Упр.50 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 50. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.(1) (С) начал... шли пешком...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
50. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните орфограммы и пунктограммы на месте пропусков.
(1) (С) начал... шли пешком потом пара лош...дей потащила их в огромном вагоне потом поднимались (на) верх и летели по воздуху.
(2) Из улицы в улицу ехали долго. (3) Пошли дома (по) меньше (по) проще улиц... пошли прямые широкие и тихие.
(4) На одном углу наши вышли и пошли прямо. (5) Если бы (по) меньше камни да если бы (кое) где из-под камня пробилась мурава да если бы на середине улиц... сидели ребята с задра(н,нн)ыми рубашонками да если бы (кое) где корова да хоть один домишк... вросший окнами в землю и с провалившейся крышей то улица походила бы пожалуй на нашу. (6) Только ...десь все дома были как один все в три этажа все с плоскими крышами у всех одинаковые окна одинаковые крылеч...ки с одинаковым числом ступен...к одинаковые выступы и карнизы. (7) Одним словом (в) доль улиц... р...ды домов ст...яли как родные братья...близн...ц... и только ч...рный номер на матовом ст...кле над дверью отл...чал их один от другого.
(В. Короленко)
Сначала (шли (когда?) сначала; наречия пишутся слитно; на конце наречий с приставкой с- пишется гласная а) шли пешком, (запятая разделяет части сложного предложения) потом пара лошадей (проверочное слово: лошадка; после шипящих пишется гласная а) потащила их в огромном вагоне, (запятая разделяет части сложного предложения) потом поднимались (чередование -ним-/-ня-, после корня стоит суффикс -а-) наверх (поднимались (куда?) наверх; наречия пишутся слитно) и летели по воздуху. Из улицы в улицу ехали долго. Пошли дома поменьше, (форма сравнительной степени прилагательного образуется при помощи приставки по-) (запятая между однородными сказуемыми, соединёнными при помощи бессоюзной связи) попроще, (форма сравнительной степени прилагательного образуется при помощи приставки по-) (запятая разделяет части сложного предложения) улицы (после согласного ц в окончаниях пишется гласная ы) пошли прямые, (запятая между однородными определениями, соединёнными при помощи бессоюзной связи) широкие и тихие.
На одном углу наши вышли и пошли прямо. Если бы поменьше (форма сравнительной степени имение прилагательного образуется при помощи приставки по-) камни, (запятая разделяет части сложного предложения) да если бы кое-где (приставка кое- с неопределёнными наречиями пишется через дефис) из-под камня пробилась мурава, (запятая разделяет части сложного предложения) да если бы на середине улицы (после согласного ц в окончаниях пишется гласная ы) сидели ребята с задранными (в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) рубашонками, (в суффиксах существительных после шипящих в ударной позиции пишется гласная о: рубашонками) (запятая разделяет части сложного предложения) да если бы кое-где (приставка кое- с неопределёнными наречиями пишется через дефис) корова, (запятая разделяет части сложного предложения) да хоть один домишко, (средний род) (запятой выделяется причастный оборот, стоящий после определяемого слова (домишко)) вросший окнами в землю и с провалившейся (с крышей (какой?) провалившейся) крышей, (запятая разделяет части сложного предложения) то улица походила бы, (запятой выделяется вводное слово) пожалуй, (запятой выделяется вводное слово) на нашу. Только здесь (словарное слово) все дома были как один: (двоеточие в сложном бессоюзном предложении со значением пояснения) все в три этажа, (запятая разделяет части сложного предложения) все с плоскими крышами, (запятая разделяет части сложного предложения) у всех одинаковые (проверочное слово: один) окна, (запятая разделяет части сложного предложения) одинаковые (проверочное слово: один) крылечки (сочетание чк пишется без мягкого знака) с одинаковым (проверочное слово: один) числом ступенек, (ступенька, при изменении формы слова гласный выпадает) (запятая разделяет части сложного предложения) одинаковые (проверочное слово: один) выступы и карнизы. Одним словом, (запятой выделяется вводное слово) вдоль (стояли (вдоль чего?) вдоль улицы; производный предлог; предлог можно вставить в вопрос) улицы (после согласного ц в окончаниях пишется гласная ы) ряды (проверочное слово: ряд) домов стояли, (проверочное слово: стоя) (запятой выделяется сравнительный оборот) как родные братья-близнецы, (определяемое слово с одиночным приложением пишется через дефис; проверочное слово: близнец; после согласного ц в окончаниях пишется гласная ы) и только чёрный (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: чернеть) номер на матовом стекле (проверочное слово: стёкла) над дверью отличал (проверочное слово: отличие) их один от другого.
1. Из предложения 3 выпишите словосочетание со связью примыкание;
из предложения 4 — словосочетание со связью управление;
из предложения 5 — словосочетание со связью согласование.
а) из предложения 3 выпишите словосочетание со связью примыкание:
- дома поменьше
- дома попроще
б) из предложения 4 – словосочетание со связью управление:
- вышли на углу
в) из предложения 5 – словосочетание со связью согласование:
- с задранными рубашками
- вросший домишко
- с провалившейся крышей
2. Определите вид подчинительной связи в выделенных словосочетаниях.
- шли пешком; шли (как?) пешком; примыкание
- потащила их; потащила (кого?) их; управление
- здесь были; были (где?) здесь; примыкание
- в три этажа; в три (чего?) этажа; управление
- ряды домов; ряды (чего?) домов; управление
- на матовом стекле; на стекле (каком?) матовом; согласование
- отличал их; отличал (кого?) их; управление
3. К какому стилю речи относится прочитанный вами отрывок текста? Подтвердите ваше мнение анализом языковых средств: лексических, морфологических, синтаксических. Определите ведущий тип речи текста. Аргументируйте свой ответ.
Данный текст относится к художественному стилю речи.
Лексические особенности текста, характерные для данного стиля:
1. Эпитеты: «огромный вагон», «плоские крыши», «одинаковые окна», «родной брат- близнец». Эти слова придают тексту яркость и выразительность, помогают создать образы в воображении читателя.
2. Сравнения: «как родные братья-близнецы», «как один». Сравнения позволяют автору точнее передать своё восприятие описываемых объектов и явлений.
3. Метафоры: «улица походила бы», «ряды домов стояли». Метафоры помогают автору выразить сложные идеи и чувства через простые и понятные образы.
4. Олицетворение: «улицы пошли». Олицетворение позволяет автору придать неодушевлённым объектам свойства живых существ, делая описание более живым и интересным.
5. Лексика с эмоциональной окраской: «пошли», «летели», «долго». Эта лексика создаёт атмосферу движения и динамики, подчёркивает длительность и сложность пути.
6. Повторение: «все в три этажа, все с плоскими крышами, у всех одинаковые окна». Повторение акцентирует внимание на однообразии и одинаковости описываемых объектов, подчёркивает их типичность и стандартность.
Морфологические особенности текста, характерные для данного стиля:
1. Существительные: «лошадей», «в вагоне», «крышами», «окна», «выступы» - существительные обозначают конкретные предметы и явления, что характерно для описательного текста.
2. Прилагательные: «огромном», «плоскими», «одинаковые», «родные» - прилагательные придают тексту яркость и выразительность, помогают создать образы в воображении читателя.
3. Глаголы: «шли», «потащила», «поднимались», «летели» - глаголы создают динамику и движение, передают смену действий и событий.
4. Наречия: «долго», «прямо», «похожи», «вдоль» - наречия уточняют обстоятельства действия, придают тексту точность и конкретность.
5. Местоимения: «наши», «они», «их» - местоимения заменяют существительные, что делает текст более лаконичным и понятным.
6. Предлоги: «в», «на», «с», «из-под» - предлоги связывают слова в предложении, создавая логическую структуру текста.
Синтаксические особенности текста, характерные для данного стиля:
1. Простые предложения: «Сначала шли пешком», «Потом пара лошадей потащила их в огромном вагоне» - простые предложения создают чёткую последовательность действий, помогают передать динамику событий.
2. Сложные предложения: «Если бы поменьше камни, да если бы кое-где из-под камня пробилась мурава, да если бы на середине улицы сидели ребята с задранными рубашонками, да если бы кое-где корова, да хоть один домишко, Вросший окнами в землю и с провалившейся крышей, то улица походила бы, пожалуй, на нашу» - сложные предложения позволяют автору выразить сложные мысли и чувства, создать яркие образы.
3. Восклицательные предложения: «Только здесь все дома были как один!» — восклицательные предложения передают эмоции автора, делают текст более выразительным.
4. Риторические вопросы: «Что это за улица?» - риторические вопросы заставляют читателя задуматься, создают интригу.
5. Повторы: «Все в три этажа, все с плоскими крышами, у всех одинаковые окна» - повторы акцентируют внимание на однообразии и одинаковости описываемых объектов, подчёркивают их типичность и стандартность.
6. Инверсии: «Пошли дома поменьше, попроще» - инверсии меняют обычный порядок слов в предложении, что делает текст более выразительным и запоминающимся.
Ведущий тип речи в данном тексте – описание. Признаки описания в тексте:
1. Текст содержит подробное описание городской среды, включая архитектуру зданий, улицы и общий вид города.
2. В тексте используются прилагательные и причастия, которые помогают создать яркий образ описываемого места («огромный», «плоские», «одинаковые», «родные»).
3. Текст не содержит элементов повествования (рассказа о событиях) или рассуждения (выражения мыслей и чувств).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением