Параграф 23 ГДЗ Андреев Фёдоров 6 класс 2016 года (История)

Изображение § 23. Начало объединения русских земель вокруг Москвы 1. Как прозвище московского князя Ивана было связано с его политикой?Иван Данилович Московский (1328— 1340)...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Андреев, Фёдоров 6 класс, Просвещение:
§ 23. Начало объединения русских земель вокруг Москвы

1. Как прозвище московского князя Ивана было связано с его политикой?
Иван Данилович Московский (1328— 1340) вошёл в историю России под прозвищем Калита (что значит «кошель, мешок, сумка для денег»). Это прозвище князь, видимо, получил за то, что далеко не весь ордынский выход отвозил в Орду. Значительную часть собранных средств Иван Калита оставлял у себя. Они шли на «прикупи» земель, примыкавших к Московскому княжеству, а также на подкуп ордынских чиновников.
2. Каким образом Иван Калита добился доверия монгольского хана Узбека?
Князь безжалостно подавлял стихийные народные движения, направленные против господства Орды над Русью. Калита обеспечил себе если не покровительство, то, во всяком случае, признание ордынского хана, которого использовал для укрепления своей власти. Ключевым было подавление тверского восстания в 1327 году.

1. Кто был коллективным собственником Русской земли?
Иван Калита составил первую духовную грамоту — великокняжеское завещание. Главное, однако, состоит в том, что в нём впервые прослеживаются основы зарождавшейся удельно-вотчинной системы. Отчасти она основывалась на традиции, согласно которой Русская земля находилась в коллективном владении княжеского рода. Вместе с тем на её формирование оказало влияние ордынское право.
2. Что позволяло Ивану Калите и его потомкам считать остальных землевладельцев своими слугами?
В Монгольской империи народы, вошедшие в её состав, стали слугами Чингизидов. Членам семьи Чингисхана выделялись части государства, которое в целом принадлежало главе рода. В начале XIV в. в Орде местные династии получили право наследовать земли, которыми они управляли. Утверждение наследственного права княжеской династии Северо-Восточной Руси было закреплено в 1339 г., когда в Орде одобрили духовную грамоту Ивана Даниловича Калиты. С этого времени власть великих князей московских основывалась на семейно-родовой территориальной собственности.

1. Кто оказал решающую поддержку малолетнему наследнику московского престола Дмитрию во время междоусобицы?
В Орде в это время обстановка была не менее сложной. Власть делили между собой два хана — Абдул, от имени которого фактически правил темник Мамай (1361—1380), и Мюрид. Абдул поддержал Дмитрия Суздальского, а Мюрид — Дмитрия Московского. На исход борьбы в значительной мере повлияло вмешательство московского митрополита Алексия (1354—1378). Он добился, чтобы великим князем в 1363 г. стал Дмитрий Иванович.
2. Что беспокоило Мамая в новом облике Московского княжества?
Между Москвой и Тверью был подписан договор, согласно которому тверской князь признавал князя московского своим «старшим братом» и обязался оказывать Москве военную помощь, в том числе в случае вооружённых столкновений с Ордой. Мамай понимал, что московский князь выходит из повиновения. Это грозило полным прекращением выплаты ордынской дани. Чтобы поставить на место московского князя, в 1378 г. из Орды вышло большое войско, направлявшееся к Москве. Однако недалеко от Рязани, на берегу реки Вожи, правого притока Оки, оно было наголову разбито русскими войсками.

1. Кто оказал духовную поддержку московскому князю Дмитрию Ивановичу перед решающим сражением с Мамаем?
По преданию, 17 августа 1380 г. князь Дмитрий Иванович отправился в Троицкую обитель близ Радонежа, чтобы испросить благословение у святого Сергия (1354—1392) на битву с Мамаем.
2. Почему разгром Мамая не привёл к освобождению от ордынского владычества?
Спустя два года, в 1382 г., под стены Москвы пришёл новый хан — Тохтамыш. Он хотел вернуть Русь в привычную зависимость от Орды. Победу Дмитрия Ивановича над Мамаем он поддержал и поздравил его одним из первых. Мамай был не Чингизидом, а всего лишь темником, который «возомнил себя царём» (ханом). Дмитрий Иванович разбил войско Мамая и очистил престол для законного правителя. Тохтамыш отправил в Москву посла — звать Дмитрия в Орду. Московский князь не только не поехал в Орду, но и отказался платить дань. Когда хан с карательным войском подошёл к Москве, Дмитрий Иванович уклонился и от переговоров, и от боя. Город был захвачен и сожжен.

1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы.
1) Почему Дмитрий Донской был убеждён в том, что наступает новое время, когда его детям не придётся платить дань Орде? Что он сделал для приближения этого времени?
Дмитрий Донской был убеждён в том, что наступает новое время, когда его детям не придётся платить дань Орде, потому что он знал, что рано или поздно Орду начнут терзать внутренние проблемы - усобицы. Сам Дмитрий участвовал в Куликовской битве, чтобы приблизить момент ослабления Орды.
2) Напишите небольшой рассказ на тему «Какое главное дело не успел претворить в жизнь князь Дмитрий Донской и завещал его детям».
Дмитрий Донский завещал детям избавиться от ордынской зависимости. Благодаря внезапному вступлению в бой засадного полка, которым командовали Владимир Андреевич Серпуховской и Боброк-Волынский, ордынцы были полностью разгромлены. За эту победу князь Дмитрий Иванович был прозван Донским.
Но до полного освобождения от власти Орды было ещё далеко. Спустя два года, в 1382 г., под стены Москвы пришёл новый хан — Тохтамыш. Он хотел вернуть Русь в привычную зависимость от Орды. Победу Дмитрия Ивановича над Мамаем он поддержал и поздравил его одним из первых. Мамай был не Чингизидом, а всего лишь темником, который «возомнил себя царём» (ханом). Дмитрий Иванович разбил войско Мамая и очистил престол для законного правителя. Тохтамыш отправил в Москву посла — звать Дмитрия в Орду. Московский князь не только не поехал в Орду, но и отказался платить дань. Когда хан с карательным войском подошёл к Москве, Дмитрий Иванович уклонился и от переговоров, и от боя. Город был захвачен и сожжён.
В конце жизни Дмитрий Донской без разрешения Орды завещал ярлык на великое княжение своему сыну, что явно говорило о росте влияния московского князя.
2. Рассмотрите иллюстрацию на с. 168 и ответьте на вопросы.
1) Отражает ли образ князя Дмитрия Донского основную идею параграфа?
Образ Дмитрия отражает основную идею параграфа: он предстает перед нами мужественным и решительным. Дмитрий сидит на коне и командует русским войском. Он лично принимает участие в битве, чем показывает пример другим воинам.
2) Кем прежде всего был князь Дмитрий — воином или политиком?
Дмитрий прежде всего был политиком. Дмитрий Иванович собрал войско из владимирцев, суздальцев, ростовцев, ярославцев, белозерцев, муромцев, брянцев, псковичей и новгородцев и двинулся навстречу врагу. По преданию, 17 августа 1380 г. князь Дмитрий Иванович отправился в Троицкую обитель близ Радонежа, чтобы испросить благословение у святого Сергия (1354—1392) на битву с Мамаем.
3) Была ли победа Дмитрия Донского на Куликовом поле лишь военным успехом?
Победа Дмитрия была не только военным успехом. Это также было успехом в процессе освобождения Руси от ордынской зависимости: победа была шагом к освобождению Руси.
3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, со следующими событиями:
1) Куликовская битва;
Сражение произошло 8 сентября 1380 г на Куликовом поле, у слияния рек Дона и Непрядвы.
2) московский поход на Тверь;
Михаил Александрович попытался перехватить инициативу у Москвы. Он получил от Мамая ярлык на великое княжение, однако потерпел поражение во время московского похода на Тверь в 1375 г.
3) захват Москвы ханом Тохтамышем;
В 1382 г., под стены Москвы пришёл новый хан — Тохтамыш. Он хотел вернуть Русь в привычную зависимость от Орды.
4) битва на реке Воже;
Чтобы поставить на место московского князя, в 1378 г. из Орды вышло большое войско, направлявшееся к Москве. Однако недалеко от Рязани, на берегу реки Вожи, правого притока Оки, оно было наголову разбито русскими войсками.
5) духовное завещание Ивана Калиты.
Утверждение наследственного права княжеской династии Северо-Восточной Руси было закреплено в 1339 г., когда в Орде одобрили духовную грамоту Ивана Даниловича Калиты.
4. Выберите ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор.
Что сделало Москву единственным лидером государственного объединения и борьбы за национальную независимость — военно-политическое могущество или духовный авторитет?
А. Москва стала лидером русских земель лишь после того, как ослабла Золотая Орда, власть досталась ей по наследству от монгольских ханов.
Б. Москва больше других земель заботилась об общерусском единстве, защите православной веры, не забывая при этом об усилении экономической, политической и военной мощи.
В. В возвышении Москвы главную роль сыграли её князья — хитрые и коварные политики, успешные хозяева и умелые воины.
Я выбираю ответ В. Княжение Ивана Калиты стало важным этапом в процессе возвышения Московского княжества — ядра будущего объединения русских земель. За укрепление власти московского князя стране пришлось дорого заплатить. На Руси окончательно утвердились отношения жестокого господства и подчинения. Они воплотились в удельно-вотчинной системе. При наследниках Ивана Калиты — его сыновьях Симеоне Гордом и Иване Красном — власть великих князей ещё больше укрепилась. Дмитрий Донский одержал победу в Куликовской битве и сделал шаг к освобождению Руси от ордынской зависимости. В конце жизни Дмитрий Донской без разрешения Орды завещал ярлык на великое княжение своему сыну, что явно говорило о росте влияния московского князя.

1. Что привело московского князя Дмитрия Ивановича накануне Куликовской битвы к простому игумену, в затерянный в подмосковных лесах монастырь? Как сочетаются миролюбие Сергия Радонежского и его готовность отправить на бой всё русское войско вместе с князем Дмитрием?
Дмитрий Донской пришел накануне Куликовской битвы к игумену, потому что верил в старца. Он хотел получить божью помощь и благословение на грядущую битву. Миролюбие Сергия Радонежского гармонично сочетается с готовностью отправить в бой войско. Именно русское войско должно было установить мир и порядок.
2. Что было главным в совете, который дал Сергий Радонежский князю Дмитрию накануне Куликовской битвы? Можно ли назвать победу русского войска над ордынцами только военным успехом?
Главным в совете было то, что Дмитрий должен был заботиться о своем войске. Я думаю, военную победу над ордынцами нельзя назвать только военным успехом. В ней также сыграло свою роль моральное наставление, боевая организация и божеское благословение.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением