Упр.50 ГДЗ Разумовская Львова 8 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2019)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 8 класс, Дрофа, РосУчебник:
ЧИТАЕМ И АНАЛИЗИРУЕМ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ
1. Прочитайте текст «Слитное и раздельное написание прилагательных и причастий с наречиями» (см. справочные материалы учебника), составьте план текста и перескажите его.
План:
1. Трудность различения словосочетаний с наречием, прилагательным, причастием.
2. Наречие как часть сложного прилагательного или причастия.
3. Слитное написание прилагательных и причастий, имеющих терминологическое значение, с наречиями.
4. Если наречие не входит в название термина, то оно пишется раздельно с прилагательным или причастием.
5. Наречие «высоко».
Пересказ.
Различить словосочетание "наречие + прилагательное или причастие" (например, "легко читаемый текст") и сложное слово (например, "легковоспламеняемое вещество") бывает сложно. В печатных СМИ встречаются разные варианты написания, но основные правила сформулированы лингвистами.
Наречие становится частью сложного прилагательного или причастия, когда изменяется его значение и оно уже не может выступать как самостоятельный член предложения, отвечающий на вопросы "как?" или "каким образом?". Наречие превращается в словообразовательную морфему, похожую на приставку, теряет ударение и способность занимать иную позицию, кроме первой части сложного слова. Например, "легковоспламеняемое вещество" — это единое понятие, где наречие почти или совсем теряет ударение. Переставить части слова неудобно, словосочетание будет звучать искусственно ("вещество, воспламеняемое легко").
В случае раздельного написания, как в "легко читаемый текст", на наречие падает полноценное ударение, и возможна перестановка слов: "читаемый легко текст". Здесь наречие выступает как самостоятельный член предложения, и мы имеем дело не со сложным словом, а со словосочетанием.
Слитное написание прилагательных и причастий с наречиями встречается, если они имеют терминологическое значение: "высокооплачиваемая работа", "труднопроходимый участок", "малопосещаемые занятия". Если наречие не входит в название термина, то оно обычно пишется раздельно с прилагательным или причастием: "быстро прошедшее время", "глубоко осознанная мысль", "долго текущий день".
Особое внимание стоит обратить на наречие "высоко", которое часто образует сложные слова. Входя в сложное слово, это наречие приобретает значение "очень" или "в высшей степени", ударение значительно ослабляется и перемещается на второй слог: "высококультурный", "высоконравственный", "высокообразованный", "высокоактивный".
2. На основе данного текста составьте три-четыре упражнения, которые можно было бы предложить для выполнения на уроках русского языка.
Упражнение 1: Определение слитного и раздельного написания
Задание: Определите, в каких из следующих слов наречие пишется слитно с прилагательным/причастием, а в каких — раздельно. Объясните свой выбор.
Легко(воспламеняемое) вещество
Высоко(оплачиваемая) работа
Быстро(прошедшее) время
Глубоко(осознанная) мысль
Трудно(проходимый) участок
Ответы:
Легковоспламеняемое (слитно, единое понятие, наречие теряет самостоятельное значение)
Высокооплачиваемая (слитно, терминологическое значение)
Быстро прошедшее (раздельно, полноценное ударение на наречие, самостоятельное значение)
Глубоко осознанная (раздельно, полноценное ударение на наречие, самостоятельное значение)
Труднопроходимый (слитно, терминологическое значение)
Упражнение 2: Перестановка слов
Задание: Преобразуйте предложения так, чтобы наречие стояло после причастия/прилагательного. Укажите, изменится ли при этом слитное или раздельное написание "не".
Легко воспламеняемое вещество.
Быстро прошедшее время.
Труднопроходимый участок.
Глубоко осознанная мысль.
Ответы:
Вещество, легко воспламеняемое (раздельно, наречие сохраняет самостоятельное значение)
Время, прошедшее быстро (раздельно, наречие сохраняет самостоятельное значение)
Участок, трудно проходимый (раздельно, наречие сохраняет самостоятельное значение)
Мысль, осознанная глубоко (раздельно, наречие сохраняет самостоятельное значение)
Упражнение 3: Образование сложных слов
Задание: Составьте сложные слова, используя данные наречия и прилагательные/причастия. Запишите их в виде сложных слов и объясните, почему наречие пишется слитно.
Легко + воспламеняемый
Высоко + культурный
Сильно + действующий
Трудно + проходимый
Ответы:
Легковоспламеняемый (слитно, наречие теряет самостоятельное значение)
Высококультурный (слитно, наречие теряет самостоятельное значение)
Сильнодействующий (слитно, наречие теряет самостоятельное значение)
Труднопроходимый (слитно, наречие теряет самостоятельное значение)
Упражнение 4: Примеры из справочной литературы
Задание: Найдите в справочной литературе примеры сложных слов с наречиями и объясните их терминологическое значение.
Высококультурный
Высокообразованный
Высокоактивный
Ответы:
Высококультурный (обозначает человека с высоким уровнем культуры, наречие придает значение "в высшей степени")
Высокообразованный (обозначает человека с высоким уровнем образования, наречие придает значение "в высшей степени")
Высокоактивный (обозначает вещество с высокой степенью активности, наречие придает значение "в высшей степени")
Выполните все упражнения раздела «Словосочетание» электронного приложения к учебнику. Проверьте и оцените свою работу.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением