Упр.201 ГДЗ Пичугов Еремеева 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 201. 1. Прочитайте отрывок из статьи В. Сиротина «М Ю. Лермонтов в искусстве своей эпохи». Подготовьтесь к изложению....Раздвигая возможности поэтической формы,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
 

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Пичугов, Еремеева 9 класс, Просвещение:
201. 1. Прочитайте отрывок из статьи В. Сиротина «М Ю. Лермонтов в искусстве своей эпохи». Подготовьтесь к изложению.
...Раздвигая возможности поэтической формы, Лермонтов ощущал острую необходимость в изобразительном ряде, который не был бы связан только со словом.
Поэт был прекрасный наездник, хорошо знал лошадей, умел и любил рисовать их. Линии в его рисунках отличаются чёткостью, образы характерностью, а динамика композиций подчинена теме. Одна только «юнкерская тетрадь» 1832—1834 годов хранит в себе поистине фейерверк великолепных рисунков и зарисовок. Качество их говорит о том, что рисовал поэт не «просто так» — для проведения досуга, а тогда лишь, когда его захватывала мысль, которую он перелагал на бумагу свежо и с большой выразительной силой... Лучшие рисунки одного только этого альбома — среди которых есть подлинные шедевры — говорят нам о рождении уникального явления в искусстве!..
Лишь несколькими штрихами наметив полутень, Лермонтов удивительно легко передаёт необыкновенно трудную в графике светоносность пространства, что роднит его рисунки с рембрантовскими открытиями в передаче света и цвета.
Поразителен по внутренней раскрепощённости, лёгкости движущихся линий и композиционной законченности графический шедевр «Схватка конных егерей с французскими кирасирами»... Художественную выразительность этого произведения трудно переоценить!.. Наделённые большой художественной силой, графические композиции могли быть началом создания больших живописных полотен.
Как письма Ван Гога являются откровением живописца, так рисунки Лермонтова есть великое откровение души поэта... Лермонтовские шедевры, вне сомнения, не оставили бы равнодушными современников поэта — Кипренского, Брюллова и Орловского, с которыми судьба, увы, так и не свела поэта...
Сейчас, из дальнего далека, можно лишь сожалеть, что юный Лермонтов столь неосмотрительно предпочёл эффектный мундир гвардейца скромному сюртуку студента Петербургской академии художеств. Можно печалиться о том, что рядом не оказалось никого, кто способен был изменить мальчишески-честолюбивые светские планы поэта и затянуть его в роскошные аудитории академии. Именно там, в просторных классах российского храма искусств, юный талант и мог сойтись со знаковыми фигурами русской живописи...
План текста и ключевые слова:
1. Лермонтов был не только поэтом (раздвигая, изобразительном ряде, только со словом);
2. Рождение нового явления в искусстве (чёткостью, характерностью, юнкерская тетрадь, фейерверк великолепных рисунков и зарисовок, не «просто так», захватывала, с выразительной силой, шедевры);
3. Светоносность пространства (полутень, удивительно легко, роднит, с рембрандтовскими открытиями);
4. Графические композиции Лермонтова (поразителен, графический шедевр, выразительность, художественной силой);
5. Откровение души поэта (великое откровение, равнодушными, не свела);
6. Возможная судьба Лермонтова-живописца (сожалеть, неосмотрительно, Академии художеств, печалиться, изменить, храма искусств, знаковыми фигурами).
2. Выпишите слова, которые входят в тематическую группу «Изобразительное искусство».
Изобразительное искусство:
- изобразительный ряд
- рисовать
- рисунки
- динамика композиции
- зарисовки
- альбом
- штрихи
- полутень
- графика
- светоносность пространства
- передача света и цвета
- живописные полотна
- живописец
- академия художеств
- храм искусств
3. Выполните задания, связанные с культуроведческим комментированием текста (обратитесь к словарям, справочникам). Запишите предложения: Рембрандт — это .... Ван Гог — это .... Кипренский — это ... . Брюллов — это ... . Орловский — это....
Рембрандт – это голландский художник «Золотого века Нидерландов», живописец, рисовальщик и гравёр в технике офорта, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.
Ван Гог – это нидерландский художник-постимпрессионист, создавший более 2100 произведений, однако при жизни так и не получивший заслуженного призвания.
Кипренский – это русский живописец, график, мастер портрета, одним из первых получивший признание в Европе.
Брюллов – это русский живописец и рисовальщик, один из главных художников позднего русского классицизма первой половины XIX века; автор монументальных исторических полотен.
Орловский – это русский живописец-баталист и жанрист.
4. Докажите, что это текст публицистического стиля. Какие языковые средства использует автор, чтобы выразить свои чувства, дать эмоциональную оценку? Выпишите несколько примеров.
Для справки: подлинные шедевры, уникальное явление в искусстве, графический шедевр, поразителен, художественная выразительность (сила), композиционная законченность, трудно переоценить, великое откровение души, храм искусств, юный талант, знаковые фигуры, поистине фейерверк великолепных рисунков, не оставили бы равнодушными...
Обратите внимание на использование синонимичных односоставных предложений: Можно лишь сожалеть... Можно печалиться о т ом...
Данный текст относится к публицистическому стилю. Его основная цель: воздействие на читателя, стремление донести до него взгляд автора на обсуждаемый вопрос.
В тексте используются оценочная лексика и эмоционально-окрашенные слова (подлинные шедевры, художественная выразительность, великое откровение души, храм искусств, поистине фейерверк). В тексте также использованы односоставные синонимичные предложения можно лишь сожалеть… можно печалиться о том…
Читая текст, мы ясно можем понять позицию автора относительно обсуждаемого вопроса. Это подтверждается следующими словами и выражениями: трудно переоценить, не оставили бы равнодушными, уникальное явление в искусстве, поразителен, юный талант.
5. Укажите средства связи между предложениями последнего абзаца.
Для справки: синонимы (в том числе контекстуальные), частица, местоимение, наречие, вводные слова.
- контекстуальные синонимы (сожалеть – печалиться; академия художеств – храм искусств);
- синтаксический параллелизм (можно лишь сожалеть – можно печалиться);
- частица (именно)
- наречие (там)
6. Замените словосочетание лермонтовские шедевры синонимичным со связью управление.
Лермонтовские шедевры – шедевры Лермонтова.
- лермонтовские шедевры; шедевры (какие?) лермонтовские; согласование
- шедевры Лермонтова; шедевры (кого? чьи?) Лермонтова; управление
7. Объясните орфограммы и расстановку знаков препинания.
…Раздвигая (проверочное слово: движет) возможности поэтической (проверочное слово: поэт) формы, (запятой выделяется деепричастный оборот) Лермонтов ощущал острую необходимость в изобразительном (словарное слово) ряде, (запятая разделяет части сложного предложения) который не был бы связан только со словом.
Поэт был прекрасный (словарное слово) наездник, (проверочное слово: ездит) (запятая между однородными сказуемыми) хорошо знал лошадей, (проверочное слово: лошадь) (запятая между однородными сказуемыми) умел и любил рисовать (рисую, в форме 1-го лица единственного числа происходит чередование -ова-/-ую) их. Линии в его рисунках (словарное слово) отличаются (линии (что делают?) отличаются) чёткостью, (запятая между однородными подлежащими) образы характерностью, (запятая разделяет части сложного предложения) а динамика композиций подчинена теме. Одна только «юнкерская тетрадь» 1832-1834 годов хранит в себе поистине фейерверк (словарное слово) великолепных (словарное слово) рисунков и зарисовок. Качество их говорит о том, (запятая разделяет части сложного предложения) что рисовал поэт не «просто так» - (тире перед обособленным обстоятельством) для проведения досуга, (словарное слово) (перед союзом а всегда ставится запятая) а тогда лишь, (запятая разделяет части сложного предложения) когда его захватывала мысль, (запятая разделяет части сложного предложения) которую он перелагал на бумагу свежо и с большой выразительной силой... Лучшие рисунки одного только этого альбома (словарное слово) – (тире выделяется пояснительная конструкция) среди которых есть подлинные (словарное слово) шедевры (словарное слово) – (тире выделяется пояснительная конструкция) говорят нам о рождении уникального явления в искусстве!.. (словарное слово)
Лишь несколькими штрихами наметив полутень, (запятой выделяется деепричастный оборот) Лермонтов удивительно легко (проверочное слово: лёгок) передаёт необыкновенно трудную в графике светоносность пространства, (запятая разделяет части сложного предложения) что роднит его рисунки с рембрандтовскими открытиями в передаче света и цвета.
Поразителен по внутренней раскрепощённости, (приставка перед основой на глухой согласный) (запятая между однородными дополнениями) лёгкости движущихся линий и композиционной законченности (проверочное слово: закончен) графический шедевр «Схватка конных егерей с французскими кирасирами»... Художественную (в суффиксе –енн- пишется удвоенная нн) выразительность этого произведения трудно переоценить!.. Наделённые большой художественной силой, (запятой выделяется причастный оборот, отделённый от определяемого слова другими членами предложения: композиции (какие?) наделённые…) графические композиции могли быть началом создания больших (проверочное слово: больше) живописных полотен.
Как письма Ван Гога являются откровением живописца, (запятая разделяет части сложного предложения) так рисунки Лермонтова есть великое откровение души поэта... Лермонтовские шедевры, (запятой выделяется вводное словосочетание) вне сомнения, (запятой выделяется вводное словосочетание) не оставили бы равнодушными современников поэта – (тире после обобщающего слова перед перечислением) Кипренского, (запятая между однородными дополнениями) Брюллова и Орловского, (запятая разделяет части сложного предложения) с которыми судьба, (запятой выделяется вводное слово) увы, (запятой выделяется вводное слово) так и не свела поэта...
Сейчас, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) из дальнего далека, (запятой выделяется уточняющее обстоятельство) можно лишь сожалеть, (запятая разделяет части сложного предложения) что юный (словарное слово) Лермонтов столь неосмотрительно предпочёл эффектный (словарное слово) мундир гвардейца скромному сюртуку студента Петербургской академии художеств. Можно печалиться (можно (что делать?) печалиться) о том, (запятая разделяет части сложного предложения) что рядом не оказалось никого, (запятая разделяет части сложного предложения) кто способен был изменить мальчишески-честолюбивые светские планы поэта и затянуть его в роскошные (проверочное слово: роскошь) аудитории (словарное слово) академии. (словарное слово) Именно там, (запятой выделяется обособленное обстоятельство) в просторных классах (словарное слово) российского (словарное слово) храма искусств, (запятой выделяется обособленное обстоятельство) юный талант (словарное слово) и мог сойтись со знаковыми фигурами русской живописи...
8. Подготовьтесь к выразительному чтению.
…Раздвигая возможности поэтической формы, ^ / Лермонтов ощущал острую необходимость в изобразительном ряде, ^/ который не был бы связан только со словом. v//
Поэт был прекрасный наездник, ^/ хорошо знал лошадей, ^/ умел и любил рисовать их. v// Линии в его рисунках отличаются чёткостью, ^/ образы характерностью, ^/ а динамика композиций подчинена теме. v// Одна только «юнкерская тетрадь» 1832-1834 годов хранит в себе поистине фейерверк великолепных рисунков и зарисовок. v// Качество их говорит о том, ^/ что рисовал поэт не «просто так» ^/ - для проведения досуга, ^/ а тогда лишь, ^/ когда его захватывала мысль, ^/ которую он перелагал на бумагу свежо и с большой выразительной силой... v// Лучшие рисунки одного только этого альбома ^/ – среди которых есть подлинные шедевры ^/– говорят нам о рождении уникального явления в искусстве!.. ^//
Лишь несколькими штрихами наметив полутень, ^/ Лермонтов удивительно легко передаёт необыкновенно трудную в графике светоносность пространства, ^/ что роднит его рисунки с рембрандтовскими открытиями в передаче света и цвета. v//
Поразителен по внутренней раскрепощённости, ^/ лёгкости движущихся линий и композиционной законченности графический шедевр «Схватка конных егерей с французскими кирасирами»... ^// Художественную выразительность этого произведения трудно переоценить!.. v// Наделённые большой художественной силой, ^/ графические композиции могли быть началом создания больших живописных полотен. v//
Как письма Ван Гога являются откровением живописца, ^/ так рисунки Лермонтова есть великое откровение души поэта... v// Лермонтовские шедевры, ^/ вне сомнения, ^/ не оставили бы равнодушными современников поэта ^/ – Кипренского, / Брюллова и Орловского, / с которыми судьба, ^/ увы, ^/ так и не свела поэта... v//
Сейчас, ^/ из дальнего далека, ^/ можно лишь сожалеть, ^/ что юный Лермонтов столь неосмотрительно предпочёл эффектный мундир гвардейца скромному сюртуку студента Петербургской академии художеств. v// Можно печалиться о том, ^/ что рядом не оказалось никого, ^/ кто способен был изменить мальчишески-честолюбивые светские планы поэта и затянуть его в роскошные аудитории академии. v// Именно там, ^/ в просторных классах российского храма искусств, ^/ юный талант и мог сойтись со знаковыми фигурами русской живописи...v//
Курсивом выделены слова, на которых следует сделать акцент, так как на них падает логическое ударение.
Знаком / обозначена короткая пауза.
Знаком // обозначена долгая пауза.
Знаком ^ обозначено повышение тона голоса.
Знаком v обозначено понижение тона голоса.
9. Напишите: 1) сжатое изложение или 2) сочинение на основе данного текста.
Сжатое изложение
Лермонтову, помимо стихов, нужен был изобразительный ряд, не связанный только со словом.
Поэт очень любил рисовать лошадей. Линии в его рисунках отличаются чёткостью, образы характерностью, а динамика композиции подчинена теме. В его «юнкерской тетради» 1832-1834 годов можно найти множество великолепных рисунков и зарисовок. Их качество говорит о том, что поэт рисовал «не просто так», а лишь в те моменты, когда его захватывала мысль, которую он хотел перенести на бумагу. Лучшие рисунки одного только этого альбома говорят о рождении уникального явления в искусстве.
Лермонтов необыкновенно точно передавал трудную в графики светоносность пространства.
Поразителен по внутренней раскрепощённости, лёгкости движущихся линий и композиционной законченности графический шедевр «Схватка конных егерей с французскими кирасирами». Подобные композиции Лермонтова могли стать началом создания больших живописных полотен.
Рисунки Лермонтова есть великое откровение души поэта. Они не оставили бы равнодушным его современников, с которым судьба поэта так и не свела.
Сейчас можно лишь сожалеть, что Лермонтов выбрал военную стезю вместо художественной. Возможно, став художников, Лермонтов бы встретился со знаковыми фигурами русской живописи.
Сочинение
С самого детства мы привыкли слышать о Михаиле Юрьевиче Лермонтове как о талантливом поэте и писателе. Все знают такие его стихотворения, как «Тучи», «Бородино», «Белеет парус одинокий…», а также поэму «Мцыри», роман «Герой нашего времени», сказку «Ашик-Кериб» и пьесу «Маскарад».
Однако всё ли мы знаем о великом русском поэте и писателе? Многие ли из нас знают, что Лермонтов также бы талантливым живописцем? Тем не менее, это действительно так. С самого детства Лермонтов увлекался живописью. Среди его рукописей существует так называемая «юнкерская тетрадь», созданная в период 1832-1834 годов и хранящая в себе поистине фейерверк великолепных рисунков и зарисовок.
Поэт рисовал лошадей, его рисунки отличаются чёткостью, характерностью образов и динамикой композиции. Также ему принадлежат и некоторые графические композиции, к примеру, «Схватка конных егерей с французскими кирасирами».
И сейчас мы можем лишь гадать, что было бы, если бы Михаил Лермонтов выбрал не писательскую и офицерскую стезю, а поступил в Петербургскую академию художеств. Кто знает, возможно среди великих русских живописцев XIX века появилось бы ещё одно имя – Михаила Юрьевича Лермонтова?
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением