Стр.51 Часть II Материал для самостоятельной работы ГДЗ Горинов Данилов 10 класс (История)

Решение #1

Изображение § Народы СССР в борьбе с фашизмом.Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.Каковы были источники победы советского народа над фашистской...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Горинов, Данилов, Моруков 10 класс, Просвещение:
§ Народы СССР в борьбе с фашизмом.
Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Каковы были источники победы советского народа над фашистской Германией?
Морально-политическое единство многонационального советского народа стало важнейшим условием его победы в Великой Отечественной войне.
На чём был основан расчет Гитлера, будто бы СССР рухнет под первыми ударами Германии?
Расчет Гитлера был основан на том, что народы в составе СССР будут разобщены и не станут бороться сообща.
Чем, на ваш взгляд, можно объяснить сотрудничество некоторых граждан СССР с врагом в годы войны?
Я думаю, некоторые граждане боялись немцев и делали это для того, чтобы выжить. Другие же ожидали лучшей жизни в случае присоединения к немцам.

1. Приведите примеры, отражающие многонациональный, всенародный характер борьбы с врагом.
В рядах Красной Армии сражались представители всех народов СССР. Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар гитлеровских войск, сражались и погибли представители 30 национальностей. Дружба и взаимовыручка солдат различной национальной принадлежности в равной мере проявились при защите столицы, столиц союзных республик, центров автономных республик и областей Северного Кавказа. Подвиги русских героев повторили украинец А. Е. Шевченко, эстонец И. И. Лаар, молдаванин И. И. Солтыс, еврей Е. С. Белинский, казах С. Б. Байбагамбетов, белорус П. В. Костючек. Представители 33 национальностей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра. На территории Белоруссии боролись с противником партизаны и подпольщики более чем 70 национальностей СССР, на территории Украины — более 60.
2. Объясните смысл лозунга «Советская страна — единый военный лагерь».
Данный лозунг означает единение народов в борьбе против врага. С первых дней войны дружба советских народов проявилась и в переводе на военные рельсы экономики страны. Эвакуация предприятий в восточные союзные и автономные республики привела к перемещению вместе с ними миллионов беженцев. Во всех национальных районах страны с первых дней войны ширилось движение по сбору денежных средств, одежды и обуви, продовольствия в помощь армии, беженцам и переселенцам.
3. Что такое депортация? Каковы были её причины в годы Великой Отечественной войны? Каковы были её последствия?
Депортация - насильственное переселение населения. Активизация национальных движений вызвала ещё большее ужесточение национальной политики. Любое проявление национальной специфики, а тем более вооружённого противодействия квалифицировалось как предательство. Это и стало причинами депортации.
В результате депортации погибло более 144 тыс. человек, в том числе половина всего калмыцкого народа, каждый второй балкарец, каждый третий карачаевец. Эти жестокие репрессии вызвали в послевоенные годы новый всплеск национальных движений.
4. Раскройте на примерах вклад жителей национальных республик в победу над фашизмом.
Инициаторами важных починов в промышленности в годы войны выступали русская Е. Г. Барышникова и грузин Н. В. Геладзе, татарин Г. Б. Максудов и украинка Е. М. Чухнюк. В сельском хозяйстве колхозники разных национальностей равнялись на П. Н. Ангелину, Ч. Берсиева, М. И. Бровко, Т. С. Мальцева и др. Подвиги русских героев А. М. Матросова, А. К. Панкратова, В. В. Васильковского, грудью закрывших амбразуры вражеских дзотов, повторили украинец А. Е. Шевченко, эстонец И. И. Лаар, молдаванин И. И. Солтыс, еврей Е. С. Белинский, казах С. Б. Байбагамбетов, белорус П. В. Костючек, сотни бойцов других национальностей
Во всех национальных районах страны с первых дней войны ширилось движение по сбору денежных средств, одежды и обуви, продовольствия в помощь армии, беженцам и переселенцам
5. Расскажите о попытках гитлеровского руководства использовать национальные движения в СССР. Каковы результаты этих попыток? Почему они в целом закончились неудачей?
Немцы пытались поставить национальные движения в западных районах СССР под свой контроль, для того чтобы облегчить задачу разгрома Красной Армии. Из пленных советских воинов, пожелавших сотрудничать с врагом, была сформирована Русская освободительная армия (РОА) под командованием генерала А. А. Власова, а также батальоны и полки из украинцев, крымских татар, некоторых народов Северного Кавказа. Многие из них возглавляли бывшие генералы и офицеры белых армий.
Однако гитлеровцам так и не удалось создать из национальных формирований достаточно серьёзной военной силы и поколебать дружбу народов СССР,
6. Выскажите своё отношение к коллаборационизму в годы войны. Можно ли оправдать действия коллаборационистов идеей борьбы со сталинским режимом?
Сложно дать однозначную оценку деятельности коллаборационистов. Некоторые действовали в соответствие со своими принципами и взглядами, другие хотели просто выжить. Я думаю, что действия некоторых коллаборационистов можно оправдать идеей борьбы со сталинским режимом.

1. Напишите сочинение, эссе на тему «Мои земляки в годы войны».
Уральский добровольческий танковый корпус породил величайший патриотический подъем трудящихся уральских областей, главным образом Свердловской, Челябинской и Пермской.
Тысячи рабочих и колхозников Урала обратились в обкомы партии с просьбой возбудить ходатайство перед Советским правительством о разрешении за счет дополнительного времени произвести сверх плана несколько сот танков и орудий, создать Уральское танковое соединение и самим рабочим и колхозникам добровольно пойти на этих танках бить фашистов.
ЦК ВКП(б) удовлетворил просьбу трудящихся Урала. 26 февраля 1943 г., руководство областных комитетов партии совместно с военным советом Уральского военного округа приступили к формированию полков и бригад. Весть об этом событии облетела весь Урал.
Только за первые сутки на этом заводе было подано 4364 заявления. Не меньше желающих было на «Уралмаше». Не отставали металлурги Магнитки и машиностроители Челябинска.
Активное участие в сборе средств приняли коллективы заводов, шахт, приисков, колхозов и совхозов, а также домохозяйки и пионеры. Мартеновцы Магнитки перевыполнили план выплавки стали, а горняки Нижнего Тагила — добычи железной руды.
В итоге за сравнительно короткий срок рабочие Челябинской, Свердловской и Пермской областей дали фронту дополнительно к плану за счет сверхурочного времени сотни боевых машин, орудий и другого вооружения.
Погрузились уральцы в эшелоны и отправились на фронт. 10 июня 1943 г. корпус прибыл в Подмосковье, где вошел в состав 4-й танковой армии.
2. Используя дополнительную литературу и Интернет, изучите историю создания и боевой путь одной из национальных дивизий или бригад, сформированных в СССР в годы Великой Отечественной войны. На основе собранного материала подготовьте презентацию по данной теме.
3. Подготовьте сообщение о судьбе одного из депортированных в годы Великой Отечественной войны народов.
Депортация крымских татар в последний год Великой Отечественной войны представляла собой массовое выселение местных жителей Крыма в ряд районов Узбекской ССР, Казахской ССР, Марийской АССР и других республик Советского Союза.
Часть коллаборационистов после отступления гитлеровцы увезли с собой в Германию. Впоследствии из их числа был сформирован особый полк СС. Другая часть (5 381 человек) были арестованы чекистами после освобождения полуострова. Во время арестов изъяли много оружия. Правительство опасалось вооруженного мятежа татар из-за их близости Турции (последнюю Гитлер рассчитывал втянуть в войну с коммунистами).
В ссылку отправлялись даже те, кто никак не содействовал фашистам. При этом 15% мужчин-татар сражались вместе с другими советскими гражданами в Красной армии. В партизанских отрядах 16% составляли татары. Их семьи тоже были депортированы. В этой массовости как раз и отразились опасения Сталина, что крымские татары могут поддаться протурецким настроениям, поднять мятеж и оказаться на стороне врага.
Правительство хотело максимально быстро устранить угрозу с юга. Выселение производилось в срочном порядке, в товарных вагонах. В дороге многие гибли из-за тесноты, нехватки пищи и питьевой воды. Всего из Крыма в годы войны было выслано порядка 190 тысяч татар. 191 татарин умер во время транспортировки. Еще 16 тысяч погибли на новых местах проживания от массового голода в 1946-1947.
4. Напишите историческое эссе на тему «Великая Победа — одна на всех».
Великая Победа является достижением не только русского народа, но и других национальностей, населявших СССР.
В рядах Красной Армии сражались представители всех народов СССР. Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар гитлеровских войск, сражались и погибли представители 30 национальностей. Дружба и взаимовыручка солдат различной национальной принадлежности в равной мере проявились при защите столицы, столиц союзных республик, центров автономных республик и областей Северного Кавказа.

Подвиги русских героев повторили украинец А. Е. Шевченко, эстонец И. И. Лаар, молдаванин И. И. Солтыс, еврей Е. С. Белинский, казах С. Б. Байбагамбетов, белорус П. В. Костючек. Представители 33 национальностей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра. На территории Белоруссии боролись с противником партизаны и подпольщики более чем 70 национальностей СССР, на территории Украины — более 60.
С первых дней войны дружба советских народов проявилась и в переводе на военные рельсы экономики страны. Эвакуация предприятий в восточные союзные и автономные республики привела к перемещению вместе с ними миллионов беженцев. Их размещали в семьях местных жителей, которые делили с эвакуированными не только кров, но и пищу. Большинство из эвакуированных в республики Закавказья и Средней Азии предприятий были оставлены там и после окончания войны, значительно укрепив экономический потенциал союзных республик.
Представители всех наций и народностей страны участвовали во всесоюзном социалистическом соревновании, различных формах движения новаторов производства.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.