Упр.203 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 203 1. Прочитайте отрывок из книги И. Розанова (1874—1959) «Лермонтов — мастер стиха». Определите тему, основные мысли текста. Объясните знаки препинания. Подготовьтесь...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
 

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
203 1. Прочитайте отрывок из книги И. Розанова (1874—1959) «Лермонтов — мастер стиха». Определите тему, основные мысли текста. Объясните знаки препинания. Подготовьтесь к изложению.
Любовь к изобразительным искусствам проходит через всю жизнь Лермонтова, и это, конечно,7 в какой-то степени помогало ему и в словесном творчестве.
Сохранились сведения, что Лермонтов в детстве увлекался лепкой из красного воска: «Он вылепил, например,7 охотника с собакой и сцены сражений. Кроме того, маленький Лермонтов составил театр из марионеток. Пьесы для этих представлений сочинял сам Лермонтов».
В детстве Лермонтов брал уроки рисования и рисовал много и охотно, иногда дополняя рисунками свои стихотворения, иногда рисуя с натуры. Небольшое наводнение в Петербурге, очевидцем которого3 он был вскоре после того, как впервые приехал в Петербург, вызвало в нём мысль о возможности потопления города.
В. А. Соллогуб, автор «Тарантаса», рассказывает: «Лермонтов, одарённый большими самобытными способностями к живописи, как и к поэзии, любил чертить пером и даже кистью вид разъярённого моря, из-за которого подымалась оконечность Александровской колонны с венчающим3 её ангелом. В таком изображении отзывалась его безотрадная, жаждавшая горя фантазия».
По воспоминаниям юнкерского товарища Лермонтова, его «рисунки отличались замечательною бойкостью и уверенностью карандаша, которым3 он с одинаковым талантом воспроизводил как отдельные фигуры, так и целые группы из многочисленных фигур в различных положениях и движениях, полных жизни и правды».
Тема текста:
Любовь Лермонтова к изобразительным искусствам.
Основные мысли текста:
«Любовь Лермонтова к изобразительным искусствам проходит через всю его жизнь и это, конечно, в какой-то степени помогало ему и в словесном творчестве».
Объясним знаки препинания:
Любовь к изобразительным искусствам проходит через всю жизнь Лермонтова, (запятая разделяет части сложного предложения) и это, (запятой выделяется вводное слово) конечно, (запятой выделяется вводное слово) в какой-то степени помогало ему и в словесном творчестве.
Сохранились сведения, (запятая разделяет части сложного предложения) что Лермонтов в детстве увлекался лепкой из красного воска: «Он вылепил, (запятой выделяется вводное слово) например, (запятой выделяется вводное слово) охотника с собакой и сцены сражений. Кроме того, (запятой выделяется вводное слово) маленький Лермонтов составил театр из марионеток. Пьесы для этих представлений сочинял сам Лермонтов». (после слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки)
В детстве Лермонтов брал уроки рисования и рисовал много и охотно, (запятой выделяется деепричастный оборот) иногда дополняя рисунками свои стихотворения, (запятой выделяется деепричастный оборот) иногда рисуя с натуры. Небольшое наводнение в Петербурге, (запятая разделяет части сложного предложения) очевидцем которого он был вскоре после того, (запятая разделяет части сложного предложения) как впервые приехал в Петербург, (запятая разделяет части сложного предложения) вызвало в нём мысль о возможности потопления города.
В.А. Сологуб, (запятой выделяется обособленное несогласованное определение) автор «Тарантаса», (запятой выделяется обособленное несогласованное определение) рассказывает: «Лермонтов, (запятой выделяется причастный оборот) одарённый большими самобытными способностями к живописи, (запятая между однородными дополнениями) как и к поэзии, (запятой выделяется причастный оборот) любил чертить пером и даже кистью вид разъярённого моря, (запятая разделяет части сложного предложения) из-за которого подымалась оконечность Александровской колонны с венчающим её ангелом. В таком изображении отзывалась его безотрадная, (запятая между однородными определениями) жаждавшая горя фантазия». (после слов автора перед прямой речью ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки)
По воспоминаниям юнкерского товарища Лермонтова, (запятой выделяется вводная конструкция) его «рисунки отличались замечательною бойкостью и уверенностью карандаша, (запятая разделяет части сложного предложения) которым он с одинаковым талантом воспроизводил как отдельные фигуры, (запятая между однородными дополнениями) так и целые группы из многочисленных фигур в различных положениях и движениях, (запятой выделяется обособленное определение, стоящее после определяемого слова и отделённое от него другими членами предложения: фигур (каких?) полных…) полных жизни и правды». (цитата заключается в кавычки)
План текста и ключевые слова:
1. Любовь Лермонтова к изобразительным искусствам (любовь, проходит, всю жизнь, помогало, словесное творчество).
2. Увлечения детства (в детстве, лепка, театр из марионеток, пьесы).
3. Живопись в детские годы (брал, уроки рисования, много и охотно, с натуры)
4. Мнение В.А. Соллогуба (одарённый, любил, разъярённое море, отзывалась, жаждавшая горя).
5. Воспоминания юнкерского товарища Лермонтова (по воспоминаниям, отличались).
2. Докажите, что это текст-рассуждение. Найдите тезис, аргументы. Напишите заключительную часть: постарайтесь сделать так, чтобы заключение «перекликалось» с началом текста и являлось выводом, обобщающим содержание текста.
Данный текст является текстом-рассуждением.
Тезис: любовь Лермонтова к изобразительным искусствам проходит через всю его жизнь.
Аргументы:
- в детстве он увлекался лепкой из красного воска
- устроил театр из марионеток
- брал уроки рисования
- рисовал умело и охотно
- рисунки моря отражали звуки страдающей души Лермонтова-поэта
- он с одинаковым талантом воспроизводил как отдельные фигуры, так и целые группы из многочисленных фигур
Лермонтов так и не стал профессиональным художником, так как большую часть своего таланта посвятил литературному творчеству. Однако его живописные работы, подобно его стихотворениям, овеяны духом его гениальности. Большая часть его живописных работ перекликается темой с его литературными произведениями. Они в некоторой степени служили дополнением к его авторскому замыслу, который выражался в его литературных произведениях.
3. Какова роль цитирования в тексте? Запишите одно из предложений, содержащих цитату. Какие вы знаете способы цитирования? Приведите примеры.
Цитирование в тексте выполняет функцию аргументирования. Цитаты служат доказательствами позиции автора.
Цитаты:
1. Сохранились сведения, что Лермонтов в детстве увлекался лепкой из красного воска: «Он вылепил, например, охотника с собакой и сцены сражений. Кроме того, маленький Лермонтов составил театр из марионеток. Пьесы для этих представлений сочинял сам Лермонтов».
2. В.А. Сологуб, (автор «Тарантаса», рассказывает: «Лермонтов, одарённый большими самобытными способностями к живописи, как и к поэзии, любил чертить пером и даже кистью вид разъярённого моря, из-за которого подымалась оконечность Александровской колонны с венчающим её ангелом. В таком изображении отзывалась его безотрадная, жаждавшая горя фантазия».
3. По воспоминаниям юнкерского товарища Лермонтова, его «рисунки отличались замечательною бойкостью и уверенностью карандаша, которым он с одинаковым талантом воспроизводил как отдельные фигуры, так и целые группы из многочисленных фигур в различных положениях и движениях, полных жизни и правды».
4. Объясните значение слов: марионетка, колонна,лепка.
Марионетка – разновидность театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.
Колонна – вертикально стоящий столб, как правило, выполняющий конструктивную функцию опоры.
Лепка – процесс создания скульптуры из мягких материалов (глина, воск, пластилин) путём наращивания или удаления пластической массы.
5. Произведите анализ предложения, отражённого в схеме:
[Небольшое наводнение в Петербурге, (очевидцем которого он был вскоре после того)2, (как впервые приехал в Петербург)3, вызвало в нём мысль о возможности потопления города]1.
[-, (… которого - = после того)2, (как =)3, =]1.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоящее из трёх частей, связанных между собой подчинительной связью. Предложения в тексте связаны последовательным подчинением. 2-е придаточное является придаточным определительным, 3-е придаточное является придаточным времени.
1-е и 2-е предложения связаны при помощи союзного слова который; 2-е и 3-е предложения связаны при помощи союза как.
1-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
2-е предложение: простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
3-е предложение: простое, двусоставное, неосложнённое, неполное (пропущено подлежащее).
6. Подготовьтесь к выразительному чтению.
Любовь к изобразительным искусствам ^/ проходит через всю жизнь Лермонтова, ^/ и это, ^/ конечно, ^/ в какой-то степени помогало ему и в словесном творчестве. v//
Сохранились сведения, ^/ что Лермонтов в детстве увлекался лепкой из красного воска: ^/ «Он вылепил, ^/ например, ^/ охотника с собакой и сцены сражений. v// Кроме того, ^/ маленький Лермонтов составил театр из марионеток. ^// Пьесы для этих представлений сочинял сам Лермонтов». v//
В детстве Лермонтов брал уроки рисования и рисовал много и охотно, ^/ иногда дополняя рисунками свои стихотворения, ^/ иногда рисуя с натуры. v// Небольшое наводнение в Петербурге, ^/ очевидцем которого он был вскоре после того, ^/ как впервые приехал в Петербург, ^/ вызвало в нём мысль о возможности потопления города. v//
В.А. Сологуб, ^/ автор «Тарантаса», ^/ рассказывает: ^/ «Лермонтов, ^/ одарённый большими самобытными способностями к живописи, ^/ как и к поэзии, ^/ любил чертить пером и даже кистью вид разъярённого моря, ^/ из-за которого подымалась оконечность Александровской колонны с венчающим её ангелом. v// В таком изображении отзывалась его безотрадная, ^/ жаждавшая горя фантазия». v//
По воспоминаниям юнкерского товарища Лермонтова, ^/ его «рисунки отличались замечательною бойкостью и уверенностью карандаша, ^/ которым он с одинаковым талантом воспроизводил как отдельные фигуры, ^/ так и целые группы из многочисленных фигур в различных положениях и движениях, ^/ полных жизни и правды». v//
Курсивом выделены слова, на которых следует сделать акцент, так как на них падает логическое ударение.
Знаком / обозначена короткая пауза.
Знаком // обозначена долгая пауза.
Знаком ^ обозначено повышение тона голоса.
Знаком v обозначено понижение тона голоса.
7. Напишите изложение.
Любовь к изобразительным искусствам проходит через всю жизнь Лермонтова, и это в какой-то степени помогало ему и в словесном творчестве.
В детстве Лермонтов увлекался лепкой из красного воска, а также составил театр из марионеток, пьесы для которого поэт писал самостоятельно.
В детстве Лермонтов брал уроки рисования и рисовал много и охотно. Часто он дополнял свои стихотворения своими рисунками, а также рисовал с натуры.
Наводнение в Петербурге, очевидцем которого поэт стал, только приехав в Петербург, оказало влияние на поэта. По словам В.А. Соллогуба, Лермонтов любил чертить вид разъярённого моря, из-за которого подымалась оконечность Александровской колонны. В этих изображениях отзывалась его безотрадная, жаждавшая горя фантазия.
По воспоминаниям юнкерского товарища Лермонтова, его рисунки отличались бойкостью и уверенность карандаша, с помощью которого он одинаково талантливо рисовал как отдельные фигуры, так и целые группы из многочисленных фигур в различных положениях и движениях.
Пунктуационный анализ предложения:
Любовь к изобразительным искусствам проходит через всю жизнь Лермонтова,(1) и это,(2) конечно,(3) в какой-то степени помогало ему и в словесном творчестве.
1-я запятая разделяет простые предложения в составе сложносочинённого.
2-я и 3-я запятые выделяют вводное слово.
Сохранились сведения, что Лермонтов в детстве увлекался лепкой из красного воска(1) «(2)Он вылепил,(3) например,(4)
1 – двоеточие после слов автора перед прямой речью.
2 – кавычки в начале прямой речи.
3-я и 4-я запятые выделяют вводное слово.
Морфологический анализ слова:
Которого
1. Которого – местоимение (указывает на предмет, не называя его, и отвечает на вопрос чего?).
2. Начальная форма: который.
3. Постоянные признаки:
- относительное
4. Непостоянные признаки:
- единственное число
- средний род
- родительный падеж
5. В предложении является дополнением (очевидцем (чего?) которого).
Венчающим
1. Венчающим – причастие (обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос каким?).
Морфологические признаки глагола
2. Инфинитив: венчать.
3. Постоянные признаки:
- 1-е спряжение
- совершенный вид
- переходный
- невозвратный
Морфологические признаки причастия
4. Начальная форма: венчающий
5. Постоянные признаки:
- действительное
- настоящее время
- совершенный вид
6. Непостоянные признаки:
- полная форма
- единственное число
- мужской род
- творительный падеж
7. В предложении является определением (с ангелом (каким?) венчающим).
Которым
1. Которым – местоимение (указывает на предмет, не называя его, и отвечает на вопрос чем?).
2. Начальная форма: который
3. Постоянные признаки:
- относительное
4. Непостоянные признаки:
- единственное число
- мужской род
- творительный падеж
5. В предложении является дополнением (воспроизводил (чем?) которым).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением