Упр.271 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
271. 1. Прочитайте текст. Выпишите ключевые слова и словосочетания. Укажите средства связи между предложениями. Какова роль в тексте сложных предложений?
Быть может, самое романтическое в истории человеческих чувств — это романтизм русской любви. Отношения Онегина и Татьяны известны нам с детства в мельчайших'* подробностях, как те или иные события в собственной нашей семье,7 живущие в изустной передаче долгий ряд лет. И так же мало склонны мы удивляться им: это нечто само собой разумеющееся. Она его увидела в деревне, полюбила, написала письмо; отвергнутая им, вышла замуж за немолодого генерала, из ничем не замечательной сельской девушки стала великосветской дамой; он увидел2 её на балу, полюбил и был отвергнут ею* из чувства долга, хотя любила она его по-прежнему. Об этом в детстве рассказали нам роман и опера5. «Я к вам пишу, чего же боле...», «Вы мне писали...», «Ужель та самая Татьяна...», «...И буду век ему верна». И это не удивляет, а волнует, тихо* и сладостно, как семейная легенда. А между тем тут удивительно всё, удивительно ошеломляюще, и не подробности удивительны, а сами события. Увидела, полюбила — это понятно. А вот написала письмо с романтичным объяснением в любви... Написала первая...
Её письмо — героическая попытка стать выше всех условностей... В истории чувств нет ни одного женского письма, равного по отваге5 сердца письму Татьяны.
Пожалуй, самое неудивительное в этой удивительной героине то, что она после замужества отвергает любимого человека...
Это единственное событие, которое можно отнести к само собой разумеющемуся. «Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества, — чётко формулировала Марина Цветаева,7 рассказывая о том, что всю жизнь, полюбив, писала первая только потому, что в детстве видела в театре, как это делает Татьяна. — У кого из народов такая героиня: смелая и достойная*, влюблённая — и непреклонная, ясновидящая и любящая».
(Е. Богат)
Выпишите из текста ключевые слова и словосочетания:
Самое романтичное, романтизм русской любви, отношения Онегина и Татьяны, удивительно всё, ошеломляюще, написала письмо первая, с романтичным объяснением в любви, героическая попытка, стать выше условностей, в истории чувств, ни одного женского письма.
Укажите средства связи между предложениями.
- лексический повтор (история чувств; письмо, удивляет – удивительны)
- контекстуальные синонимы (Татьяна – героиня)
- антонимы (удивительное – неудивительное)
- местоименные замены (Татьяна – она, Онегин – его, об этом, это)
- союзы в начале предложений (и так же мало…; и это не удивляет…; а между тем…)
- синтаксический параллелизм (она его увидела…; он увидел её…)
- неполные предложения
- вводные слова (пожалуй, быть может)
- глаголы в одной временной форме (рассказали, написала, увидела)
- слова одной тематической группы (любовь, чувства, признание, отвага сердца).
Какова роль сложных предложений в тексте?
Сложные предложения помогают автору более развёрнуто выразить свою мысль, более образно передать мысли, чувства, эмоции и переживания.
2. Определите тему, основные мысли текста.
Тема текста: романтизм русской любви (на примере отношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина).
Основные мысли:
«Быть может, самое романтическое в истории человеческих чувств – это романтизм русской любви».
«В истории чувств нет ни одного женского письма, равного по отваге сердца письму Татьяны».
«Татьяна …. смелая и достойная, влюблённая – и непреклонная, ясновидящая и любящая».
3. Какова роль в тексте антонимов удивительный — неудивительный и слов, однокоренных с ними?
Удивительный – неудивительный
Данные антонимы (а также однокоренные с ними слова) в тексте играют художественную роль. Подобный художественно-выразительный приём называет антитеза (противопоставление). Он помогает автору передать одну из ключевых мыслей текста: иногда за казалось бы неудивительными, обычными событиями, скрывается нечто удивительное.
4. Подберите синонимы к наречию ошеломляюще.
Ошеломляюще – потрясающе, поразительно, удивительно, необычайно, необыкновенно.
5. Произведите анализ словосочетаний: удивительная героиня, урок верности, любила по-прежнему, написала письмо.
Удивительная героиня;
1. героиня (какая?) удивительная;
2. главное слово выражено именем существительным, зависимое – именем прилагательным.
3. именное словосочетание.
4. способ связи – согласование.
5. связь выражается при помощи окончания зависимого слова (-ая).
6. смысловые отношения – определительные.
Урок верности
1. урок (чего?) верности;
2. главное слово выражено именем существительным, зависимое – именем существительным.
3. именное словосочетание.
4. способ связи – управление.
5. связь выражает при помощи окончания зависимого слова (-и).
6. смысловые отношения – определительные.
Любила по-прежнему
1. любила (как?) по-прежнему;
2. главное слово выражено глаголом, зависимое – наречием.
3. глагольное словосочетание.
4. способ связи – примыкание.
5. связь выражается только при помощи смысла.
6. смысловые отношения – обстоятельственные.
Написала письмо
1. написала (что?) письмо;
2. главное слово выражено глаголом, зависимое – именем существительным.
3. глагольное словосочетание.
4. способ связи – управление.
5. связь выражает при помощи окончания зависимого слова (-о).
6. смысловые отношения – объектные.
6. Какие языковые средства выражения отношения, оценки используются в тексте?
Для выражения отношения, оценки в данном тексте используются:
- оценочная лексика (самое романтическое, само собой разумеющееся, удивительно ошеломляюще);
- сравнения (как те или иные события в собственной нашей семье; как семейная легенда)
- эпитеты (смелая, достойная, героическая)
- антитеза (удивительное – неудивительная)
- метафора (отвага сердца)
7. Какова роль цитирования в тексте? Как вы понимаете выражение М. Цветаевой «Урок судьбы»?
Цитата Марины Цветаевой приводится в тексте для того, чтобы подтвердить позицию автора, т.е. она выступает в качестве одного из приводимых аргументов.
Урок судьбы – это тот поступок, который человек делает в своей жизни и который затем имеет влияние на дальнейшие его решения. К примеру, если мы посмотрим на роман Евгений Онегин, то найдём там пример такого действия. Татьяна пишет Онегину письмо, но получает отказ. Однако позже она сама уже отвергает Онегина, который говорит ей о любви, так как не верит в искренность его чувств.
8. Докажите, что это текст публицистического стиля.
Данный текст относится к публицистическому стилю речи.
Задача текста – познакомить читателя с мнением автора о романе «Евгений Онегин». Автор хочет донести до читателя свою позицию, для чего приводит аргументы в её поддержку.
Данный текст информативен, логичен, точен, следует фактам. В качестве аргументов приводятся цитаты из самого романа, а также цитата о романе Марины Цветаевой.
Также в тексте присутствует оценочная и эмоционально-окрашенная лексика.
В тексте можно встретить различные типы предложений (простые, осложнённые, сложные, а также неполные.
9. Укажите предложения с вводными словами. Какова их роль в тексте? Подберите к ним синонимы.
Быть может, самое романтическое в истории человеческих чувств – это романтизм русской любви.
Пожалуй, самое неудивительное в этой удивительной героине то, что она после замужества отвергает любимого человека.
Роль вводных слов в тексте: показать неуверенность автора при высказывании своей позиции.
Быть может – вероятно, надо полагать, должно быть.
Пожалуй – всё-таки, кажется, наверное, возможно.
10 Какова роль в тексте такого пунктуационного знака, как многоточие?
Многоточие в цитатах из романа указывает на то, что предложение из текста приведено не полностью.
Также многоточие встречается в некоторых размышлениях автора. Здесь они указывают на недосказанность мысли, т.е. они как будто приглашают читателя самостоятельно закончить мысль автора.
11. Какие орфографические, пунктуационные правила можно подтвердить примерами из текста?
1) В суффиксе -енн- пишется удвоенная нн: собственной.
2) Правописание тся/ться: мы склонны (что делать?) удивляться.
3) Перед суффиксом -л- глаголов прошедшего времени пишется та же гласная, что и в инфинитиве: рассказали – рассказать.
4) Непроизносимые согласные в корне слова: изустной (уста).
5) Правописание частицы не с прилагательными; если можно подобрать синоним, то частица не пишется слитно: неудивительное – обычное.
6) Частица не с неопределёнными местоимениями пишется слитно: нечто.
7) Приставка по- с наречиями на –ему пишется через дефис: по-прежнему.
8) Безударные гласные в корне слова можно проверить с помощью проверочного слова: удивительны (диво).
9) Частица не с глаголами пишется раздельно: не удивляет.
10) Частица ни с отрицательными местоимениями пишется слитно: ничем
11) Безударные окончания глаголов можно проверить, определив спряжение глагола: волнует – волновать (1 спряжение).
12) В приставка на согласные с/з перед гласными пишется согласная з: разумеющееся; перед глухим согласным пишется согласная с: рассказали.
13) После приставок на согласный перед гласной е пишется твёрдый знак: объяснением.
14) Вводные слова выделяются запятыми: Быть может, самое романтическое в истории человеческих чувств – это романтизм русской любви.
15) Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятой: …события в собственной нашей семье, живущие в изустной передаче долгий ряд лет.
16) Однородные члены предложения, соединённые при помощи бессоюзной связи, отделяются запятыми: Она его увидела в деревне, полюбила, написала письмо…
17) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть имеет значение причины: И так же мало склонны мы удивляться им: это нечто само собой разумеющееся.
18) Между осложнёнными частями сложного бессоюзного предложения со значением одновременности и последовательности ставится точка с запятой: Она его увидела в деревне, полюбила, написала письмо; отвергнутая им, вышла замуж за немолодого генерала, из ничем не замечательной сельской девушки стала великосветской дамой; он увидел её на балу, полюбил и был отвергнут ею из чувства долга, хотя любила она его по-прежнему.
19) Цитаты заключаются в кавычки: «Я к вам пишу, чего же боле…», «Вы мне писали…».
20) Сравнительные обороты выделяются запятыми: И это не удивляет, а волнует, тихо и сладостно, как семейная легенда.
21) Если подлежащее и сказуемое в предложении выражены именами существительными в именительном падеже, то между ними ставится тире: Её письмо – героическая попытка стать выше всех условностей…
22) Главное предложение отделяется от придаточного запятой: [Пожалуй, самое неудивительное в этой удивительной героине то], (что она после замужества отвергает любимого человека)…
23) Одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятой: …чётко формулировала Марина Цветаева, рассказывая о том, что всю жизнь, полюбив, писала первая только потому…
12. Подготовьтесь к выразительному чтению.
^Быть может, ^/ самое романтическое в истории человеческих чувств – ^/ это романтизм русской любви. v// ^Отношения Онегина и Татьяны известны нам с детства в мельчайших подробностях, ^/ как те или иные события в собственной нашей семье, ^/ живущие в изустной передаче долгий ряд лет. v// ^И так же мало склонны мы удивляться им: ^// это нечто само собой разумеющееся. v// ^Она его увидела в деревне, ^/ полюбила, ^/ написала письмо; ^/ отвергнутая им, ^/ вышла замуж за немолодого генерала, ^/ из ничем не замечательной сельской девушки стала великосветской дамой; ^/ он увидел её на балу, ^/ полюбил и был отвергнут ею из чувства долга, ^/ хотя любила она его по-прежнему. v// ^Об этом в детстве рассказали нам роман и опера. v// ^«Я к вам пишу, ^/ чего же боле…», ^// «Вы мне писали…», ^// «Ужель та самая Татьяна…», ^// «…И буду век ему верна». v// ^И это не удивляет, ^/ а волнует, ^/ тихо и сладостно, ^/ как семейная легенда. v// ^А между тем тут удивительно всё, ^/ удивительно ошеломляюще, ^/ и не подробности удивительны, ^/ а сами события. v// ^Увидела, ^/ полюбила – ^// это понятно. v// ^А вот написала письмо с романтичным объяснением в любви… v// ^Написала первая… v//
^Её письмо – ^/ героическая попытка стать выше всех условностей… v// ^В истории чувств нет ни одного женского письма, ^/ равного по отваге сердца письму Татьяны. v//
^Пожалуй, ^/ самое неудивительное в этой удивительной героине то, ^/ что она после замужества отвергает любимого человека… v//
^Это единственное событие, ^/ которое можно отнести к само собой разумеющемуся. v// ^«Урок гордости. v// ^Урок верности. v// ^Урок судьбы. v// ^Урок одиночества, v/ - ^чётко формулировала Марина Цветаева, ^/ рассказывая о том, ^/ что всю жизнь, ^/ полюбив, ^/ писала первая только потому, ^/ что в детстве видела в театре, ^/ как это делает Татьяна. v// – ^У кого из народов такая героиня: ^/ смелая и достойная, ^/ влюблённая – ^/ и непреклонная, ^/ ясновидящая и любящая». v//
Курсивом выделены слова, на которых следует сделать акцент, так как на них падает логическое ударение.
Знаком / обозначена короткая пауза.
Знаком // обозначена долгая пауза.
Знаком ^ обозначено повышение тона голоса.
Знаком v обозначено понижение тона голоса.
13. Напишите изложение или сочинение на одну из тем: «Романтизм русской любви», «Что такое отвага сердца», «Письмо Татьяны и письмо Онегина (сопоставительный анализ)», «Роль сложных предложений в тексте», «Что помогает подготовиться к выразительному чтению».
Изложение
Быть может, самое романтическое в истории человеческих чувств – это романтизм русской любви. Все мы знаем об отношениях Онегина и Татьяны с самого детства. И точно так же мы не склонны им удивляться, для нас эта история – нечто само собой разумеющееся. Однако удивительно в этих событиях всё. И удивительны даже не подробности, а сами эти события. Увидела, полюбила – это понятно. А вот написала письмо с романтическим объяснением в любви… Написала первая…
Её письмо – героическая попытка стать выше всех условностей. В истории чувств нет ни одного женского письма, равного по отваге сердца письму Татьяны.
Пожалуй, самое неудивительное в этом истории то, что героиня после замужества отвергает любимого человека.
Это единственное событие, которое можно отнести к само собой разумеющемуся. Марина Цветаева говорила, что, по примеру Татьяны, всегда признавалась в любви первая. Кроме Цветаева считала, что Татьяна – удивительная героиня, «смелая и достойная, влюблённая – и непреклонная, ясновидящая и любящая».
Сочинение
Что такое отвага сердца
История Татьяны Лариной Евгения известна каждому человеку, хотя бы поверхностно знакомому с русской литературой. В этой истории А.С. Пушкин рассматривает несколько волновавших его тем. Одна из них – это тема смелости.
Через весь роман, помимо любовной темы, проходит и тема смелости Татьяны и трусости Евгений.
Татьяна Ларина – дворянская девушка. В те времена для девушки, тем более для дворянки, открыть свои чувства мужчине первой было недопустимо. Однако Татьяна не побоялась и написала Онегину письмо с признанием. Она, в борьбе за свои чувства, стремилась разрушить стереотипы, царившие тогда в обществе.
Несмотря на то, что девушка получает отказ от возлюбленного, она не жалеет о проявленной ей отваге. Эта ситуация стала для неё важным жизненным уроком и повлияла на принятые ею решения в будущем. В частности, когда через несколько лет она снова встречает Евгения, то отвергает его чувства в том числе потому, что не верит в их искренность.
Противоположностью Татьяны является Евгений. Для него не свойственна отвага и героизм. Более того, Евгений – трус, не знающий, чего он хочет от жизни и не понимающий, в чём его счастье. Хорошим примером трусости Евгения является ссора с его другом Ленским. Когда Ленский вызвал Евгения на дуэль, то Онегин не спал всю ночь, но так и не нашёл в себе сил признать свою ошибку и извиниться перед другом.
Морфологический анализ слова:
Самое романтическое
1. Самое романтическое – имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какое?).
2. Начальная форма: романтический.
3. Постоянные признаки:
- качественное
4. Непостоянные признаки:
- превосходная форма
- единственное число
- средний род
- именительный падеж
5. В предложении является определением (это (какое?) самое романтическое).
Мельчайших
1. Мельчайших – имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос каких?).
2. Начальная форма: мелкий.
3. Постоянные признаки:
- качественное
4. Непостоянные признаки:
- превосходная степень
- множественное число
- предложный падеж
5. В предложении является определением (в подробностях (каких?) мельчайших).
Тихо
1. Тихо – наречие (обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?).
2. Знаменательное, определительное
3. Образа действия.
4. Неизменяемое.
5. В предложении является обстоятельством (волнует (как?) тихо).
Выше
1. Выше – имя прилагательное (обозначает признак предмета и отвечает на вопрос каков?).
2. Начальная форма: высокий.
3. Постоянные признаки:
- качественное
4. Непостоянные признаки:
- в сравнительной степени
5. В предложении является определением (попытка (какая?) стать выше).
Пунктуационный анализ предложения:
Отношения Онегина и Татьяны известны нам с детства в мельчайших подробностях,(1) как те или иные события в собственной нашей семье,(2) живущие в изустной передаче долгий ряд лет.
Запятой 1 выделяется сравнительный оборот.
Запятая 2 выделяет причастный оборот, стоящий после определяемого слова.
«(1)Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества, -(2) чётко формулировала Марина Цветаева,(3) рассказывая о том
Кавычки 1 заключают прямую речь.
Запятая и тире 2 разделяют прямую речь и слова автора: после прямой речи перед словами авторами ставятся запятая и тире.
Запятая 3 выделяет деепричастный оборот.
Морфемный анализ слова:
Увидел
1. Увидел – глагол.
2. Выделим основу и окончание: увидел
3. Найдём словообразовательные морфемы: увидел < увидеть < видеть
4. Найдём корень слова: увидел (видеть, видный, видимо)
5. увидел
Фонетический анализ слова:
Ею
1. Ею – е-ю (2 слога; 1-й слог ударный).
2. Ею – [й’эй’у].
3. В слове 2 буквы: 2 гласных.
4. Звукобуквенный анализ:
е – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[э]: гласный, ударный
ю – [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[у]: гласный, безударный
5. В слове 4 звука: 2 гласных и 2 согласных.
Гласная буква е в начале слова образует два звука.
Гласная буква ю после другого гласного образует два звука.
Лексический анализ слова:
Опера
1. Опера – музыкальное произведение или сценическая постановка в жанре оперы.
2. Многозначное.
Опера – 1. Музыкально-драматический жанр, в котором артисты поют в сопровождении оркестра. 2. Театр, специализирующий на постановках в таком жанре.
3. Употреблено в прямом значении.
4. Синонимов нет.
5. Антонимов нет.
6. Заимствованно из итальянского языка.
7. Общеупотребительное.
8. Не является устаревшим.
9. Фразеологизмы со словом:
- из другой оперы
- мыльная опера
Отваге
1. Отвага – храбрость, бесстрашие.
2. Однозначное.
3. Употреблено в прямом значении.
4. Синонимы: мужество, отважность, храбрость, бесстрашие.
5. Антонимы: трусость, малодушие.
6. Заимствованно из немецкого языка.
7. Общеупотребительное
8. Не является устаревшим.
9. Фразеологизмов со словом нет.
Достойная
1. Достойный – заслуживающий, стоящий чего-либо.
2. Многозначное.
Достойный – обладающий положительными качествами; уважаемый, почтенный.
3. Употреблено в прямом значении.
4. Синонимы: заслуживающий.
5. Антонимы: недостойный.
6. Исконное.
7. Общеупотребительное
8. Не является устаревшим.
9. Фразеологизмы со словом:
- с упорством, достойным лучшего применения
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением