Упр.268 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 268. Запишите предложения в том порядке, в каком даны их схемы в предыдущем упражнении. Объясните расстановку знаков препинания.1. Попахни, черёмушка, родимой...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
 

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
268. Запишите предложения в том порядке, в каком даны их схемы в предыдущем упражнении. Объясните расстановку знаков препинания.
1. Попахни, черёмушка, родимой сторонушкой, лежалой соломушкой, шершавой коровушкой, метёною улочкой, осевшим крылечиком, прошедшим и будущим2 теплом человеческим. (О. Фокича) 2. Верится-чудится: солнце забудется® и не заснёт за лесным бугорком, что-то3 ещё непременное сбудется1, и не закончится день костерком. (О. Фокича) 3. Осторожно ветер из калитки вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше, поиграл немного ветками черёмух, пожурил’ за что-то воробьёв знакомых. (М. Исаковский) 4. И, расправив2 бодро молодые крылья, полетел куда-то3 вперегонку1’ с пылью. (М. Исаковский) 5. Начинаешь ли первой строкой смелый замысел нового тома, или камень своею рукой ты кладёшь в основание дома, или в трудный рискованный путь ты с друзьями уходишь надолго, никогда и нигде не забудь: ручейком начинается Волга. (М. Матусовский)
Объясним расстановку знаков препинания:
1. Попахни, (запятой выделяется обращение) черёмушка, (запятой выделяется обращение) родимой сторонушкой, (запятая между однородными дополнениями) лежалой соломушкой, (запятая между однородными дополнениями) шершавой коровушкой, (запятая между однородными дополнениями) матёною улочкой, (запятая между однородными дополнениями) осевшим крылечком, (запятая между однородными дополнениями) прошедшим и будущим теплом человеческим.
2. Верится-чудится: (двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением дополнения) солнце забудется и не заснёт за лесным бугорком, (запятая разделяет части сложного предложения) что-то ещё непременное сбудется, (запятая разделяет части сложного предложения) и не закончится день костерком.
3. Осторожно ветер из калитки вышел, (запятая между однородными сказуемыми) постучал в окошко, (запятая между однородными сказуемыми) пробежал по крыше, (запятая между однородными сказуемыми) поиграл немного ветками черёмух, (запятая между однородными сказуемыми) пожурил за что-то воробьёв знакомых.
4. И, (запятой выделяется деепричастный оборот) расправив бодро молодые крылья, (запятой выделяется деепричастный оборот) полетел куда-то вперегонку с пылью.
5. Начинаешь ли первой строкой смелый замысел нового тома, (запятая разделяет части сложного предложения) или камень своею рукой ты кладёшь в основание дома, (запятая разделяет части сложного предложения) или в трудный рискованный путь ты с друзьями уходишь надолго, (запятая разделяет части сложного предложения) никогда и нигде не забудь: (двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением дополнения) ручейком начинается Волга.
Соотнесём предложения с их схемами из предыдущего упражнения:
1. [- =, =, =, =, =]
Осторожно ветер из калитки вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше, поиграл немного ветками черёмух, пожурил за что-то воробьёв знакомых.
2. [И, д/о, =].
И, расправив бодро молодые крылья, полетел куда-то вперегонку с пылью.
3. [=, О, ---, ---, ---, ---, ---, ---].
Попахни, черёмушка, (обращение) родимой сторонушкой, лежалой соломушкой, шершавой коровушкой, матёною улочкой, осевшим крылечком, прошедшим и будущим теплом человеческим.
4. []: [], [], и [].
[Верится-чудится]1: [солнце забудется и не заснёт за лесным бугорком]2, [что-то ещё непременное сбудется]3, и [не закончится день костерком]4.
5. (ли), или (), или (), []: [].
(Начинаешь ли первой строкой смелый замысел нового тома)1, или (камень своею рукой ты кладёшь в основание дома)2, или (в трудный рискованный путь ты с друзьями уходишь надолго)3, [никогда и нигде не забудь]4: [ручейком начинается Волга]5.
Морфемный разбор:
Будущим
1. Будущим – имя прилагательное.
2. Выделим основу и окончание: будущим
3. Найдём словообразовательные морфемы: будущим < будет
4. Найдём корень: будущим (будет, побуду)
5. будущим
Расправив
1. Расправив – деепричастие.
2. Выделим основу слова: расправив
3. Найдём словообразовательные морфемы: расправив < расправить < править
4. Найдём корень слова: расправив (расправить, править)
5. расправив
Орфографический анализ слова:
Забудется
1. Забудется
2. Безударный гласный в приставке; неизменяемая приставка за-.
3. Безударное окончание глагола; забыться, 1 спряжение.
3. Правописание тся/ться; солнце (что сделает?) забудется.
Вперегонку
1. вперегонку
2. Правописание приставок в наречиях; наречия с приставками пишутся слитно.
3. Безударные гласные в приставке; приставка пере- является неизменяемой.
Кладёшь
1. кладёшь
2. Безударная гласная в корне слова; проверочное слово: класть.
3. Мягкий знак на конце глагола после шипящего; мягкий знак после шипящего указывает на форму глагола: 2-е лицо, единственное число.
Никогда
1. никогда
2. Правописание частиц не/ни с наречиями; частица ни с отрицательные наречиями пишется слитно.
3. Правописание гласных в приставках не/ни; частица ни является отрицательной: никогда?.
4. Безударная гласная в корне слова; словарное слово.
Нигде
1. нигде
2. Правописание частиц не/ни с наречиями; частица ни с отрицательные наречиями пишется слитно.
3. Правописание гласных в приставках не/ни; частица ни является отрицательной: нигде?.
Морфологический анализ слова:
Что-то
1. Что-то – местоимение (указывает на предмет, не называя его, и отвечает на вопрос что?).
2. Начальная форма: что-то.
3. Постоянные признаки:
- неопределённое
4. Непостоянные признаки:
- именительный падеж
5. В предложении является подлежащим (что?) что-то).
Куда-то
1. Куда-то – наречие (обозначает признак действия и отвечает на вопрос куда?).
2. Местоименное.
3. Неопределённое.
4. Неизменяемое
5. В предложении является обстоятельством (полетел (куда?) куда-то).
Фонетический анализ слова:
Сбудется
1. Сбудется – сбу-де-тся (3 слога; 1-й слог ударный).
2. Сбудется – [сбуд’иц:а]
3. В слове 8 букв: 3 гласных и 5 согласных.
4. Звукобуквенный анализ слова:
с – [с]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
б – [б]: согласный, звонкий парный, шумный, твёрдый парный
у – [у]: гласный, ударный
д – [д’]: согласный, звонкий парный, мягкий парный
е – [и]: гласный, безударный
т – [ц:]: согласный, глухой непарный, твёрдый непарный, долгий
с – не образует звука
я – [а]: гласный, безударный
5. В слове 7 звуков: 3 гласных и 4 согласных.
Согласная буква с не образует звука.
Лексический анализ слова:
Пожурил
1. Пожурить – поругать; высказать кому-либо недовольство за что-либо; провести некоторое время, журя кого-либо.
2. Однозначное.
3. Употреблено в переносном значении, олицетворение.
4. Синонимы: поругать, попенять.
5. Антонимы: похвалить.
6. Исконное.
7. Разговорное.
8. Относится к ограниченной диалектной лексике.
9. Фразеологизмов со словом нет.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением