Упр.271 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 271. 1. Прочитайте текст. Выпишите ключевые слова и словосочетания. Укажите средства связи между предложениями. Какова роль в тексте сложных предложений?Быть может,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
271. 1. Прочитайте текст. Выпишите ключевые слова и словосочетания. Укажите средства связи между предложениями. Какова роль в тексте сложных предложений?
Быть может, самое романтическое в истории человеческих чувств — это романтизм русской любви. Отношения Онегина и Татьяны известны нам с детства в мельчайших'* подробностях, как те или иные события в собственной нашей семье,7 живущие в изустной передаче долгий ряд лет. И так же мало склонны мы удивляться им: это нечто само собой разумеющееся. Она его увидела в деревне, полюбила, написала письмо; отвергнутая им, вышла замуж за немолодого генерала, из ничем не замечательной сельской девушки стала великосветской дамой; он увидел2 её на балу, полюбил и был отвергнут ею* из чувства долга, хотя любила она его по-прежнему. Об этом в детстве рассказали нам роман и опера5. «Я к вам пишу, чего же боле...», «Вы мне писали...», «Ужель та самая Татьяна...», «...И буду век ему верна». И это не удивляет, а волнует, тихо* и сладостно, как семейная легенда. А между тем тут удивительно всё, удивительно ошеломляюще, и не подробности удивительны, а сами события. Увидела, полюбила — это понятно. А вот написала письмо с романтичным объяснением в любви... Написала первая...
Её письмо — героическая попытка стать выше всех условностей... В истории чувств нет ни одного женского письма, равного по отваге5 сердца письму Татьяны.
Пожалуй, самое неудивительное в этой удивительной героине то, что она после замужества отвергает любимого человека...
Это единственное событие, которое можно отнести к само собой разумеющемуся. «Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества, — чётко формулировала Марина Цветаева,7 рассказывая о том, что всю жизнь, полюбив, писала первая только потому, что в детстве видела в театре, как это делает Татьяна. — У кого из народов такая героиня: смелая и достойная*, влюблённая — и непреклонная, ясновидящая и любящая».
(Е. Богат)
Выпишите из текста ключевые слова и словосочетания:
Самое романтичное, романтизм русской любви, отношения Онегина и Татьяны, удивительно всё, ошеломляюще, написала письмо первая, с романтичным объяснением в любви, героическая попытка, стать выше условностей, в истории чувств, ни одного женского письма.
Укажите средства связи между предложениями.
- лексический повтор (история чувств; письмо, удивляет – удивительны)
- контекстуальные синонимы (Татьяна – героиня)
- антонимы (удивительное – неудивительное)
- местоименные замены (Татьяна – она, Онегин – его, об этом, это)
- союзы в начале предложений (и так же мало…; и это не удивляет…; а между тем…)
- синтаксический параллелизм (она его увидела…; он увидел её…)
- неполные предложения
- вводные слова (пожалуй, быть может)
- глаголы в одной временной форме (рассказали, написала, увидела)
- слова одной тематической группы (любовь, чувства, признание, отвага сердца).
Какова роль сложных предложений в тексте?
Сложные предложения помогают автору более развёрнуто выразить свою мысль, более образно передать мысли, чувства, эмоции и переживания.
2. Определите тему, основные мысли текста.
Тема текста: романтизм русской любви (на примере отношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина).
Основные мысли:
«Быть может, самое романтическое в истории человеческих чувств – это романтизм русской любви».
«В истории чувств нет ни одного женского письма, равного по отваге сердца письму Татьяны».
«Татьяна …. смелая и достойная, влюблённая – и непреклонная, ясновидящая и любящая».
3. Какова роль в тексте антонимов удивительный — неудивительный и слов, однокоренных с ними?
Удивительный – неудивительный
Данные антонимы (а также однокоренные с ними слова) в тексте играют художественную роль. Подобный художественно-выразительный приём называет антитеза (противопоставление). Он помогает автору передать одну из ключевых мыслей текста: иногда за казалось бы неудивительными, обычными событиями, скрывается нечто удивительное.
4. Подберите синонимы к наречию ошеломляюще.
Ошеломляюще – потрясающе, поразительно, удивительно, необычайно, необыкновенно.
5. Произведите анализ словосочетаний: удивительная героиня, урок верности, любила по-прежнему, написала письмо.
Удивительная героиня;
1. героиня (какая?) удивительная;
2. главное слово выражено именем существительным, зависимое – именем прилагательным.
3. именное словосочетание.
4. способ связи – согласование.
5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-ая).
6. смысловые отношения – определительные.
Урок верности
1. урок (чего?) верности;
2. главное слово выражено именем существительным, зависимое – именем существительным.
3. именное словосочетание.
4. способ связи – управление.
5. связь выражает при помощи окончания зависимого слова (-и).
6. смысловые отношения – определительные.
Любила по-прежнему
1. любила (как?) по-прежнему;
2. главное слово выражено глаголом, зависимое – наречием.
3. глагольное словосочетание.
4. способ связи – примыкание.
5. связь выражается только при помощи смысла.
6. смысловые отношения – обстоятельственные.
Написала письмо
1. написала (что?) письмо;
2. главное слово выражено глаголом, зависимое – именем существительным.
3. глагольное словосочетание.
4. способ связи – управление.
5. связь выражает при помощи окончания зависимого слова (-о).
6. смысловые отношения – объектные.
6. Какие языковые средства выражения отношения, оценки используются в тексте?
Для выражения отношения, оценки в данном тексте используются:
- оценочная лексика (самое романтическое, само собой разумеющееся, удивительно ошеломляюще);
- сравнения (как те или иные события в собственной нашей семье; как семейная легенда)
- эпитеты (смелая, достойная, героическая)
- антитеза (удивительное – неудивительная)
- метафора (отвага сердца)
7. Какова роль цитирования в тексте? Как вы понимаете выражение М. Цветаевой «Урок судьбы»?
Цитата Марины Цветаевой приводится в тексте для того, чтобы подтвердить позицию автора, т.е. она выступает в качестве одного из приводимых аргументов.
Урок судьбы – это тот поступок, который человек делает в своей жизни и который затем имеет влияние на дальнейшие его решения. К примеру, если мы посмотрим на роман Евгений Онегин, то найдём там пример такого действия. Татьяна пишет Онегину письмо, но получает отказ. Однако позже она сама уже отвергает Онегина, который говорит ей о любви, так как не верит в искренность его чувств.
8. Докажите, что это текст публицистического стиля.
Данный текст относится к публицистическому стилю речи.
Задача текста – познакомить читателя с мнением автора о романе «Евгений Онегин». Автор хочет донести до читателя свою позицию, для чего приводит аргументы в её поддержку.
Данный текст информативен, логичен, точен, следует фактам. В качестве аргументов приводятся цитаты из самого романа, а также цитата о романе Марины Цветаевой.
Также в тексте присутствует оценочная и эмоционально-окрашенная лексика.
В тексте можно встретить различные типы предложений (простые, осложнённые, сложные, а также неполные.
9. Укажите предложения с вводными словами. Какова их роль в тексте? Подберите к ним синонимы.
Быть может, самое романтическое в истории человеческих чувств – это романтизм русской любви.
Пожалуй, самое неудивительное в этой удивительной героине то, что она после замужества отвергает любимого человека.
Роль вводных слов в тексте: показать неуверенность автора при высказывании своей позиции.
Быть может – вероятно, надо полагать, должно быть.
Пожалуй – всё-таки, кажется, наверное, возможно.
10 Какова роль в тексте такого пунктуационного знака, как многоточие?
Многоточие в цитатах из романа указывает на то, что предложение из текста приведено не полностью.
Также многоточие встречается в некоторых размышлениях автора. Здесь они указывают на недосказанность мысли, т.е. они как будто приглашают читателя самостоятельно закончить мысль автора.
11. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?
1) В суффиксе -енн- пишется удвоенная нн: собственной.
2) Правописание тся/ться: мы склонны (что делать?) удивляться.
3) Перед суффиксом -л- глаголов прошедшего времени пишется та же гласная, что и в инфинитиве: рассказали – рассказать.
4) Непроизносимые согласные в корне слова: изустной (уста).
5) Правописание частицы не с прилагательными; если можно подобрать синоним, то частица не пишется слитно: неудивительное – обычное.
6) Частица не с неопределёнными местоимениями пишется слитно: нечто.
7) Приставка по- с наречиями на –ему пишется через дефис: по-прежнему.
8) Безударные гласные в корне слова можно проверить с помощью проверочного слова: удивительны (диво).
9) Частица не с глаголами пишется раздельно: не удивляет.
10) Частица ни с отрицательными местоимениями пишется слитно: ничем
11) Безударные окончания глаголов можно проверить, определив спряжение глагола: волнует – волновать (1 спряжение).
12) В приставка на согласные с/з перед гласными пишется согласная з: разумеющееся; перед глухим согласным пишется согласная с: рассказали.
13) После приставок на согласный перед гласной е пишется твёрдый знак: объяснением.
14) Вводные слова выделяются запятыми: Быть может, самое романтическое в истории человеческих чувств – это романтизм русской любви.
15) Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятой: …события в собственной нашей семье, живущие в изустной передаче долгий ряд лет.
16) Однородные члены предложения, соединённые при помощи бессоюзной связи, отделяются запятыми: Она его увидела в деревне, полюбила, написала письмо…
17) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть имеет значение причины: И так же мало склонны мы удивляться им: это нечто само собой разумеющееся.
18) Между осложнёнными частями сложного бессоюзного предложения со значением одновременности и последовательности ставится точка с запятой: Она его увидела в деревне, полюбила, написала письмо; отвергнутая им, вышла замуж за немолодого генерала, из ничем не замечательной сельской девушки стала великосветской дамой; он увидел её на балу, полюбил и был отвергнут ею из чувства долга, хотя любила она его по-прежнему.
19) Цитаты заключаются в кавычки: «Я к вам пишу, чего же боле…», «Вы мне писали…».
20) Сравнительные обороты выделяются запятыми: И это не удивляет, а волнует, тихо и сладостно, как семейная легенда.
21) Если подлежащее и сказуемое в предложении выражены именами существительными в именительном падеже, то между ними ставится тире: Её письмо – героическая попытка стать выше всех условностей…
22) Главное предложение отделяется от придаточного запятой: [Пожалуй, самое неудивительное в этой удивительной героине то], (что она после замужества отвергает любимого человека)…
23) Одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятой: …чётко формулировала Марина Цветаева, рассказывая о том, что всю жизнь, полюбив, писала первая только потому…
12. Подготовьтесь к выразительному чтению.
^Быть может, ^/ самое романтическое в истории человеческих чувств – ^/ это романтизм русской любви. v// ^Отношения Онегина и Татьяны известны нам с детства в мельчайших подробностях, ^/ как те или иные события в собственной нашей семье, ^/ живущие в изустной передаче долгий ряд лет. v// ^И так же мало склонны мы удивляться им: ^// это нечто само собой разумеющееся. v// ^Она его увидела в деревне, ^/ полюбила, ^/ написала письмо; ^/ отвергнутая им, ^/ вышла замуж за немолодого генерала, ^/ из ничем не замечательной сельской девушки стала великосветской дамой; ^/ он увидел её на балу, ^/ полюбил и был отвергнут ею из чувства долга, ^/ хотя любила она его по-прежнему. v// ^Об этом в детстве рассказали нам роман и опера. v// ^«Я к вам пишу, ^/ чего же боле…», ^// «Вы мне писали…», ^// «Ужель та самая Татьяна…», ^// «…И буду век ему верна». v// ^И это не удивляет, ^/ а волнует, ^/ тихо и сладостно, ^/ как семейная легенда. v// ^А между тем тут удивительно всё, ^/ удивительно ошеломляюще, ^/ и не подробности удивительны, ^/ а сами события. v// ^Увидела, ^/ полюбила – ^// это понятно. v// ^А вот написала письмо с романтичным объяснением в любви… v// ^Написала первая… v//
^Её письмо – ^/ героическая попытка стать выше всех условностей… v// ^В истории чувств нет ни одного женского письма, ^/ равного по отваге сердца письму Татьяны. v//
^Пожалуй, ^/ самое неудивительное в этой удивительной героине то, ^/ что она после замужества отвергает любимого человека… v//
^Это единственное событие, ^/ которое можно отнести к само собой разумеющемуся. v// ^«Урок гордости. v// ^Урок верности. v// ^Урок судьбы. v// ^Урок одиночества, v/ - ^чётко формулировала Марина Цветаева, ^/ рассказывая о том, ^/ что всю жизнь, ^/ полюбив, ^/ писала первая только потому, ^/ что в детстве видела в театре, ^/ как это делает Татьяна. v// – ^У кого из народов такая героиня: ^/ смелая и достойная, ^/ влюблённая – ^/ и непреклонная, ^/ ясновидящая и любящая». v//
Курсивом выделены слова, на которых следует сделать акцент, так как на них падает логическое ударение.
Знаком / обозначена короткая пауза.
Знаком // обозначена долгая пауза.
Знаком ^ обозначено повышение тона голоса.
Знаком v обозначено понижение тона голоса.
13. Напишите изложение или сочинение на одну из тем: «Романтизм русской любви», «Что такое отвага сердца», «Письмо Татьяны и письмо Онегина (сопоставительный анализ)», «Роль сложных предложений в тексте», «Что помогает подготовиться к выразительному чтению».
Изложение
Быть может, самое романтическое в истории человеческих чувств – это романтизм русской любви. Все мы знаем об отношениях Онегина и Татьяны с самого детства. И точно так же мы не склонны им удивляться, для нас эта история – нечто само собой разумеющееся. Однако удивительно в этих событиях всё. И удивительны даже не подробности, а сами эти события. Увидела, полюбила – это понятно. А вот написала письмо с романтическим объяснением в любви… Написала первая…
Её письмо – героическая попытка стать выше всех условностей. В истории чувств нет ни одного женского письма, равного по отваге сердца письму Татьяны.
Пожалуй, самое неудивительное в этом истории то, что героиня после замужества отвергает любимого человека.
Это единственное событие, которое можно отнести к само собой разумеющемуся. Марина Цветаева говорила, что, по примеру Татьяны, всегда признавалась в любви первая. Кроме Цветаева считала, что Татьяна – удивительная героиня, «смелая и достойная, влюблённая – и непреклонная, ясновидящая и любящая».
Сочинение
Что такое отвага сердца
История Татьяны Лариной Евгения известна каждому человеку, хотя бы поверхностно знакомому с русской литературой. В этой истории А.С. Пушкин рассматривает несколько волновавших его тем. Одна из них – это тема смелости.
Через весь роман, помимо любовной темы, проходит и тема смелости Татьяны и трусости Евгений.
Татьяна Ларина – дворянская девушка. В те времена для девушки, тем более для дворянки, открыть свои чувства мужчине первой было недопустимо. Однако Татьяна не побоялась и написала Онегину письмо с признанием. Она, в борьбе за свои чувства, стремилась разрушить стереотипы, царившие тогда в обществе.
Несмотря на то, что девушка получает отказ от возлюбленного, она не жалеет о проявленной ей отваге. Эта ситуация стала для неё важным жизненным уроком и повлияла на принятые ею решения в будущем. В частности, когда через несколько лет она снова встречает Евгения, то отвергает его чувства в том числе потому, что не верит в их искренность.
Противоположностью Татьяны является Евгений. Для него не свойственна отвага и героизм. Более того, Евгений – трус, не знающий, чего он хочет от жизни и не понимающий, в чём его счастье. Хорошим примером трусости Евгения является ссора с его другом Ленским. Когда Ленский вызвал Евгения на дуэль, то Онегин не спал всю ночь, но так и не нашёл в себе сил признать свою ошибку и извиниться перед другом.
Морфологический анализ слова:
Самое романтическое
1. Самое романтическое – имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какое?).
2. Начальная форма: романтический.
3. Постоянные признаки:
- качественное
4. Непостоянные признаки:
- превосходная форма
- единственное число
- средний род
- именительный падеж
5. В предложении является определением (это (какое?) самое романтическое).
Мельчайших
1. Мельчайших – имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос каких?).
2. Начальная форма: мелкий.
3. Постоянные признаки:
- качественное
4. Непостоянные признаки:
- превосходная степень
- множественное число
- предложный падеж
5. В предложении является определением (в подробностях (каких?) мельчайших).
Тихо
1. Тихо – наречие (обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?).
2. Знаменательное, определительное
3. Образа действия.
4. Неизменяемое.
5. В предложении является обстоятельством (волнует (как?) тихо).
Выше
1. Выше – имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос каков?).
2. Начальная форма: высокий.
3. Постоянные признаки:
- качественное
4. Непостоянные признаки:
- в сравнительной степени
5. В предложении является определением (попытка (какая?) стать выше).
Пунктуационный анализ предложения:
Отношения Онегина и Татьяны известны нам с детства в мельчайших подробностях,(1) как те или иные события в собственной нашей семье,(2) живущие в изустной передаче долгий ряд лет.
Запятой 1 выделяется сравнительный оборот.
Запятая 2 выделяет причастный оборот, стоящий после определяемого слова.
«(1)Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества, -(2) чётко формулировала Марина Цветаева,(3) рассказывая о том
Кавычки 1 заключают прямую речь.
Запятая и тире 2 разделяют прямую речь и слова автора: после прямой речи перед словами авторами ставятся запятая и тире.
Запятая 3 выделяет деепричастный оборот.
Морфемный анализ слова:
Увидел
1. Увидел – глагол.
2. Выделим основу и окончание: увидел
3. Найдём словообразовательные морфемы: увидел < увидеть < видеть
4. Найдём корень слова: увидел (видеть, видный, видимо)
5. увидел
Фонетический анализ слова:
Ею
1. Ею – е-ю (2 слога; 1-й слог ударный).
2. Ею – [й’эй’у].
3. В слове 2 буквы: 2 гласных.
4. Звукобуквенный анализ:
е – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[э]: гласный, ударный
ю – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[у]: гласный, безударный
5. В слове 4 звука: 2 гласных и 2 согласных.
Гласная буква е в начале слова образует два звука.
Гласная буква ю после другого гласного образует два звука.
Лексический анализ слова:
Опера
1. Опера – музыкальное произведение или сценическая постановка в жанре оперы.
2. Многозначное.
Опера – 1. Музыкально-драматический жанр, в котором артисты поют в сопровождении оркестра. 2. Театр, специализирующий на постановках в таком жанре.
3. Употреблено в прямом значении.
4. Синонимов нет.
5. Антонимов нет.
6. Заимствованно из итальянского языка.
7. Общеупотребительное.
8. Не является устаревшим.
9. Фразеологизмы со словом:
- из другой оперы
- мыльная опера
Отваге
1. Отвага – храбрость, бесстрашие.
2. Однозначное.
3. Употреблено в прямом значении.
4. Синонимы: мужество, отважность, храбрость, бесстрашие.
5. Антонимы: трусость, малодушие.
6. Заимствованно из немецкого языка.
7. Общеупотребительное
8. Не является устаревшим.
9. Фразеологизмов со словом нет.
Достойная
1. Достойный – заслуживающий, стоящий чего-либо.
2. Многозначное.
Достойный – обладающий положительными качествами; уважаемый, почтенный.
3. Употреблено в прямом значении.
4. Синонимы: заслуживающий.
5. Антонимы: недостойный.
6. Исконное.
7. Общеупотребительное
8. Не является устаревшим.
9. Фразеологизмы со словом:
- с упорством, достойным лучшего применения
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением