Культура. Русская литература ГДЗ Арсентьев Данилов 9 класс (История)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Арсентьев, Данилов, Левандовский 9 класс, Просвещение:
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: русская литература.
Почему русская литература второй половины XIX в. оказывала и продолжает оказывать огромное влияние на мысли и чувства людей во всём мире?
Русская литература поднимала важнейшие жизненные проблемы. Писатели второй половины XIX в. не могли не откликнуться на новые явления общественной жизни, которые во многом определяли настроения просвещённого общества.
1. Какую роль играла литература во второй половине ХІХ в. в процессе формирования общественного мнения? Приведите примеры из текста параграфа.
В условиях роста грамотности населения и отсутствия возможности для широкого обсуждения жизненных проблем литература не только была культурным явлением, но и выполняла общественные задачи. Особое место в русской и мировой литературе занимают гениальные творения Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Оба они были не только писателями, но и публицистами, их статьи имели огромное влияние на общественно-политическую жизнь России. Писатели второй половины XIX в. не могли не откликнуться на новые явления общественной жизни, которые во многом определяли настроения просвещённого общества.
2. Перечислите социальные проблемы, ставшие основой сюжетов для произведений литературы второй половины XIX в.
Наиболее популярными в ту пору были идеи социализма, революционного обновления существующих порядков, использование террора для достижения поставленных целей.
3. Какие качества отличают героев произведений второй половины XIX в. от героев литературы первой половины XIX в.? С чем это связано?
Герои второй половины века отражали новые явления в русском государстве. Теперь среди героев появляются не только дворяне, но и представители других сословий. Это было связано с меняющимися порядками в стране.
4. Назовите имена наиболее ярких представителей литературы народов России второй половины XIX в.
И. Я. Франко, Шолом-Алейхем, Ф. К. Богушевич, М. Акмулла, З. Бигеев, Г. Ильяси, Ф. Халиди, Каюм Насыри.
1. Можно ли сделать из этого текста вывод, что человеку нужно прощать все грехи? Подтвердите свой ответ анализом цитаты.
Можно, так как писатель говорит о том, что нужно любить человека несмотря на грехи. “не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его”
2. Объясните смысл слов: «Будешь любить всякую вещь, и тайну Божию постигнешь в вещах».
Данные слова означают, что если ты будешь с любовью относиться к каждой вещи, как это делает Бог, поймешь Бога и постигнешь тайны.
1. Согласны ли вы с утверждением, что именно литературное творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина стало основной причиной его преследования со стороны властей? Докажите свою позицию, используя цитаты из параграфа.
Салтыков-Щедрин создал целую галерею зловещих образов, представляющих как старый мир помещиков и чиновников, так и нарождающийся мир «чумазых» хищников. Смешной, но одновременно страшной предстает Россия в произведениях великого сатирика. Выставление российской действительности в таком свете действительно не понравилось властям, его наказали за вольнодумство.
2. Почему темы o Боге, о душе, о смысле жизни стали популярны у некоторых авторов второй половины XIX в.? Какие идеалы православия находили отражение в литературе этого периода? На какие общественные процессы может указывать этот факт?
В условиях обмирщения культуры, отказа на Западе от многих традиционных ценностей и идеалов русская литература этого времени глубоко пронизана православной традицией. И в этом состоит её огромное значение. В литературе этого периода нашли отражение идеалы свободы поэтического творчества, “вечные вопросы”, личности человека, гуманные принципы. Этот факт может указывать на процесс усиления набожности людей.
3. Создайте презентацию на тему «Великий поэт (писатель) второй половины XIX в.»
4. Из курса Новой истории вспомните об основных достижениях западноевропейской литературы второй половины XIX в. Укажите черты, сближающие российскую и западноевропейскую литературу периода второй половины XIX в.
- популярность критического реализма
- возрастание интереса к истории
- интерес к государственным принципам
5. Опираясь на знания из курса литературы, подготовьте краткое сообщение о том, как создавалось одно из литературных произведений второй половины XIX в.
Роману «Война и мир» Л.Н. Толстой посвятил шесть лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863 года А.Е. Берс, отец Софьи Андреевны, жены Толстого, послал из Москвы в Ясную Поляну письмо со следующим замечанием: «Вчера мы много говорили о 1812 годе по случаю намерения твоего написать роман, относящийся к этой эпохе». Именно это письмо исследователи считают «первым точным свидетельством», датирующим начало работы Толстого над «Войной и миром». О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. Первоначально Толстой задумал роман о декабристе, возвратившемся после 30-летней сибирской ссылки. Действие романа начиналось в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права. Но затем писатель пересмотрел свой замысел и перешел к 1825 году - эпохе восстания декабристов. Вскоре писатель оставил и это начало и решил показать молодость своего героя, совпавшую с грозной и славной порой Отечественной войны 1812 года. Перенеся начало действия своего романа на полвека вглубь истории, Толстой решил провести через важнейшие для России события не одного, а многих героев. Свой замысел Толстой назвал «Три поры». Первая пора - это начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости первых декабристов, прошедших через Отечественную войну 1812 года. Вторая пора - это 20-е годы с их главным событием - восстанием 14 декабря 1825 года. Третья пора - 50-е годы, неудачный для русской армии конец Крымской войны, внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов, их возвращение из ссылки и время ожидания перемен в жизни России. Однако в процессе работы над произведением писатель сузил рамки своего первоначального замысла и сосредоточил внимание на первой поре, коснувшись лишь в эпилоге романа начала второй поры. В начале работы Толстой понял, что привычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все богатство задуманного им содержания, и начал настойчиво искать новую художественную форму, он хотел создать литературное произведение совершенно необычного типа. И ему это удалось. «Война и мир», по утверждению Л.Н. Толстого, - не роман, не поэма, не историческая хроника, это - роман-эпопея, новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением