Упр.49 ГДЗ Гусарова 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 49. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы на месте пропусков.Солнце осв...щало рыбака с головы до ног и позволяло различать...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гусарова 10 класс, Просвещение:
49. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы на месте пропусков.
Солнце осв...щало рыбака с головы до ног и позволяло различать тончайшие морщинки на высоком лбу его. То был рослый, плечистый мужик, с открытым, румя(н,нн)ым лицом, сохранившем энергическое, упрямое, но далеко (н...) грозное выражение. Черты его были строги и правильны; но они как нельзя более смягчались большими светло...серыми быстрыми глазами, насмешливыми губами и гладким, (н...) обыкнове(н,нн)о умным лбом, окруж...(н,нн)ым пышными кудрями чёрных волос с прос...дью. Наружность его принадлежала скорее весельчаку, чем человеку сурового, (н...) сообщительного нрава. Со всем тем стоило только взгл...нуть на него в минуты душевной тревоги, когда губы переставали улыбат...ся, глаза пылали гневом и лоб нахмур...вался, чтобы (тот) час же понять, что Глеб Савинов не был шутливого десятка. В настоящую минуту он находился, (по) видимому, в отличнейшем настроени... духа. Поддерж...вая обеими руками новенькие верши, которые торчали у него под мышками, он весело пошёл (на) встречу гостю.
(Д. Григорович)
Солнце освещало (проверочное слово: свет) рыбака с головы до ног и позволяло (проверочное слово: позволит) различать (проверочное слово: различие) тончайшие морщинки на высоком лбу его. То был рослый, плечистый мужик, с открытым, румяным (в суффиксе -ян- пишется одна н) лицом, сохранившим (лицом (каким?) сохранившим) энергическое, упрямое, но далеко не (есть усилительное слово «далеко»; частица не выражает отрицание) грозное выражение. (словарное слово) Черты его были строги и правильны; но они как нельзя более смягчались большими светло-серыми (сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета, пишутся через дефис) быстрыми глазами, насмешливыми губами и гладким, необыкновенно (слово без частицы не употреблять нельзя; в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн) умным лбом, окружённым (образовано от глагола 2-го спряжения «окружить»; суффикс -ённ- является ударным: окружённым; в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) пышными кудрями чёрных волос с проседью. (проверочное слово: сед) Наружность его принадлежала (словарное слово) скорее весельчаку, чем человеку сурового, несообщительного (слово без частицы не употреблять нельзя) нрава. Со всем тем стоило только взглянуть (проверочное слово: глядя) на него в минуты душевной тревоги, когда губы переставали улыбаться, (переставали (что делать?) улыбаться) глаза пылали гневом и лоб нахмуривался, (нахмуриваюсь, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется) чтобы тотчас (понять (когда?) тотчас; наречия пишутся слитно) же понять, что Глеб Савинов не был шутливого десятка. В настоящую минуту он находился, по-видимому, (приставка по- с наречиями на -ому пишется через дефис) в отличнейшем настроении (находился (в чём?) в настроении; существительное на –ие, предложный падеж) духа. Поддерживая (поддерживаю, в форме 1-го лица единственного числа суффикс не меняется) обеими руками новенькие верши, которые торчали у него под мышками, он весело пошёл навстречу (пошёл (навстречу кому?) навстречу гостю; производный предлог, предлог можно вставить в вопрос) гостю.
1. Найдите среди подчёркнутых слов словосочетания, определите в них вид подчинительной связи.
Словосочетания:
- освещало рыбака; освещало (кого?) рыбака; управление
- позволяло различать; позволяло (что делать?) различать; примыкание
- тончайшие морщинки; морщинки (какие?) тончайшие; согласование
- на лбу его; на лбу (чьём?) его; примыкание
- далеко не грозное; не грозное (в какой степени?) далеко; примыкание
- черты его; черты (чьи?) его; примыкание
- волос с проседью; волос (какой? с чем?) с проседью; управление
- принадлежала весельчаку; принадлежала (кому?) весельчаку; управление
- взглянуть на него; взглянуть (на кого?) на него; управление
- пылали гневом; пылали (чем?) гневом; управление
- обеими руками; руками (какими?) обеими; согласование
- весело пошёл; пошёл (как?) весело; примыкание
Не являются словосочетаниями:
- большими светло-серыми (неоднородные прилагательные)
- весельчаку чем (существительное + союз)
- он находился (грамматическая основа предложения)
2. Выпишите два простых и два сложных предложения, подчеркните в них грамматические основы.
Простые предложения:
Солнце освещало рыбака с головы до ног и позволяло различать тончайшие морщинки на высоком лбу его.
То был рослый, плечистый мужик, с открытым, румяным лицом, сохранившим энергическое, упрямое, но далеко не грозное выражение.
Наружность его принадлежала скорее весельчаку, чем человеку сурового, несообщительного нрава.
В настоящую минуту он находился, по-видимому, в отличнейшем настроении духа.
Сложные предложения:
[Черты его были строги и правильны]1; но [они как нельзя более смягчались большими светло-серыми быстрыми глазами, насмешливыми губами и гладким, необыкновенно умным лбом, окружённым пышными кудрями чёрных волос с проседью]2.
[Со всем тем стоило только взглянуть на него в минуты душевной тревоги]1, (когда губы переставали улыбаться)2, (глаза пылали гневом)3 и (лоб нахмуривался)4, (чтобы тотчас же понять)5, (что Глеб Савинов не был шутливого десятка)6.
[Поддерживая обеими руками новенькие верши, (которые торчали у него под мышками)2, он весело пошёл навстречу гостю]1.
3. Определите стиль и ведущий тип речи в данном тексте. Аргументируйте свой ответ.
Стиль текста – художественный. Признак художественного стиля в тексте:
1. Текст содержит яркие образы и описания, которые помогают читателю представить внешность и характер персонажа.
2. В тексте используются средства художественной выразительности, такие как эпитеты («пышные кудри», «гладкий лоб»), метафоры («черты смягчались глазами») и сравнения («наружность принадлежала скорее весельчаку»).
3. Текст имеет эмоциональную окраску и вызывает у читателя определённые чувства и ассоциации.
4. Текст предназначен для художественного восприятия и не преследует цель передать конкретную информацию или убедить читателя в чём-либо.
Ведущий тип речи в тексте – описание. Признаки описания в тексте:
1. Текст содержит подробное описание внешности и характера персонажа.
2. В тексте используются прилагательные и причастия, которые помогают создать яркий образ персонажа («рослый», «плечистый», «открытое», «румяное», «энергическое», «упрямое»).
3. Текст не содержит элементов повествования (рассказа о событиях) или рассуждения (выражения мыслей и чувств).
4. Выясните лексическое значение выделенного слова.
Верши (верша) – рыболовная снасть, сплетенная обычно из ивовых прутьев, в виде узкой круглой корзины с воронкообразным отверстием.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением