Параграф 22 ГДЗ Арсентьев Данилов 9 класс (История)

Изображение Параграф 22. Александр II: Особенности внутренней политики.Как изменилась направленность внутренней политики правительства после смены императора?В целом внутренняя...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Арсентьев, Данилов, Левандовский 9 класс, Просвещение:
Параграф 22. Александр II: Особенности внутренней политики.
Как изменилась направленность внутренней политики правительства после смены императора?
В целом внутренняя политика Александра III представляла собой попытку сохранить и укрепить существующий строй, отказавшись от серьёзных преобразований. В области местного управления фактически была возвращена власть дворянства на местах, отменены многие положения Земской реформы. Свобода печати также была существенно ограничена. В то же время был предпринят ряд мер, облегчивших положение крестьян, а также улучшено положение рабочих путём ограничения произвола владельцев фабрик.
Вспомните, каковы были положения прежнего университетского устава, изданного в 1863 г.
- Ректор, деканы, профессора выборные
- студенческая форма отменялась
- вопросы внутреннего управления передают совету
- существование 4 факультетов
- студентом мог стать молодой человек 17-ти лет, закончивший гимназию

1. Расскажите о взглядах Александра III на управление страной. Кто стал вдохновителем и проводником его внутренней политики?
Император заявил, что основную свою задачу видит в том, чтобы укреплять самодержавную власть и охранять её «от всяких на неё поползновений». В укреплении государственной власти, с одной стороны, и дворянства — с другой, в их постоянном сотрудничестве император видел единственную возможность нормализовать положение страны. Вдохновителем и проводником внешней политики был Победоносцев.
2. Что принято понимать под термином «контрреформы» и почему?
Политика нового царя была направлена прежде всего на борьбу с «губительными последствиями» либеральных реформ Александра II. В 1880— 1890-е гг. император проводит ряд консервативных мер: издаются законы, которые постепенно «забирают» широкие возможности, данные ранее, как бы перечёркивая либеральные реформы 1860—1870-х гг. Поэтому такую политику многие историки называют контрреформами.
3. Какие возможности давало властям введение в губерниях чрезвычайного положения?
чрезвычайное положение, которое расширяло полномочия местных властей. Чрезвычайное положение означало, что власти губернии могли издавать особые постановления, охраняющие «общественное спокойствие», штрафовать или подвергать аресту тех, кто эти постановления не соблюдает, а также выдворять неугодных лиц за пределы губернии.
4. Кто избирал земских начальников? Интересы какого слоя населения они представляли?
Назначались они министром внутренних дел из числа местных потомственных помещиков. Они чаще представляли интересы дворянства.
5. Какова была политика Александра III в области просвещения и печати? Перечислите основные законодательные акты. О чём и «циркуляре о кухаркиных детях»?
Главное направление преобразований в сфере высшего и среднего образования заключалось в том, чтобы сделать их менее доступными для «простонародья» и поставить под максимально жёсткий контроль. Основные законодательные акты: “циркуляр о кухаркиных детях”, университетский устав, «Временные правила о печати». В “циркуляре о кухаркиных детях” говорилось о том, что в гимназии запрещалось принимать «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». В гимназиях вводилась жёсткая дисциплина, нарушение которой грозило исключением.
6. В чём проявилась попечительская политика Александра III по отношению к крестьянам?
Был осуществлён ряд мер в целях облегчения положения крестьян. В декабре 1881 г. был издан закон о прекращении временнообязанного состояния, в котором к этому времени всё ещё оставалась значительная часть жителей деревни. Были снижены выкупные платежи. В 1882 г. был создан Крестьянский банк, который давал крестьянам ссуды на покупку земель.
7. Когда в России начала складываться система рабочего законодательства? Что она собой представляла?
Система рабочего законодательства начала складываться при Александре III. Теперь правительство начало вмешиваться в отношения между рабочими и их начальством, предпринимателями.

1. Какой взгляд на крестьянство С. Ю. Витте приписывает Александру III?
Император Александр III относился глубоко сердечно ко всем нуждам русского крестьянства в частности и русских слабых людей вообще.
2. Поддерживает ли Витте политику Александра III по отношению к крестьянам?
Витте поддерживает политику Александра.

1. В чем вы видите главное отличие внутренней политики Александра III от политики предшествующего императора?
Политика Александра III была консервативной, а политика предыдущего императора - либеральной.
2. Что принципиально отличало гимназии от церковно-приходских школ?
Гимназия была более высокой степенью образования, являлась средним образованием. Церковно-приходские школы были начальным образованием. Набор предметов и объем знаний в них были разными. Гимназии были менее доступны.
3. Каково значение рабочего законодательства?
Рабочее законодательство улучшило положение рабочих, закон впервые коснулся вопроса о сроках рабочего дня.
4. Сравните положения двух университетских уставов (1863 и 1884 гг.), привлекая дополнительный материал. Составьте в тетради сравнительную таблицу.
университетский устав 1863 г университетский устав 1884 г
Ректор, деканы, профессора выборные
студенческая форма отменялась
вопросы внутреннего управления передают совету
существование 4 факультетов
студентом мог стать молодой человек 17-ти лет, закончивший гимназию автономия университетов ликвидировалась практически полностью
Ректор, деканы, профессора назначались
Университетское начальство обязывалось беспощадно бороться со студенческими столовыми
вводилась студенческая форма
повышалась плата за обучение
уничтожение университетского суда

5. Разделившись на группы, найдите и изучите документы и воспоминания современников об учебных заведениях вашего региона второй половины XIX н. Подготовьте презентацию для одноклассников.

6. Используя ресурсы Интернета, изучите биографию и воспоминания современников об одном из деятелей, упомянутых в параграфе. Дайте своему герою оценку как государственному деятелю.
Делянов Иван Давыдович (30.11.1818—29.12.1897), граф, армянин по происхождению. Сын генерал-майора Д. А. Делянова и Марии Иоакимовны. Родился в Москве, учился в Лазаревском институте восточных языков, окончил юридический факультет Московского университета. Поступив на службу во Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, обратил на себя внимание главноуправляющего отделением гр. Д.Н. Блудова, под руководством которого принял участие в составлении нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Деятельность Делянова на посту министра народного просвещения полностью совпадала с общим направлением внутренней политики царствования Александра III и, в частности, распадалась на четыре рода мероприятий: мероприятия, касающиеся преобразования системы высшего и среднего общего образования, касающиеся русификации средних и низших школ на окраинах, относящиеся к возможному подъему технического образования и, наконец, имеющие целью повышение уровня грамотности в России. К мероприятиям первого рода относятся следующие: в 1884 старый университетский устав 1863 был заменен новым, значительно ограничившим свободу учения и преподавания. В 1887 был издан циркуляр, стеснявший прием в средние учебные заведения детей из низших классов населения; сильно ограничен процент евреев, допускаемых в высшие и средние учебные заведения. В 1890 были пересмотрены учебные планы классических гимназий, результатом чего явилось расширение преподавания русского языка за счет древних языков. Преобразован устав Юрьевского (прежде Дерптского) университета в духе нового общеуниверситетского устава 1884. В 1886 были закрыты высшие женские курсы, открытые вновь лишь в 1889 на значительно измененных началах и только в столице. Был открыт университет в Томске и пересмотрено положение об учительских семинариях. Ряд мероприятий, относящихся к русификации населения окраин, заключался в следующем. К ведомству Министерства народного просвещения был присоединен Кавказский учебный округ с кавказским музеем, тифлисской публичной библиотекой, тифлисской физической обсерваторией и горскими школами Терской обл.

Издано новое Положение (1887) о городских училищах Варшавского учебного округа. Из Министерства внутренних дел было передано в Министерство народного просвещения до 2000 сельских школ в Прибалтийском крае; для управления ими была образована дирекция и несколько инспекций и выработаны временные правила для заведования этими училищами. Там же были открыты вновь и преобразованы до 20 городских училищ; открыты русское реальное училище в Риге и русская прогимназия в Полангене; введено обязательное преподавание на русском языке в тех средних учебных заведениях, которые пользовались правами казенных училищ. Ведению Министерства народного просвещения были переданы все иноверческие школы Юго-Западного края и училища, существовавшие при протестантских церквах в округах Петербургской и Московской лютеранских консисторий, в Закавказском крае и в селении Сарепте, а также Колпанская лютеранская учительская семинария.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением