Параграф 31 ГДЗ Пчелов Лукин 6 класс (История)

Решение #1

Изображение §31. Русская литература во второй половине ХIII–ХV векеКакое отражение в русской литературе нашло монгольское нашествие? Монгольское нашествие и сложные отношения...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пчелов, Лукин 6 класс, Русское слово:
§31. Русская литература во второй половине ХIII–ХV веке
Какое отражение в русской литературе нашло монгольское нашествие?
Монгольское нашествие и сложные отношения Русской земли с Золотой Ордой нашли отражение во многих произведениях русской литературы. Горечью и одновременно гордостью, любовью к Отечеству проникнуто «Слово о погибели Русской земли».
Во второй половине XIII века было написано житие князя Михаила Всеволодовича Черниговского, убитого в Орде за отказ предать свою веру. Житие Александра Невского, написанное также во второй половине XIII века, прославляет победы князя-полководца. Согласно житию, сам Батый дивился мужеству русского князя и говорил своим вельможам: «Вы правду мне сказали, что нет князя, подобного ему».
Победа в Куликовской битве всколыхнула русский народ. О ней сохранились рассказы как в летописях, так и в других литературных произведениях. Образцом для автора другого произведения куликовского цикла — «Задо?нщины» было древнее «Слово о полку Игореве».
Какую роль играла литература в жизни людей в мирные дни и во времена тяжёлых испытаний?
Литература во время мирной жизни представляла собой скорее развлекательную функцию, а в тяжелые времена она была опорой и средством поднятия духа. Литература должна была наполнять человека.
1. О каких ситуациях в жизни героев повествуют жития?
Жития повествуют о ситуациях. В которых князьям приходится показывать свой характер и свою позицию, пойти наперекор ордынскому хану.
2. Какие качества героев авторы житий считают наиболее важными?
• Смелость
• Храбрость
• Верность Родине
• Верность принципам
3. На основании чего можно судить об отношении составителей житий к их героям?
Об отношении составителей житий к героям можно судить по эпитетам, которыми они их характеризуют. Например, автор второго текста называет Михаила блаженным.
1. Какие изменения претерпела письменность в XIV–XV веках? Чем они были вызваны?
Изменился тип письма. Если раньше господствовал устав, то есть тщательное, неторопливое письмо, то теперь появился полуустав. Буквы стали мельче, потеряли чёткую геометрическую форму, возник их наклон. Письмо стало беглым.
В середине XV века полуустав превратился в скоропись. Концы букв вышли за линию строки. Стало больше сокращений слов, некоторые буквы вознеслись над строкой. Написания букв приобрели большое разнообразие. Всё это ускорило письмо. Тем более что потребность в нём постоянно увеличивалась, и книги, и деловые и хозяйственные документы требовались в повседневной жизни.
2. Какое отражение в средневековой русской литературе нашли события монгольского нашествия на Русь?
Монгольское нашествие и сложные отношения Русской земли с Золотой Ордой нашли отражение во многих произведениях русской литературы. Горечью и одновременно гордостью, любовью к Отечеству проникнуто «Слово о погибели Русской земли».
Во второй половине XIII века было написано житие князя Михаила Всеволодовича Черниговского, убитого в Орде за отказ предать свою веру. Житие Александра Невского, написанное также во второй половине XIII века, прославляет победы князя-полководца. Согласно житию, сам Батый дивился мужеству русского князя и говорил своим вельможам: «Вы правду мне сказали, что нет князя, подобного ему».
Победа в Куликовской битве всколыхнула русский народ. О ней сохранились рассказы как в летописях, так и в других литературных произведениях. Образцом для автора другого произведения куликовского цикла — «Задо?нщины» было древнее «Слово о полку Игореве».
3. Какие литературные жанры получили развитие в этот период?
Развитие получил жанр жития, повести и летописи. Также развивался жанр хождения.
4. Охарактеризуйте произведения, называвшиеся житиями. О ком они повествовали? Какие качества героев воспевались в житиях? Приведите примеры.
Жития повествовали о значительных личностях – в основном князьях. В житиях воспевались лучшие качества героев: мудрость, храбрость, доброта. Во второй половине XIII века было написано житие князя Михаила Всеволодовича Черниговского, убитого в Орде за отказ предать свою веру. Мужество князя, его стойкость и верность православию воспевает автор жития. Житие Александра Невского, написанное также во второй половине XIII века, прославляет победы князя-полководца. Согласно житию, сам Батый дивился мужеству русского князя и говорил своим вельможам: «Вы правду мне сказали, что нет князя, подобного ему».
5*. Как вы объясните то, что события монгольского нашествия и отношения Русской земли с Золотой Ордой нашли отражение не только в летописях, но и в других произведениях — сказаниях, повестях? Чем отличалось описание этих событий в художественной литературе?
Я думаю, события монгольского нашествия и отношения Русской земли с Золотой Ордой нашли отражение не только в летописях, но и в других произведениях — сказаниях, повестях, потому что эти события были очень грандиозными и люди очень переживали по ним, это касалось каждого. В художественной литературе эти события наполнены красками и эмоциональными переживаниями автора.
Тренажёр к §31 № 1
Соотнесите названия литературных произведений с иллюстрациями.
Тренажёр к §31 № 2
1. Прочитайте текст, выберите название произведения и автора.
И вот один… медведь взял обычай приходить к преподобному. Когда понял преподобный, что не из-за злобы приходит к нему зверь… выносил ему из хижины своей маленький кусок хлеба… брал его медведь и уходил. Если же оставался у преподобного один кусок хлеба, то делил он его на две части: одну себе, а другую зверю отдавал… Иногда же блаженный и о себе не думал и голодным оставался: если был у него один кусок хлеба, то отдавал его зверю.
- Епифаний Премудрый
- «Житие Сергия Радонежского»
- «Задонщина»
- Софоний
- Неизвестный автор
- «Повесть о разорении Рязани Батыем»
Ответ: Епифаний Премудрый, «Житие Сергия Радонежского»
2. Прочитайте текст, выберите название произведения и автора.
Уже повеяли сильные ветры с моря, с устья Дона и Днепра, пригнали они великие тучи на землю Русскую. Из них выступают кровавые зори, в них трепещут синие молнии. Быть стуку и грому великому на речке Непрядве… Падать людям трупами на поле Куликовом! Но не бывать Мамаю на Русской земле!
- «Повесть о разорении Рязани Батыем»
- «Житие Сергия Радонежского»
- Неизвестный автор
- Софоний
- Епифаний Премудрый
- «Задонщина»
Ответ: «Задонщина», Софоний
3. Прочитайте текст, выберите название произведения и автора.
Пришёл на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских… И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове… и услышал о нашествии… и выступил из Чернигова с малою дружиною… И помчался в город Рязань, и увидел город разорённый,… множество народа полегшего… И собрал небольшую дружину… и погнались вослед безбожного царя… И начали сечь без милости…
- Житие Сергия Радонежского»
- «Задонщина»
- Неизвестный автор
- Софоний
- «Повесть о разорении Рязани Батыем»
- Епифаний Премудрый
Ответ: Неизвестный автор; «Повесть о разорении Рязани Батыем»
Тренажёр к §31 № 3
С древнейших времён и до XIV века основным и единственным типом письма на Руси был … В XIV веке появляется … Письмо становится более беглым - буквы становятся мельче, теряют чёткую геометрическую форму, у них появляется наклон. Наконец, в XV веке появляется … Концы букв выходят за линию строки, некоторые буквы возносятся над строкой, появляется больше сокращений слов.
Ответ: устав, полуустав, скоропись
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением