось слово «сандвич»»?
(3) Лорд Сандвич был страс...ный игрок в карты: засев за карточный стол, он уже был не в силах оторват...ся от карточной игры, что бы (н...) случилось. (4) В этом отношени... еда для него была большой проблемой. (5) Подавать настоящие блюда — значило загромоздить стол тарелками, а карточ...ные столы маленькие, ра(с,сс)чита(н,нн)ые только на одного человека с каждой стороны. (6) Идти в столовую — значит, пр...рвать игру. (7) А есть (то) хочет...ся! (8) И вот в таком безвыходном, отча...(н,нн)ом пол...жени... благородный лорд ...делал (н...) обыкнове(н,нн)ое мозговое усилие, которое пр...вело к зам...нательному открытию: между двумя тонкими ломтиками белого хлеба можно пол...жить очень разнообразные вещи — кусок ве...чины, телятины, сыру, и такой бутерброд (н...) будет пачкать палыд..., а если их пр...готовить достаточ...ное количество, то можно быть сытым, (н...) пр...рывая игры.
(9) Лорд Сандвич всю жизнь был и (щ,сч)итал себя государстве-(н,нн)ым де...телем, но единстве(н,нн)ое, что сохранило его имя в ис-тори..., это изобретение двойного бутерброда — сандвича (по-английски sandwich).
(По Б. Казанскому)
В русском языке немного (можно заменить синонимом: мало; частица не выражает отрицание) таких слов, которые произведены от собственных, (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) но среди иностранных (образовано от основы на согласный н с помощью суффикса –н-: стран-а + -н-) заимствований их имеется значительное количество.
Как же появилось (проверочное слово: появится) слово «сандвич»?
Лорд Сандвич был страстный (проверочное слово: страсть) игрок в карты: засев за карточный стол, он уже был не в силах оторваться (был не в силах (что сделать?) оторваться) от карточной игры, что бы ни (частица ни с глаголами пишется раздельно; устойчивое сочетание что бы ни) случилось. В этом отношении (была проблемой (в чём?) в отношении; существительное на –ие, предложный падеж) еда для него была большой проблемой. Подавать настоящие блюда – значило загромоздить (проверочное слово: громоздкий) стол тарелками, а карточные (сочетание чн пишется без мягкого знака) столы маленькие, рассчитанные (приставка на согласный с/з перед глухим согласным; в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) только на одного человека с каждой стороны. Идти в столовую – значит, прервать (приставка пре- имеет значение «пере-«) игру. А есть-то (частица то пишется со словами через дефис) хочется! (что делает?) хочется; безличные глаголы пишутся без мягкого знака) И вот в таком безвыходном, отчаянном (словарное слово) положении (чередование –лаг-/-лож-, перед согласным ж пишется гласная о; сделал усилие (в чём?) в положении; существительное на –ие, предложный падеж) благородный (проверочное слово: благо) лорд сделал (неизменяемая приставка с-) необыкновенное (можно заменить синонимом: удивительное; в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) мозговое усилие, которое привело (приставка при- имеет значение «приближение») к замечательному (словарное слово) открытию: между двумя тонкими ломтиками белого хлеба можно положить (чередование –лаг-/-лож-, перед согласным ж пишется гласная о) очень разнообразные вещи – кусок ветчины, (словарное слово) телятины, сыру, и такой бутерброд не (частица не с глаголами пишется раздельно; частица не выражает отрицание) будет пачкать пальцы, (после согласного ц в окончаниях пишется гласная ы) а если их приготовить (приставка при- имеет значение «доведение действия до определённого результата») достаточное (сочетание чн пишется без мягкого знака) количество, то можно быть сытым, не (частица не с деепричастиями пишется раздельно; частица не выражает отрицание) прерывая (приставка пре- имеет значение, близкое к значению приставки пере-) игры.
Лорд Сандвич всю жизнь был и считал (словарное слово) себя государственным (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) деятелем, (словарное слово) но единственное, (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) что сохранило (проверочное слово: охрана) его имя в истории, (сохранило (в чём?) в истории; существительное на –ия, предложный падеж) это изобретение (проверочное слово: изобрёл) двойного бутерброда – сандвича (по-английски sandwich).
1. Охарактеризуйте предложения: 2 и 7 — с точки зрения цели высказывания, эмоциональной окрашенности и характера грамматической основы; 1 и 4 — по количеству грамматических основ; все части предложения 8 — по характеру осложняющих его структуру элементов.
Как же появилось слово «сандвич»? – вопросительное, невосклицательное, двусоставное.
А есть-то хочется! – повествовательное, невосклицательное, односоставное, безличное
[В русском языке немного таких слов], (которые произведены от собственных), но [среди иностранных заимствований их имеется значительное количество]. – три грамматические основы, сложное, с разными видами связи.
В этом отношении еда для него была большой проблемой. – одна грамматическая основа, простое.
И [вот в таком безвыходном, отчаянном положении благородный лорд сделал необыкновенное мозговое усилие]1, (которое привело к замечательному открытию)2: [между двумя тонкими ломтиками белого хлеба можно положить очень разнообразные вещи – кусок ветчины, телятины, сыру]3, и [такой бутерброд не будет пачкать пальцы]4, а (если их приготовить достаточное количество)5, [то можно быть сытым, не прерывая игры]6. – 1-я часть осложнена однородными определениями; 2-я часть неосложнённая; 3-я часть осложнена однородными дополнениями; 4 и 5 части неосложнённые; 6-я часть осложнена деепричастным оборотом.
2. Определите стиль и ведущий тип речи текста. Аргументируйте свой ответ.
Данный текст относится к художественному стилю речи. Признаки художественного стиля в тексте:
1. Образность и эмоциональность. Текст содержит яркие образы и описания, которые помогают читателю лучше понять и представить ситуацию. Например, описание лорда Сандвича как страстного игрока в карты и его проблем с едой во время игры создаёт яркий образ персонажа.
2. Использование средств художественной выразительности. В тексте присутствуют метафоры («мозговое усилие»), эпитеты («благородный лорд») и другие средства выразительности, которые делают текст более ярким и запоминающимся.
3. Отсутствие строгой логики и последовательности изложения. Текст рассказывает историю о лорде Сандвиче и его изобретении, но не следует строгому логическому порядку. Вместо этого он использует эмоциональные описания и образы, чтобы создать атмосферу и заинтересовать читателя.
4. Цель - воздействие на эмоции и воображение читателя. Художественный стиль направлен на то, чтобы вызвать у читателя определённые эмоции и впечатления. В данном случае текст рассказывает интересную историю о лорде Сандвиче и его изобретении, которая может заинтересовать и развлечь читателя.
Ведущий тип речи данного текста – повествование. Признаки повествования в данном тексте:
1. Хронологическая последовательность событий. Текст рассказывает историю о лорде Сандвиче и его изобретении, следуя хронологическому порядку событий. Сначала описывается проблема, с которой столкнулся лорд Сандвич во время игры в карты, затем рассказывается о его открытии и его последствиях.
2. Большое количество глаголов. В тексте много глаголов, которые обозначают действия и процессы: «засесть», «прервать», «изобрести» и т.д. Это характерно для повествовательного типа речи, где важно передать динамику событий.
3. Отсутствие рассуждений и описаний. В тексте практически отсутствуют рассуждения и описания, которые характерны для других типов речи. Вместо этого он сосредоточен на рассказе о событиях и действиях.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением