Упр.26 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 26. 1. Подготовьтесь к изложению (подробному или сжатому) и к сочинению. Какие средства речевой выразительности использует поэт Глеб Горбовский?Ставшая расхожей фраза...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
26. 1. Подготовьтесь к изложению (подробному или сжатому) и к сочинению. Какие средства речевой выразительности использует поэт Глеб Горбовский?
Ставшая расхожей фраза «мой Пушкин», конечно же, утомляет, а то и нервирует. Есть в этом капризном словосочетании нечто от незаконного присваивания общественной собственности или — от детски-амбициозного «моё!» — « Моя кукла!», «Мой конструктор! > > .
Стало быть — «наш Пушкин»? Но ведь тогда — без многократного повторённого «мой!» — Пушкин делается... ничей.
Пушкин, конечно же, наш, и всё же как не соблазниться поразмышлять именно о «своём» Пушкине? О Пушкине в тебе?
Каков же он — «мой Пушкин» ?
Иногда мне хочется зорко и жадно оглянуться назад, за полторы сотни лет, оглянуться, как в степь или море, на живой огонёк и увидеть «своего» Пушкина.4
«Ни огня, ни чёрной хаты. Глушь и снег». Представляете? Огромная, бескрайняя2 российская ночь. Вокруг ничего живого. Кони встали. Шуршит позёмка по насту. Пушкин соскочил с возка — размяться. Глушь и снег. На беспомощном, человеческом его лице тают1 случайные снежинки. Я вижу его именно таким...
Подготовьтесь к изложению.
Для того, чтобы подготовиться к сжатому изложению, нужно:
1) внимательно прочитать текст
2) определить тему и основную мысль
Тема текста: личное отношение каждого человека к творчеству Пушкина.
Основная мысль:
- «без многократного повторённого «мой» Пушкин делается ничей»
- мне хочется увидеть «своего» Пушкина.
3) найти ключевые слова
Ключевые слова: Пушкин, мой Пушкин, общественное достояние, личное восприятие, творчество Пушкина.
4) определить количество абзацев и составить план;
В данном тексте 6 абзацев.
План текста:
1. Отношение к фразе «мой Пушкин».
2. Рассуждения о принадлежности Пушкина.
3. Размышления о личном восприятии Пушкина.
4. Личное восприятие Пушкина.
5. Вывод.
5) обратить внимание на стиль и тип речи.
Стиль текста: публицистический.
Тип речи: рассуждение.
6) сократить текст, объединяя предложения, опуская детали и заменяя некоторые слова общими понятиями;
7) перечитать текст, обратить внимание на язык изложения, проверить орфографию и постановку знаков препинания.
Какие средства речевой выразительности использует поэт Глеб Горбовский?
Эпитеты:
- капризное (словосочетание)
- бескрайняя (ночь)
- случайные (снежинки)
- детски-амбициозное
Риторические вопросы:
- Стало быть – «наш Пушкин»?
- Пушкин, конечно же, наш, и всё же как не соблазниться поразмышлять именно о «своём» Пушкине?
- О Пушкине в себе?
- Каков же он – «мой Пушкин»?
Синтаксический параллелизм:
- Стало быть – «наш Пушкин»: Каков же он – «мой Пушкин»?
Парцелляция:
Пушкин, конечно же, наш, и всё же как не соблазниться поразмышлять именно о «своём» Пушкине? О Пушкине в себе?
Лексический повтор:
- глушь и снег
Сравнение:
- как в степь или море
Метафора:
- мой Пушкин
- наш Пушкин
2. Прочитайте текст и озаглавьте его.
Название – «Мой Пушкин».
3. Объясните значение слов: амбициозный, позёмка, расхожий.
Амбициозный – 1. (неодоб.) Чрезмерно, обострённо честолюбивый, властолюбивый, самолюбивый. 2. Полный претензий, притязаний, амбиций; вызываемый ими.
Позёмка – низовой ветер зимой, а также снег, переносимый этим ветром при отсутствии снегопада.
Расхожий – 1. (прост.) Находящийся в постоянном употреблении. 2. (прост.) Частый, широко распространённый. 3. (разг.) Предназначенный для повседневного использования. 4. (неодоб.) Ходкий, быстро распродающийся.
4. Докажите, что это текст публицистического стиля.
В данном тексте можно найти следующе особенности публицистического стиля:
- задача текста: воздействие на читателя, сообщение определённой информации
- логичность изложения
- сочетание книжной и разговорной лексики
- короткие абзацы и предложения
- эмоциональность и сценичность
- риторические вопросы, восклицательные предложения и повторы
- эмоционально-экспрессивная лексика
- речевые клише
- глаголы в форме настоящего времени
- общедоступность высказывания
5. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их тип. Какова их роль в тексте?
Стало быть – «наш Пушкин»? (односоставное назывное предложение)
Пушкин, конечно же, наш, (односоставное назывное предложение) и всё же как не соблазниться поразмышлять именно о «своём» Пушкине? (односоставное безличное предложение)
Иногда мне хочется зорко и жадно оглянуться назад, за полторы сотни лет, оглянуться, как в степь или море, на живой огонёк и увидеть «своего» Пушкина. (односоставное безличное предложение)
Ни огня, ни чёрной хаты. (односоставное безличное неполное предложение)
Глушь и снег. (односоставное назывное предложение)
Представляете? (односоставное определённо-личное предложение)
Огромная, бескрайняя российская ночь. (односоставное назывное предложение)
Вокруг ничего живого. (односоставное безличное неполное предложение)
Пушкин соскочил с возка – размяться. (односоставное безличное предложение)
Односоставные предложения делают текст лаконичным, красочным, а также позволяют акцентировать внимание читателя на определённых действиях или явлениях. Эти предложения помогают избежать лексических повторов в тексте, а также передают настроение автора и состояние героев. Односоставные предложения помогают создать необходимый эмоциональный фон текста.
6. Понаблюдайте за употреблением в тексте вопросительных предложений. Что достигается благодаря их использованию?
Стало быть – «наш Пушкин»?
Пушкин, конечно же, наш, и всё же как не соблазниться поразмышлять именно о «своём» Пушкине?
О Пушкине в тебе?
Каков же он – «мой Пушкин»?
7. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
Орфографические правила:
1) Правописание приставок рас-/рос-; расхожей, приставка рас- является безударной: расхожей
2) Правописание частицы же; конечно же; частица же всегда пишется раздельно.
3) Правописание безударных личных окончаний глаголов; утомляет, утомлять, 1 спряжение.
4) Правописание сложных слов с соединительными гласными; словосочетании; соединительная гласная о после твёрдого согласного.
5) Правописание частицы не с неопределёнными местоимениями; нечто; частица не с неопределёнными местоимениями пишется слитно; частица не является ударной: нечто.
6) Правописание частицы не с прилагательными: незаконного; можно заменить синонимом: противозаконный
7) Правописание н/нн в суффиксах прилагательных: общественной; в суффиксе -енн- пишется удвоенная нн.
8) Правописание сложных прилагательных; детски-амбициозного; сложные прилагательные, образованные от равноправных слов, пишутся через дефис: детский и амбициозный
9) Правописание н/нн в суффиксах причастий; повторённого; в суффиксах страдательных причастий всегда пишется удвоенная нн.
10) Правописание тся/ться; делается; Пушкин (что делает?) делается; оглянуться; хочется (что сделать?) оглянуться.
11) Правописание частицы не с глаголами; не соблазниться; частица не с глаголами пишется раздельно.
12) Правописание неизменяемых приставок; поразмышлять; неизменяемая приставка по-.
13) Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова; оглянуться; проверочное слово: глядя.
14) Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова; огонёк; словарное слово
15) Правописание гласных в корне слова после шипящих; чёрной; после шипящих в корне слова в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: чернеть
16) Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных; глушь; женский род, 3 склонение.
17) Правописание приставок на согласные с/з; бескрайняя; приставка перед основой на глухой согласный.
18) Оглушение согласных перед глухими согласными; возка; проверочное слово: возок.
19) Правописание сочетаний согласных без мягкого знака; беспомощном; сочетание щн пишется без мягкого знака.
Пунктуационные правила:
20) Вводные слова выделяются запятыми: Ставшая расхожей фраза «мой Пушкин», конечно же, утомляет…
21) Запятая между однородными членами предложения, соединёнными без помощи союзов: Огромная, бескрайняя российская ночь.
22) Запятая между однородными членами предложения, соединёнными повторяющимися союзами: Ни огня, ни чёрной хаты.
8. Выпишите из предпоследнего абзаца несколько словосочетаний, произведите анализ одного из них.
Мне хочется
1. хочется (кому?) мне;
2. главное слово выражено глаголом, зависимое – личным местоимением.
3. глагольное словосочетание.
4. способ связи – управление.
5. связь выражается при помощи формы зависимого слова.
6. смысловые отношения – объектные.
Хочется иногда
1. хочется (когда?) иногда;
2. главное слово выражено глаголом, зависимое – наречием.
3. глагольное словосочетание.
4. способ связи – примыкание.
5. связь выражается только при помощи смысла.
6. смысловые отношения – обстоятельственные.
Оглянуться зорко
1. оглянуться (как?) зорко;
2. главное слово выражено глаголом, зависимое – наречием.
3. глагольное словосочетание.
4. способ связи – примыкание.
5. связь выражается только при помощи смысла.
6. смысловые отношения – обстоятельственные.
Оглянуться назад
1. оглянуться (куда?) назад;
2. главное слово выражено глаголом, зависимое – наречием.
3. глагольное словосочетание.
4. способ связи – примыкание.
5. связь выражается только при помощи смысла.
6. смысловые отношения – обстоятельственные.
Оглянуться на огонёк
1. оглянуться (куда? на что?) на огонёк;
2. главное слово выражено глаголом, зависимое – именем существительным с предлогом.
3. глагольное словосочетание.
4. способ связи – управление.
5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (нулевое окончание) и предлога на.
6. смысловые отношения – обстоятельственные.
На живой огонёк
1. на огонёк (какой?) живой;
2. главное слово выражено именем существительным, зависимое – именем прилагательным.
3. именное словосочетание.
4. способ связи – согласование.
5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-ой).
6. смысловые отношения – определительные.
Увидеть Пушкина
1. увидеть (кого?) Пушкина;
2. главное слово выражено глаголом, зависимое – именем существительным.
3. глагольное словосочетание.
4. способ связи – управление.
5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-а).
6. смысловые отношения – объектные.
9. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
Ставшая расхожей фраза «мой Пушкин», конечно же, утомляет, а то и нервирует. Есть в этом капризном словосочетании нечто от незаконного присваивания общественной собственности или – от детски-амбициозного «моё!» - «Моя кукла!», «Мой конструктор!».
Стало быть – «наш Пушкин»? Но ведь тогда – без многократного повторённого «мой!» - Пушкин делается… ничей.
Пушкин, конечно же, наш, и всё же как не соблазниться поразмышлять именно о «своём» Пушкине? О Пушкине в тебе?
Каков же он – «мой Пушкин»?
Иногда мне хочется зорко и жадно оглянуться назад, за полторы сотни лет, оглянуться, как в степь или море, на живой огонёк и увидеть «своего» Пушкина.
«Ни огня, ни чёрной хаты. Глушь и снег». Представляете? Огромная, бескрайняя российская ночь. Вокруг ничего живого. Кони встали. Шуршит позёмка по насту. Пушкин соскочил с возка – размяться. Глушь и снег. На беспомощном, человеческом его лице тают случайные снежинки. Я вижу его именно таким…
10. Напишите изложение или сочинение на одну из тем: «Мой Пушкин», «Я вижу Пушкина именно таким...», «Роль односоставных предложений в тексте», «Вопросительные предложения в тексте как средство выразительности», «Роль такого пунктуационного знака, как многоточие».
Изложение
Фраза «мой Пушкин» может вызывать разные чувства, от усталости до раздражения. Она напоминает незаконное присвоение общественной собственности или детское «моё!»
С одной стороны, Пушкин – это наше общее достояние, и ф раза «наш Пушкин» кажется более уместной. С другой стороны, каждый человек может иметь своё восприятие Пушкина, свои мысли и чувства, связанные с ним.
Иногда хочется представить, каким мог быть Пушкин в определённых обстоятельствах. Например, можно представить его стоящим посреди бескрайней российской ночи, в окружении снега и тишины. На его лице тают снежинки, и он выглядит задумчивым и одиноким.
Сочинение
Я вижу Пушкина именно таким…
Александр Сергеевич Пушкин – один из самых известных русских поэтов и писателей. Его произведения знакомы каждому с детства, а его имя стало символом русской литературы.
Я вижу Пушкина как человека, который был необычайно талантлив и разносторонен. Он был не только поэтом, но и прозаиком, драматургом, критиком и публицистом. Пушкин оставил после себя огромное наследие, которое до сих пор остаётся актуальным и востребованным.
Я вижу Пушкина как человека, который любил жизнь и умел наслаждаться ею. Он был известен своими весёлыми и остроумными шутками, а также своей любовью к женщинам. Пушкин был женат и имел детей, но это не мешало ему увлекаться другими женщинами и посвящать им свои стих.
Я вижу Пушкина как человека, который был патриотом своей страны. Он любил Россию и верил в её будущее. Пушкин писал о русской истории, культуре и природе. Он восхищался русским народом и его традициями.
Я вижу Пушкина именно таким. Однако это лишь мой взгляд, каждый человек может видеть его по-своему. Но для меня Пушкин – это прежде всего великий поэт и писатель, который оставил неизгладимый след в русской литературе.
Морфологический анализ слова:
Хочется
1. Хочется – глагол (обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?).
2. Инфинитив: хотеться
3. Постоянные признаки:
- 1 спряжение
- несовершенный вид
- возвратный
- непереходный
4. Непостоянные признаки:
- изъявительное наклонение
- настоящее время
- безличный
5. В предложении является сказуемым (что делает?) хочется).
Орфографический анализ слова:
Оглянуться
1. оглянуться
2. Правописание приставки; приставка о- является неизменяемой.
3. Безударная гласная в корне слова; проверочное слово: глядя.
4. Правописание тся/ться; хочется (что сделать?) оглянуться.
Синтаксический анализ предложения:
Иногда мне хочется зорко и жадно оглянуться назад, за полторы сотни лет, оглянуться, как в степь или море, на живой огонёк и увидеть «своего» Пушкина.
(что делает?) хочется; хочется (что?) оглянуться, оглянуться и увидеть; хочется (когда?) иногда; хочется (кому?) мне; хочется (как?) зорко и жадно; оглянуться (куда?) назад, за полторы сотни лет; оглянуться (как?) как в степь или море; оглянуться (на что?) на огонёк; на огонёк (какой?) живой; увидеть (кого?) Пушкина; Пушкина (чьего?) своего).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, распространённое, осложнено однородными дополнениями и обстоятельствами, уточняющим обстоятельством и сравнительным оборотом, полное.
Морфемный анализ слова:
Бескрайняя
1. Бескрайняя – имя прилагательное.
2. Выделим основу и окончание: бескрайняя
3. Найдём словообразовательные морфемы: бескрайняя < край
4. Найдём корень слова: бескрайняя (край, окраина).
5. бескрайняя
Фонетический анализ слова:
Тают
1. Тают – та-ют (2 слога; 1-й слог ударный).
2. Тают – [тай’ут].
3. В слове 4 буквы: 2 гласных и 2 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
т – [т]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
а – [а]: гласный, ударный
ю – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[у]: гласный, безударный
т – [т]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
5. В слове 5 звуков: 2 гласных и 3 согласных.
Гласная буква ю после другого гласного образует два звука.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением